Передовой опыт работы МБОУ Студеновская СОШ по организации воспитательного процесса.
Автор: Мурина Наталья Павловна Должность: учитель начальных класов Учебное заведение: МБОУ Студеновская СОШ Населённый пункт: Оренбургская область Илекский район село Студеное Наименование материала: Доклад Тема: Передовой опыт работы МБОУ Студеновская СОШ по организации воспитательного процесса. Раздел: среднее образование
МБОУ Студеновская СОШ по организации воспитательного процесса.»
(учитель начальных классов Мурина Наталья Павловна)
Воспитательная работа является одной из главных составляющих всего
процесса обучения в школе. Научить ребенка самостоятельно строить свою
жизнь, неся ответственность за нее, формировать социально необходимые
знания и навыки, профессиональный интерес, гражданскую позицию – вот
основной принцип системы воспитания в нашей школе. Основные
программы воспитательной деятельности это: Здоровье, Учение, Общение,
Досуг, Среда обитания, Социум и школа. Используются различные формы
работы с обучающимися: коллективно-творческие дела, турниры,
конференции, экскурсии, спортивные состязания, конкурсы, брейн - ринги,
диспуты, дебаты.
Ведется профилактическая работа с «трудными» подростками и
неблагополучными семьями. Систематически проводятся дни инспектора:
встреча инспектора детской комнаты милиции с родителями детей, стоящих
на учете в школе и милиции. Ежедневно контроль осуществляют классные
руководители, они совершают совместные рейды с инспектором в
неблагополучные семьи, к «трудным» подросткам. Проводятся лекции
врачей-специалистов, классные часы правовой тематики.
Гармоническое развитие личности осуществляется через кружки и
секции. В школе действует орган ученического самоуправления: детская
творческая организация «Содружество», членами которой являются
обучающиеся 5-11 классов. Система ученического самоуправления позволила
обучающимся ощутить себя организаторами своей жизни в школе.
Очень удачное расположение школы способствует тесному
взаимодействию с различными социокультурными учреждениями: с сельским
Домом культуры, сельской библиотекой, музыкальной школой,
художественной школой, школой танцев, что помогает школе в воспитании
подрастающего поколения.
Ежегодно в летний период организуется лагерь дневного пребывания
для обучающихся младшего и среднего школьного возраста. Лагерь труда и
отдыха в июне и июле посещают обучающиеся 7-8 классов. В период летних
каникул через центр занятости населения трудоустраиваются
старшеклассников. У нас очень много побед как на районном уровне, так и
областном.
Управление школой осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об
образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении»
и на основе Устава школы. Общественность, родители, учителя, ученики
являются участниками управления школой. Структурными подразделениями
внутришкольной системы управления, действующими на основании
Положений, являются Педагогический совет, Совет по профилактике, Совет
по социальной защите, школьный родительский комитет.
Можно очень много говорить о воспитательной системе нашей школы,
но мне хотелось рассказать об участии нашей школы в интернет конкурсе.
В 2014-15 уч.году мы стали участниками Первого Всероссийского
дистанционного конкурса ученического самоуправления.
Во многих школах сегодня пытаются создать свою инновационную модель
ученического самоуправления. Но, к сожалению, сталкиваются с рядом
проблем.
Во-первых, нередко делаются попытки возродить формы самоуправления,
которые помогали решать проблемы с учениками, а не проблемы учеников.
Такое «самоуправление» полностью подчинялось администрации, работало
под её руководством.
Прошлые традиции, я убеждена, мешают правильно понять суть
современного самоуправления. И чтобы создать инновационную модель
необходимо перестать путать его с дежурствами, линейками и праздниками.
Сегодня школьное самоуправление – это способ осуществления права
учеников на управление образовательным учреждением.
Во-вторых, в каждой школе есть масса проблем, от решения которых зависит
жизнь учеников. Поэтому, на мой взгляд, администрации, учителям и
учащимся необходимо совместно определить круг вопросов, которые не
будут решаться без совета с представителями органов ученического
самоуправления. Только в том случае, если директор не будет единовластно
решать все вопросы, касающиеся учеников, а будет советоваться с ними,
прислушиваться к их мнению, ребята увидят: самоуправление – это не
формальность, а способ повлиять на «политику» школы. В этой ситуации не
нужно будет дожидаться «активизации» учеников, они перестанут быть в
школе чужими и считать её чужой. Но в то же время каждый ученик должен
не только четко осознавать комплекс прав, но и знать перечень своих
обязанностей, иметь гарантии их выполнения.
В-третьих, исходной позицией создания модели ученического
самоуправления должно быть ясное понимание того, что школа не может
вступить на путь инновационного развития по чужой модели. У каждой
школы индивидуальный путь развития, зависящий от специфики и реального
состояния кадрового, технического и прочего потенциала.
Вот для того, чтобы этих проблем было, как можно меньше наша школа
участвовала в Первом Всероссийском дистанционном конкурсе
ученического самоуправления.
1. Общие положения
Первый Всероссийский Дистанционный Конкурс ученического
самоуправления направлен на повышение роли органов ученического
самоуправления в деятельности общеобразовательных учреждений,
учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального и
среднего профессионального образования Российской Федерации.
Конкурс проводится Федеральным центром гражданского образования при
поддержке Федерального агентства по образованию и Академии повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
2. Цель и задачи Конкурса
Основная цель Конкурса – стимулирование деятельности и общественная
поддержка активно работающих органов и лидеров ученического
самоуправления.
Задачи Конкурса:
Поддержка сложившейся традиции проведения ежегодного конкурса,
посвященного развитию ученического самоуправления в образовательных
учреждениях Российской Федерации;
Повышение уровня делового взаимодействия органов ученического
самоуправления образовательных учреждений различных регионов и
муниципалитетов;
Формирование позитивного имиджа органов и лидеров ученического
самоуправления в обществе;
Признание вклада органов ученического самоуправления в развитие
государственно-общественного характера управления образованием,
формирование гражданского общества;
Выявление, оценка и распространение успешного опыта работы органов и
лидеров ученического самоуправления;
Формирование информационного банка данных перспективных практик
деятельности ученического самоуправления;
Стимулирование деятельности органов и лидеров ученического
самоуправления, их поддержка и поощрение к дальнейшему реальному
социальному партнерству в сфере работы с детьми и молодежью.
3. Участники Конкурса
Конкурс является открытым, в нем могут принять участие все без
исключения.
4. Номинации Конкурса
1. "Наша авторская модель ученического самоуправления" .
Описание именно авторских моделей организации ученического
самоуправления. Какие условия необходимы для создания действительно
инновационной модели ученического самоуправления? Наша школа работала
в данной номинации.
2. "Я – лидер".
3. "Мы учимся" .
4. "Мы - социальные партнеры".
5. "Мы в управляющем совете".
6. "СМИ нашего ученического самоуправления".
7. "Сайт нашего ученического самоуправления" .
8. "Мы это сделали первый раз".
9. "Наш финансово-экономический успех".
Номинации конкурса охватывают очень широкий спектр воспитательной
деятельности.
7. Порядок проведения Конкурса
Конкурс проводился с 10 января 2009 г. по 15 мая 2009 г.
1-й тур – мы оформление Заявки на конкурс по соответствующей форме.
Нам был присвоен регистрационный номер 27.
2-й тур - Написание эссе. В данной номинации мы постарались доказать
актуальность данной проблемы, убедить в правильности нашего выбора.
3-й тур – мы проводили социологический опрос среди учащихся,
родителей и педагогов для того, чтобы изучить мнение о состоянии и
перспективах ученического самоуправления. И педагоги, и родители и
учащиеся с большим интересом отвечали на поставленные вопросы. Подводя
итоги нашего анкетирования были видны и плюсы, и минусы в системе
нашего ученического самоуправления.
4-тур "Мастер-класс" – здесь мы давали советы, свои рекомендации для
активистов ученического самоуправления. Самое интересное в этом конкурсе
было то, что всю работу оценивали сами участники конкурса. Нужно было
связаться с любой школой другой области, (адреса участников были указаны
на сайте конкурса) и отослать им свою работу, а они выставляли баллы. Мы
тоже были в роли жюри, оценивали работу Гавриловской школы Удмуртской
Республики. Наш же материал оценивался школой №19 г.Иванова. Мы
получили 10 баллов – это высший балл.
Результаты всех туров были размещены на сайте Всероссийского конкурса .
Мы прошли все этапы конкурса. Нас пригласили на межрегиональный
молодежный форум «Лидер-2009» на озере Байкал в июле 2009 г., в ходе
которой будет создана Всероссийская Ассоциация ученического
самоуправления.
Конечно, мы не смогли посетить озеро Байкал. Но разве это главное. Главное
то, что мы общались с ребятами, проживающими в разных уголках нашей
России. Мы не стали победителями, но это нас нисколько не огорчило. У нас
появилось море друзей, которые в любую минуту могут дать совет,
поделиться опытом работы в любой области воспитательной работы.
Я думаю, что нашей школе тоже есть чем поделиться с ребятами из других
Республик, городов, сел, деревень, потому что у нас работают творческие
педагоги, учатся талантливые дети и очень много традиционных форм
работы, но наряду с ними мы стараемся шагать в ногу со временем и
применять инновационные формы не только в воспитательной работе, но и в
работе всей школы.
В заключение хочется сказать, что в безразличной к потребностям ребенка
школе самоуправление практически невозможно. Пусть даже там выбран
президент и в каждом классе создан ученический парламент, но если
педагоги относятся к этому только как к игре, тогда ничего не получится с
воспитанием активной и свободной личности.
Самоуправление! Управляем сами.
Сами - это значит,Четко понимаем,
Как добиться качества
В спорте и учебе,
Как досуг преобразить,
Как нам сделать, чтобы
Дело каждому нашлось
По душе, по нраву,
Чтоб по школе разнеслось:
«Мы достойны права
Школьной жизнью управлять
И проблемы все решать!