Напоминание

Влияние устного народного творчества на речь детей


Автор: Кочергина Яна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ "Детский сад №40"
Населённый пункт: г. Юрга, Кемеровская обл.
Наименование материала: Самообразование
Тема: Влияние устного народного творчества на речь детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Влияние устного народного творчества на речь детей»

Кочергина Яна Юрьевна

Воспитатель

МБДОУ ДСКВ «Детский сад №40»

Произведения устного народного творчества имеют огромное значение,

как для развития речи ребенка, так и для становления личности каждого

вновь появившегося на свет человека. Известно, что народное творчество

особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы

и образов. С помощью него, взрослый легко устанавливает с ребенком

эмоциональный контакт. В тоже время оно таит в себе неисчерпаемые

возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего

детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности.

Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки,

потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки,

смешные сказочки, сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Овладение

родным

языком

является

одним

из

самых

важных

приобретений

ребенка

в

дошкольном

детстве.

Это

обуславливает

актуальность выбранной мной темы по самообразованию.

Цель: объединить воспитателей и родителей в развитие ребенка

посредствам русского фольклора, совершенствовать творческий процесс,

познавательные, коммуникативные возможности и способности ребенка в

базе русского народного творчества.

Задачи: продемонстрировать роль народного творчества, её работу в

концепции образования ребенка; обогащать разговор ребенка, фантазии,

чувства; содействовать независимому контакту старших и ребенка в чтении,

владеть русской речью; выслушивать, удержать в памяти образные творения,

разгадывать загадки, осуществлять содействие в драматизации сказок;

развивать любовь к фольклору; сформировать товарищеские чувства и

благожелательные отношения между ребятами.

Значимость проблемы. Проблема, связанная с развитием речи детей,

особо важно встала в последнее время. Плохо говорящие дети, начиная

осознавать

свой

недостаток,

становятся

молчаливыми,

застенчивыми,

нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми. В работе с

детьми устное народное творчество создаёт условия для развития речи, если

его использовать с современными методиками обучения, то речь ребёнка

улучшится.

Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей

предпочтение.

Простая

рифма,

неоднократно

повторяющиеся

слова,

восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют ребенка

прислушаться, повторять слова. С их помощью у детей развивается речевой

слух, произношение звуков.

На занятиях и в играх с детьми большое внимание уделяю потешкам.

Потешки приносят детям огромное удовольствие. Если я зачитываю

потешки, ребята затихают, улыбаются, в таком случае формируется

благоприятная обстановка, подходящая с целью психологического контакта с

ребенком. Ознакомление с потешками завязывается с рассматривания

иллюстраций, картинок, игрушек.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается

положительное

отношение

к

режимным

моментам:

умыванию,

причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

Одной из фольклорных форм развития связной речи ребенка являются

поговорки и пословицы. Их называют жемчужинами народного творчества,

они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

Используя их в своей речи, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно

выражать свои чувства и мысли, развить умение творчески употреблять

слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.

Можно

предложить

детям

проговорить

и

объяснить

наиболее

распространенные поговорки и народные выражения. Если дети не могут

понять смысл некоторых из них, объясняю им сама. После повторения дети

обычно хорошо справляются с этим заданием. Собираясь с ребятами на

прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут», а если

кто-то

поспешил

и

оделся

не

аккуратно:

вспоминаем

пословицу:

«Поспешишь – людей насмешишь».

Значительное воздействие на разностороннее развитие речи у детей

оказывает отгадывание и придумывание загадок. Загадка учит анализировать,

выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять

себя. Анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро

отгадывать, но и приучает внимательно относиться, к слову, вызывает

интерес к образным характеристикам, помогает запоминать и употреблять их

в речи, создавая яркий точный образ. Загадки развивают детскую память.

Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно малышу захочется

придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное

упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения. На

прогулки во время наблюдения, предлагала соответствующие загадки: «Бел,

да не сахар, ног нет, а идет» (снег), «Золотое коромысло над рекой повисло»

(радуга)

Особой популярностью у детей пользуются загадки, основанные на

отрицании. Например, «Не собака, а в дом не пускает». Если не получается

придумывать

рифмованные

загадки

можно

попробовать

вариант

с

отрицанием, он намного проще для детей любого возраста.

К малым формам фольклора относятся и считалки. Считалки для детей

берут своё начало в глубокой древности, по легенде, именно так выбирали

исполнителей самой трудной и опасной работы. Детские считалки являются

прекрасным тренажёром для мозговой деятельности, так как их запоминание

способствует развитию памяти и умственных способностей детей. Они

являются неотъемлемой частью подвижных игр.

Забавы-хороводы. Хороводные игры издревле любили на Руси.

Хороводы в детском саду в наше время популярны среди всех дошкольников,

ни один праздник не обходится без них. Это не просто хождение вокруг

ёлочки, а целый комплекс упражнений, включающий в себя пантомиму,

музыку, пение, свободные движения. В детском саду эти игры просто

необходимы. Каждый из игровых хороводов имеет яркое, выразительное

содержание, которое заинтересовывает детей и легко запоминается. Так же,

забавы-хороводы прививают любовь к национальной культуре нашего

народа.

В работе с детьми важна роль такого жанра детского фольклора, как

народная сказка. Русские народные сказки – это самый популярный и самый

любимый детьми жанр. Они возникли в незапамятные времена. Сказки

позволяют ребятам впервые почувствовать храбрость, смелость, увидеть

добро и зло. Дети любят сказочных героев, верят им, каков бы персонаж не

был, добрый или злой, и переносят эту любовь и веру из мира сказочного в

реальный. Сказка не только повышает познавательный интерес, но и

побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, делать выводы. В детском

саду

сказки

предлагают

дошкольникам

в

виде

чтения,

пересказа,

драматизации. Читать с детьми следует как можно больше, а самое главное

поговорить, о чём прочитали.

Перед сном дети моей группы слушают колыбельные в записи. Они

успокаивают, позволяют уснуть полноценным глубоким сном. Колыбельные

песни имеют повторы сочетаний звуков, слогов, простых слов. Все это

способствует развитию речи у ребенка. Замечено, что дети, которые с

рождения слушали колыбельные раньше и активнее начинают гулять,

произносить слоги и затем — говорить.

Работа с родителями: параллельно с моей работой и работой с детьми

были проведены консультации с родителями на темы: «Какие книги любит

слушать ребенок дома?». Выяснилось, что родители покупают книги, но

недостаточно уделяют времени и внимания чтению детям художественных

произведений. Консультация для родителей на тему "Как и для чего, читать

детям сказки". Цель, которой была помочь родителям понять роль русских

народных сказок в развитии ребенка. Консультация "Значение колыбельной

песни в жизни ребёнка". В уголке для родителей размещаю потешки и

стихотворения, которые мы заучивали в группе, чтобы родители дома могли

повторять их с детьми. Также были сделаны памятка для родителей: «Как,

часто нужно читать ребенку сказки?», «До каково времени нужно читать

ребёнку сказки?».

Для педагогов ДОУ провела консультации «А я советую читать сказки

так», в которой говорилось о методах работы над сказкой предложенное в

свое время Дж. Родари, консультация: «Приобщение к русской народной

культуре детей младшего дошкольного возраста», для школы молодого

педагога были изготовлены книжки – малышки, ребята с большим

удовольствием нам в этом помогали, также были представлены картотеки

загадок, потешек, хороводных игр, мирилок, считалок.

Заключение: Знакомство ребёнка с произведениями устного народного

творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период

раннего и дошкольного детства – важнейший этап в развитии человеческой

личности. Я считаю, что малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в

его работе, помогают нашим воспитанникам постигать окружающий мир,

стать

добросердечнее,

погружаться

в

стихию

родной

речи.

Мои

воспитанники уже переходят в старшую группу, они знают много пословиц,

поговорок, потешек умеют петь песенки, водить хороводы, принимают

активное участие в утренниках. В дальнейшей работе по самообразованию

планирую продолжить эту тему.

Методика

использования

в

работе

малых

фольклорных

форм.Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с

самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка,

развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и

т.д., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество

незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. В. М.

Фидяевская описала целую группу игр, основанных на устном народном

творчестве. Чтение фольклорных произведений требует от взрослого

большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком,

установившейся традицией, потешки, песенки произносятся просто, ласково,

весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых

фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой,

увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно

совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия. Так,

например, чтение потешки «Сорока – белобока» проводится в виде

своеобразной игры воспитателя с ребенком. Начиная рассказывать, взрослый

держит ладошкой вверх ручку ребенка, а пальчиком другой водит по ней, как

бы помешивая воображаемую кашу. При словах «этому дала» загибает один

пальчик за другим, при словах «ты мал» покачивает мизинчиком.

В младшем дошкольном возрасте дети не могут воспринимать быстрой

речи (как, например скороговорки). По этой причине потешки, народные

песенки читаются неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл

каждого слова. Необходимо строго соблюдать логические, психологические

и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы

ребенок обратил на него внимание, и чтобы оно отложилось в его памяти. К

чтению детям фольклорных произведений следует тщательно готовиться,

заранее

продумывать

выполняемые

действия,

обязательно

заучивать

наизусть текст и выразительно рассказывать.

Многогранность фольклористики обнаруживается также в том, что

звукосочетания – наигрыши взрослый использует в сочетании с игровыми

приемами: похлопывает в ладоши, выполняет «пляшущие» ритмичные

движения руками, включает плясовые элементы. Более того, в такт

ритмичным

звукосочетаниям

наигрышам

можно

включить

показ

произведений народного прикладного творчества – расписные деревянные

ложки, свистульки, матрешек. Малые формы фольклора можно использовать

при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового

действия сопровождается потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки

и вызывая радостное настроение, модно сопроводить процесс словами:

«Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики

Сережке». Все это поможет запомнить последовательность процедуры и

веселую потешку. Для того чтобы дети могли наглядно представить себе

жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки

почувствовать свое отношение к нему, можно использовать «живые

картинки». Например, при чтении потешки «Сорока – белобока» воспитатель

ставит деток сороки друг за другом и раздает им кашу, а самому последнему,

«который ничего не делал», говорит: «А ты постой, вот тебе горшок пустой».

Подобные «живые картинки» позволят правильно понять и эмоционально

передать содержание.

Чтобы прибаутка, песенка или байка прочно вошла в жизнь ребенка,

надо ему помочь осознать ее содержание. Не просто прочитать, а продумать,

в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так,

например, разучивая потешку «Пошел котик на торжок» можно использовать

шапочку кота, пирожки. Богатейший материал для воспитания нравственных

качеств содержат в себе пословицы и поговорки «Пословица не мимо

молвится». Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым

позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и

поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают

воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения,

заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и

поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в

них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в

любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании

трудолюбия и дружелюбия. Их можно использовать в различных ситуациях.

«От скуки бери дело в руки» – говорит воспитатель и предлагает выполнить

посильную работу (навести порядок в кукольном уголке), дети охотно

приступают к делу. После того как работа закончена, можно провести беседу,

почему так говорится в пословице.

Совместный труд – эффективный метод воспитания дружелюбия

«Берись дружно, не будет грузно»



В раздел образования