Общественная деятельность как фактор социализации учащихся в современном обществе
Автор: Фефелова Ирина Николаевна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МАОУ "Лицей№8" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: Статья Тема: Общественная деятельность как фактор социализации учащихся в современном обществе Раздел: среднее образование
Общественная деятельность как фактор социализации учащихся в
современном обществе
Фефелова Ирина Николаевна,
заместитель директора по воспитательной работе
МАОУ «Лицей №8» г.Пермь,
руководитель высшей категории.
Период реформирования и модернизации современного общества, экономическая
нестабильность требуют от современного учащегося не только овладения необходимыми
знаниями,
умениями
и
навыками,
но
и
способности
ориентироваться
в
социально-
экономической
реальности,
умения
применять
полученные
знания
в
различных
жизненных ситуациях.
При всей непредсказуемости социальных перемен очевидно, что чем раньше человек
достигнет тонкости социальных механизмов развития общества, тем ярче и интереснее
будет его жизнь, тем больший вклад
внесет он в благородное дело цивилизованного
развития своей страны. Подвижность и изменчивость социальной ситуации не должны
отпугивать молодого человека, они должны его «закалять».
Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, способность
находить выход из кризисных ситуаций, сохранять социальную устойчивость, свое «Я»
в постоянно меняющихся условиях.
Все эти качества можно развить, формируя в учащихся такие компетентности как
социальная
–
развивающая
способность
брать
на
себя
ответственность,
совместно
с
другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, проявлять сопряженность
личных
интересов
с
потребностями
общества,
участвовать
в
функционировании
демократических
институтов;
межкультурная
–
способствующая
положительным
взаимоотношениям
людей
разных
национальностей,
культур,
социальных
групп,
пониманию и уважению друг друга.
Прекрасной возможностью социализации является участие учащихся лицея № 8 в
Международном детском движении «Добрые дети Мира», которое в наше непростое время
решает
очень
серьезные
и
важные
задачи
–
подключает
юных
граждан
России
к
построению нового общества, основанного на принципах Милосердия и Толерантности.
Участвуя
в
этом
движении,
ребята
помогают
пожилым
людям,
инвалидам,
поддерживают своих сверстников, страдающих физическими недугами, вдохновенно и
радостно совершают самые разные добрые дела.
В процессе этой работы, взаимодействия с различными людьми ими приобретается
способность к осмыслению собственной жизни и определению отношения к миру как к
таковому. Это взаимодействие позволяет ребятам не только актуализировать имеющийся
внутренний потенциал, но и восполнять его в содержательном, ценностном, смысловом
планах. Включение в эту деятельность делает возможным сопоставление мыслей, чувств,
поступков с их выражением у других людей, что выступает основой для самопознания,
самоопределения,
самореализации
и
самоутверждения.
В
контакте
с
людьми
разных
возрастов и социальных групп
ребенок приобретает опыт общения и именно в этом
сложном
процессе
осуществляется
вхождение
растущего
человека
через
свою
деятельность в социальный мир.
Такое общественно – социальное взаимодействие носит во многом субъекный,
личностный характер. Субъектность участника общественного движения выражается в
выборе конкретных форм реализации общения, будь это благотворительная работа или
экологическая акция, концерт для детей Краевой клинической больницы или создание
обращения
к
мэру
города.
В
особенностях
психологического
взаимодействия
формируются такие качества, как взаимопонимание, сопереживание, сострадание. Ведь
нельзя остаться равнодушным, пообщавшись с ребятами, которые имеют ограниченные
возможности, но так стремятся жить ярко и полноценно.
Таким образом, вовлекая учащихся лицея в деятельность Международного детского
движения «Добрые дети Мира», мы развиваем у них социальную, коммуникативную
компетентности,
что
позволяет
им
учиться
гармонизировать
отношения
между
различными
социальными
группами
и
возрастными
категориями,
овладевать
общественным опытом через взаимодействие с другими людьми, присваивать этот опыт,
делать его своим достоянием.
С
другой стороны, через активные формы выражения своего отношения к миру,
происходит личностное становление и
развитие ребенка
.