Напоминание

Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге


Автор: Толстихина Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ комбинированного вида "Детский сад №7"
Населённый пункт: Благодарненский городской округ, г. Благодарный, Ставропольский край
Наименование материала: опыт работы
Тема: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг

проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить

только в рамках дошкольного учреждения. Маленькие дети – особая категория

пешеходов

и

пассажиров.

Зачастую

виновниками

дорожно-транспортных

происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в

неположенных местах, нарушают правила поведения в общественном транспорте.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо формировать у детей дошкольного

возраста основ безопасного поведения на дороге. В этом должны принимать участие и

родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие

образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что

детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования,

особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Я начала эту работу с изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на

рассматриваемую проблему. Для этого использовали анкетирование, как одну из

неформальных форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему

безопасности дорожного движения показало, что почти 45% опрошенных не уделяют

особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного

движения дома, а 41% родителей сами регулярно нарушают эти правила.

Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад, что в

дошкольном учреждении детей обязательно всему научат. Хотя далеко не все

родители представляют чему учить ребенка в определенном возрасте. Мамы и папы не

скрывают, что дома этой теме уделяют непростительно мало времени в силу своей

занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или недостаточно настольно –

печатных

игр,

детской

художественной

литературы

по

дорожной

тематике.

Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении с ними

практических занятий по безопасности дорожного движения.

Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты.

Следствием отсутствия контроля за соблюдением правил дорожного движения детьми

со стороны родителей стало неправильное применение дошкольниками имеющихся

знаний о безопасном поведении на практике.

Поэтому

считаю

необходимым

в

дошкольном

учреждении

углубленное

и

систематическое изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у

них навыков безопасного поведения на улицах города.

Главная цель, по моему мнению, - формирование у детей навыков осознанного

безопасного

поведения

на

улицах

города.

Где

ключевым

-

является

слово

«осознанного».

Для решения этой цели поставила следующие задачи:

1.

Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для

правильной и безопасной ориентации на улице

2.

Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой

а также формирование устойчивых положительных привычек безопасного

поведения на улице

3.

Воспитание

дисциплинированности

и

сознательного

выполнения

правил

дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе

Опираясь на результаты диагностического исследования построила систематическую

работу по обучению детей правилам дорожного движения, идём от простого к

сложному. Базовой программой, по которой работает наш детский сад, является

программа «Детство» под редакцией Т. И.Бабаевой, дополнительно я использую

программу

Р.

Б.

Стеркиной

“Основы

безопасности

детей

дошкольного

возраста”,программу Т. И. Даниловой «Светофор, на основе которой мною составлена

рабочая

программа

дополнительного

образования

социально-

нравственной

направленности «Школа светофорных наук». Кружок провожу 1 раз в неделю по

скользящему графику с детьми 5-7 лет.

На базе этих программ – мною разработано и эффективно используется в работе

перспективное планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного

движения, как в организованной- образовательной деятельности, так и в режимных

моментах.

При

рассмотрении

основных

подходов

к

проблеме

формирования

навыков

безопасного поведения в литературе выделяется ряд требований к методике их

преподнесения, которым я стараюсь следовать:

- достижение понимания детьми значимости соблюдения правил дорожного

движения для себя и окружающих посредством художественной литературы, бесед;

- формирование представлений о последствиях нарушения правил;

- включение детей в активную познавательную деятельность.

Работу

по

профилактике

дорожно-транспортных

происшествий

я

строю

в

соответствии со следующими принципами организации образовательного процесса:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на

опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую

деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных

областей реализующихся в образовательном процессе: речевое, познавательное ,

физическое, художественно – эстетическое и срциально- коммуникативное развитие.

Принцип

дифференцированного

подхода

-

решение

задачи

эффективной

педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не

по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в

разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного

учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

В работе с детьми использую следующие методы и технологии:

-проектный метод;

-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

-личностно-ориентированная технология;

-технология игрового обучения;

-метод наблюдения и беседы.

Отдельно мне хочется остановиться на проектной деятельности. В проекте могут

сочетаться

разные его направленности, поэтому и содержание их может быть

различным.

В содержание проектной деятельности я включаю:

-эксперементально -исследовательскую деятельность;

-изобразительную деятельность;

-театральную деятельность;

-создание газет, альбомов;

-конкурсы, викторины;

-выставки;

-праздники и развлечения

- акции.

На группе проведены следующие долгосрочные проекты «Правила дорожные знать

каждому положено», «Безопасная дорога» , «В гостях у светофора» - организация

которых помогла углубить представления детей о ПДД, позволяет им выразить свое

отношение к проблеме, что в конечном счете, дало развитию познавательных

способностей, творческому мышлению, коммуникативных навыков.

Основные формы работы с детьми в ДОУ по обучению правилам дорожного

движения:

-организованная -образовательная деятельность;

-игры;

-беседы;

-целевые прогулки (по территории детского сада, к остановке, к перекрестку);

- встречи с работниками ГИБДД;

-просмотр мультфильмов, слушание компакт-дисков;

-праздники, досуги, развлечения;

-конкурсы, выставки.

Наряду с традиционными формами и средствами работы по обучению детей ПДД,

использует и новые интерактивные формы работы, среди которых – выступление

агитбригады.

Агитбригада по многим критериям соответствует возрастным физиологическим и

психологическим особенностям детей дошкольного возраста. Целенаправленно и

систематически использую именно эту форму работы по профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма, хотя результативны и другие методы и формы

организации

работы

с

детьми

(занятия,

праздники,

беседы,

игры).

Во-первых, агитбригада — это кратковременное насыщенное выступление детей

длительностью 10-20 минут. Именно в течение данного времени дети способны быть

внимательными

к

предлагаемому

материалу,

так

как

произвольная

сфера

у

дошкольников

только

формируется.

Во-вторых, за короткий временной промежуток в непроизвольной, игровой форме

детям предлагается вспомнить и обобщить полученные в течение года знания по

правилам

дорожного

движения. Закрепляются

наиболее

значимые

основные

понятия: сигналы светофора, дорожные знаки, поведение на улице, в транспорте.

Таким

образом, агитбригада

познавательное,

информационно-объемное

мероприятие.

В-третьих, это динамичный музыкальный красочный мини-праздник для ребят.

Учитывая физиологический аспект, на сцене происходит частая и быстрая смена

видов деятельности: после песни – танец, затем стихи, инсценировка, перестроение,

смена музыки и т. д.

Хочется отметить немаловажный факт – в момент просмотра у детей формируются

положительные эмоции (радость, восторг, удивление), что способствует лучшему

запоминанию

увиденного

и

услышанного,

развитию

эмоциональной

сферы

воспитанников.

Интерес вызывает у детей и то, что в агитбригаде участвуют только их сверстники,

ребята

подготовительных

и

старших

групп.

В свою очередь «артисты» в процессе подготовки своего выступления получают

музыкальное, познавательно-речевое, эмоциональное развитие, а также личностное,

ведь они учат малышей правилам дорожного движения. Ребята гордятся собой,

чувствуют ответственность, поэтому очень стараются и переживают. Что очень

актуально для детей именно логопедической группы.

Ежегодное выступление

агитбригада «Светофорик» помогает детям лучше изучить и усвоить ПДД.

При ознакомлении детей с правилами дорожного движения большое значение имеет

предметно-развивающая среда. В моей группе создан уголок безопасности дорожного

движения.

Для ознакомления детей с правилами дорожного движения использую:

-атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;

-транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины,

автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т.

д.);

-светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);

-разные картинки, кубики, мозаики;

-плакаты;

-сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

-атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов

(жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов

транспорта и др.);

-дорожные знаки.

В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения использую настольно-

печатные игры.

Оформила в группе макет «Перекресток». Он существенно облегчает работу по

ознакомлению детей с правилами дорожного движения. С помощью этого макета мы

с детьми моделируем опасные и безопасные ситуации на дороге»

Для распространения опыта по обучению детей ПДД были проведены: музыкальный

досуг «Красный, желтый, зелёный»; развлечения «Азбуку дорожную детям знать

положено»; КВН между двумя подготовительными группами «Путешествие в страну

Безопасности»; досуг на улице «Азбука нашего автогородка»; спортивное развлечения

«Дорожная палитра».

Несомненно, детскому саду нужно постоянно поддерживать контакт с семьей. Единые

требования, предъявляемые к детям со стороны воспитателей и родителей, будут

способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.

В работе с родителями я широко использую:

- информационные стенды, папки-передвижки;

- родительские собрания, беседы с участие психолога, инспекторов ГИБДД и других

заинтересованных лиц такие как: «Для чего нужны правила дорожного движения»,

«Дисциплина на улице- залог безопасности пешеходов», «Типичные случаи детского

травматизма, меры его предупреждения» и др.

-мастер- классы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей

знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный

переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров).

Обязательно информирую родителей о том какая работа по профилактике дорожно-

транспортных происшествий проводится в группе. Для закрепления программного

материала даю детям задания на дом, которые они выполняют под руководством

взрослых. Например, запомнить путь из детского сада домой, нарисовать улицу, на

которой живёшь. Родители могут прокомментировать рисунок малыша, уточнить, что

он нарисовал, где на рисунке пешеходный переход и т.д. Объясняю родителям

необходимость воспитания у детей самостоятельности при передвижении по улице.

Практикую на родительских собраниях игры- тренинги с проигрыванием различных

ситуаций на дороге. С этой целью можно давать детям поручения в игровой форме:

«Сегодня ты меня поведешь в детский сад, булочную и т.д.»

Соответствующая

художественная

литература,

плакаты,

кинофильмы

помогут

родителям закрепить и расширить у детей представления о правилах дорожного

движения.

Обязательно организую мастер-классы и родительские конференции, на которых

родители делятся опытом семейного воспитания.

С родителями в группах проводятся консультации по правилам дорожного движения

«Азбука пешехода», «Безопасность детей в период зимних каникул», «Бег через

дорогу - враг, особенно зимой!», «Внимание, дети!»; в родительских уголках

оформляются наглядно-информационные стенды «Добрая дорога детства», «Внимание

– дети!»; экспресс-тест с целью определить уровень знаний, умений по правилам

дорожного

движения,

передаваемых

родителями

детям;

раздаются

памятки

«Безопасное поведение на улице», «Обучения детей наблюдательности на улице»,

«Осторожно, гололёд», «Правила перевозки детей в автомобиле», родительское

собрание «Роль семьи в профилактике ДДТТ, оздоровление детей» с приглашением

инспектора ГИБДД.

Вывод. Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного

движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет

возрастных особенностей, партнерские отношения с родителями дают положительные

результаты. Дети проявляют инициативу в общении, усваивают социальные нормы,

правила поведения, умеют предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать,

создавать модель безопасного поведения на дороге.

.



В раздел образования