Напоминание

"Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании биологии"


Автор: Логунова Юлия Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ № 2 им. М.А. Пронина
Населённый пункт: г.о. Звенигород Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании биологии"
Раздел: полное образование





Назад





"Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании

биологии"

Одним из важнейших путей повышения эффективности деятельности образовательных

учреждений в современных условиях является развитие инновационных процессов. Причём эти

процессы затрагивают как построение самой образовательной системы, так и содержание, формы,

методы и средства педагогической деятельности.

Как показывает практика, далеко не всё новое прогрессивно. Прогрессивно лишь то, что

эффективно, то есть если его использование позволяет получить более высокие результаты

оптимальным путём: при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, финансовых

средств или времени.

Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей

духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с

постановкой таких вопросов и возникло понятие «нетрадиционные формы обучения». Пришло

время отойти от общепринятых норм, искать свои методы и приёмы.

Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя не представляет возможности

раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.

Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на

применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с

творческим подходом. Учитель как верный друг и добрый наставник прежде всего должен

пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно

пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём

правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько

формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.

Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать,

пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит,

способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым

неожиданностям, уготованным ей судьбой.

Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле

деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос,

объяснение, закрепление, домашнее задание.

Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они

способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и

эффективности урока.

Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре,

сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о

нетрадиционных, творческих, авторских. При подготовке и проведении нетрадиционных уроков в

школе следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при

следующих условиях:

1.

нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения;

2.

хорошее владение учителем методикой проведения нетрадиционных уроков;

3.

умелое сочетание нетрадиционных и традиционных форм работы;

4.

владение способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать

дидактический процесс в рамках нестандартного урока;


5.

включение нестандартных уроков в систему своей работы.

Цели нестандартных уроков

1.

Расширение, углубление и уточнение новых знаний в процессе использования игровых

форм обучения на разных этапах урока;

2.

Активизировать умственную деятельность обучающихся с использованием постановки

проблемных ситуаций

3.

Воспитывать у обучающихся потребность в сохранении и укреплении здоровья

Принципы деятельности:

1.

активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

2.

дифференцированный подход к изучению предмета;

3.

повышение интереса к изучаемому материалу;

4.

развитие творческих способностей учащихся.

Творческие принципы методики нестандартных уроков заключаются в следующем:

1.

Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2.

Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

3.

Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона

урока.

4.

Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5.

Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания,

побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6.

«Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным

возможностям, интересам способностям и склонностям.

7.

Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего

инструмента).

Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков

Помимо принципов к весьма значимым также относятся и периоды подготовки и проведения

нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

В нём активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к

традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта,

изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором


случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды,

экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до

урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов,

викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.

2. СОБСТВЕННО УРОК

(выделяется 3 основных этапа):

Первый этап.

Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся

проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей

урока.

Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и

воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён

подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на

их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся

к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические

особенности.

Второй этап.

Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных»

формах организации их мыслительной активности.

Третий этап.

Он посвящён формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а

«растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

3. АНАЛИЗ УРОКА

В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания,

развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении

учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Ценность методики заключается в том, что эти уроки:

1.

делают занятия более запоминающимися, эмоциональными;

2.

способствуют глубокому и последовательному усвоению материала;

3.

благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;

4.

развивают логическое мышление; творческие способности учащихся;

5.

проявляют интерес к предмету, любознательность;

6.

организуют связь с другими видами искусства.

Виды и формы нестандартных уроков


Урок является основной формой взаимодействия учителя и учащихся в школе. Для того чтобы

поставить ученика в разнообразные субъект-субъектные отношения, способствовать развитию

познавательной активности учащихся можно использовать различные типы уроков:

- уроки-игры. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу

обучения и учебному предмету. В основном такие виды уроков используются в среднем звене.

Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, находить

и принимать решения; учиться умению общаться и адаптироваться в изменяющихся условиях,

применять полученные знания на практике.

- уроки-КВН. Такие уроки проводятся при повторении тем или разделов и позволяют в игровой

форме повторить изученный материал, развивают умения выделять различные признаки

явлений, закрепляют знание учащимися понятий. В школе стало традицией проводить уроки-

КВН в конце учебного года, подводя итоги совместной работы учителя и учащихся, выявляя

успехи и проблемы в этом взаимодействии.

- уроки-консультации. Позволяют обобщить материал по теме, дают возможность учащимся

попробовать свои силы в различных видах работы по данной теме, применив полученные знания

на практике, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях; способствуют более

открытому общению учителя и учащихся в разрешении противоречивых и спорных вопросов.

- уроки-лекции. Это одна из основных форм изложения нового материала на уроках в старших

классах. Однако лекции в чистом виде довольно утомительны для школьников, поэтому можно

использовать лекции-беседы и проблемные лекции. На таких уроках учащиеся включаются в

работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают

самостоятельные выводы, т. е. проявляют высокую активность.

- уроки-семинары. Уроки-семинары, как правило, планируются по темам, которые школьники

могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы (например,

“Генетические болезни человека, их предупреждение и лечение”, “Современные достижения

генных технологий, их этические и юридические проблемы”), либо когда требуется всесторонний

разбор сложного материала с его последующим обсуждением и обобщением. Уроки-семинары

позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной

литературой. При подготовке к семинарам учащиеся делают доклады, сообщения; развивают

свою речь, совершенствуя навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. В

ходе своих выступлений часто используются самодельные плакаты, рисунки, таблицы,

компьютерные презентации.

- уроки-мастерские. Мастерская – это личностно-деятельностная рефлексивная синтетическая

форма обучения, в которой сочетается индивидуальная работа с групповой, включающей

межгрупповую социализацию; в ней есть место поиску, творчеству, работе с материальными

объектами, множественному выбору, что вместе с рефлексией помогает учащемуся сформировать

сознательную активную жизненную установку.

- лабораторно-практические уроки. Такие уроки являются важной формой работы при изучении

курса биологии. Подобные уроки дают учащимся возможность знакомства с биологическими

объектами и явлениями, актуализируют теоретические знания, делая их более понятными для

школьников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы

учащиеся выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками,

содержащими информацию о последовательности действий в ходе данной работы. При

выполнении заданий лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими

учебными пособиями, а по мере необходимости – консультироваться с учителем. Учащиеся

должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный

характер.


- модульные уроки. Технология модульного обучения является одним из направлений

индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучения, регулировать

темп работы и содержание учебного материала. Программный материал подается одновременно

на всех возможных кодах: словесном, символическом, числовом, рисуночном.

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик (полностью или

частично) обучается по целевой индивидуализированной программе, обеспечивающей

дифференциацию по содержанию, темпу усвоения, уровню самостоятельности, по методам и

способам учебной деятельности, контроля и самоконтроля.

Широкое применение находят и другие, например: урок-экспедиция; урок – праздник; урок –

защита знаний; урок – практикум; урок – игра; и другие. Сочетание разных видов уроков и

способов действия повышает активность учащихся, формирует мотивы учения.

Всё это способствует повышению эффективности преподавания литературы, достижению

поставленных целей, высокой результативности в обучении.

Презентация к уроку в Приложении 1


В раздел образования