"Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании биологии"
Автор: Логунова Юлия АлександровнаДолжность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ № 2 им. М.А. Пронина
Населённый пункт: г.о. Звенигород Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании биологии"
Раздел: полное образование
Назад
"Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании
биологии"
Одним из важнейших путей повышения эффективности деятельности образовательных
учреждений в современных условиях является развитие инновационных процессов. Причём эти
процессы затрагивают как построение самой образовательной системы, так и содержание, формы,
методы и средства педагогической деятельности.
Как показывает практика, далеко не всё новое прогрессивно. Прогрессивно лишь то, что
эффективно, то есть если его использование позволяет получить более высокие результаты
оптимальным путём: при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, финансовых
средств или времени.
Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей
духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с
постановкой таких вопросов и возникло понятие «нетрадиционные формы обучения». Пришло
время отойти от общепринятых норм, искать свои методы и приёмы.
Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя не представляет возможности
раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.
Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на
применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с
творческим подходом. Учитель как верный друг и добрый наставник прежде всего должен
пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно
пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём
правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько
формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.
Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать,
пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит,
способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым
неожиданностям, уготованным ей судьбой.
Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле
деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос,
объяснение, закрепление, домашнее задание.
Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они
способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и
эффективности урока.
Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре,
сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о
нетрадиционных, творческих, авторских. При подготовке и проведении нетрадиционных уроков в
школе следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при
следующих условиях:
1.
нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения;
2.
хорошее владение учителем методикой проведения нетрадиционных уроков;
3.
умелое сочетание нетрадиционных и традиционных форм работы;
4.
владение способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать
дидактический процесс в рамках нестандартного урока;
5.
включение нестандартных уроков в систему своей работы.
Цели нестандартных уроков
1.
Расширение, углубление и уточнение новых знаний в процессе использования игровых
форм обучения на разных этапах урока;
2.
Активизировать умственную деятельность обучающихся с использованием постановки
проблемных ситуаций
3.
Воспитывать у обучающихся потребность в сохранении и укреплении здоровья
Принципы деятельности:
1.
активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
2.
дифференцированный подход к изучению предмета;
3.
повышение интереса к изучаемому материалу;
4.
развитие творческих способностей учащихся.
Творческие принципы методики нестандартных уроков заключаются в следующем:
1.
Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
2.
Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
3.
Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона
урока.
4.
Поддержка альтернативности, множественности мнений.
5.
Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания,
побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
6.
«Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным
возможностям, интересам способностям и склонностям.
7.
Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего
инструмента).
Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков
Помимо принципов к весьма значимым также относятся и периоды подготовки и проведения
нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
В нём активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к
традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта,
изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором
случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды,
экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до
урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов,
викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.
2. СОБСТВЕННО УРОК
(выделяется 3 основных этапа):
Первый этап.
Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся
проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей
урока.
Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и
воспитательные задачи.
Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён
подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на
их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся
к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические
особенности.
Второй этап.
Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных»
формах организации их мыслительной активности.
Третий этап.
Он посвящён формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а
«растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
3. АНАЛИЗ УРОКА
В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания,
развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении
учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Ценность методики заключается в том, что эти уроки:
1.
делают занятия более запоминающимися, эмоциональными;
2.
способствуют глубокому и последовательному усвоению материала;
3.
благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;
4.
развивают логическое мышление; творческие способности учащихся;
5.
проявляют интерес к предмету, любознательность;
6.
организуют связь с другими видами искусства.
Виды и формы нестандартных уроков
Урок является основной формой взаимодействия учителя и учащихся в школе. Для того чтобы
поставить ученика в разнообразные субъект-субъектные отношения, способствовать развитию
познавательной активности учащихся можно использовать различные типы уроков:
- уроки-игры. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу
обучения и учебному предмету. В основном такие виды уроков используются в среднем звене.
Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, находить
и принимать решения; учиться умению общаться и адаптироваться в изменяющихся условиях,
применять полученные знания на практике.
- уроки-КВН. Такие уроки проводятся при повторении тем или разделов и позволяют в игровой
форме повторить изученный материал, развивают умения выделять различные признаки
явлений, закрепляют знание учащимися понятий. В школе стало традицией проводить уроки-
КВН в конце учебного года, подводя итоги совместной работы учителя и учащихся, выявляя
успехи и проблемы в этом взаимодействии.
- уроки-консультации. Позволяют обобщить материал по теме, дают возможность учащимся
попробовать свои силы в различных видах работы по данной теме, применив полученные знания
на практике, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях; способствуют более
открытому общению учителя и учащихся в разрешении противоречивых и спорных вопросов.
- уроки-лекции. Это одна из основных форм изложения нового материала на уроках в старших
классах. Однако лекции в чистом виде довольно утомительны для школьников, поэтому можно
использовать лекции-беседы и проблемные лекции. На таких уроках учащиеся включаются в
работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают
самостоятельные выводы, т. е. проявляют высокую активность.
- уроки-семинары. Уроки-семинары, как правило, планируются по темам, которые школьники
могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы (например,
“Генетические болезни человека, их предупреждение и лечение”, “Современные достижения
генных технологий, их этические и юридические проблемы”), либо когда требуется всесторонний
разбор сложного материала с его последующим обсуждением и обобщением. Уроки-семинары
позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной
литературой. При подготовке к семинарам учащиеся делают доклады, сообщения; развивают
свою речь, совершенствуя навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. В
ходе своих выступлений часто используются самодельные плакаты, рисунки, таблицы,
компьютерные презентации.
- уроки-мастерские. Мастерская – это личностно-деятельностная рефлексивная синтетическая
форма обучения, в которой сочетается индивидуальная работа с групповой, включающей
межгрупповую социализацию; в ней есть место поиску, творчеству, работе с материальными
объектами, множественному выбору, что вместе с рефлексией помогает учащемуся сформировать
сознательную активную жизненную установку.
- лабораторно-практические уроки. Такие уроки являются важной формой работы при изучении
курса биологии. Подобные уроки дают учащимся возможность знакомства с биологическими
объектами и явлениями, актуализируют теоретические знания, делая их более понятными для
школьников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы
учащиеся выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками,
содержащими информацию о последовательности действий в ходе данной работы. При
выполнении заданий лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими
учебными пособиями, а по мере необходимости – консультироваться с учителем. Учащиеся
должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный
характер.
- модульные уроки. Технология модульного обучения является одним из направлений
индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучения, регулировать
темп работы и содержание учебного материала. Программный материал подается одновременно
на всех возможных кодах: словесном, символическом, числовом, рисуночном.
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик (полностью или
частично) обучается по целевой индивидуализированной программе, обеспечивающей
дифференциацию по содержанию, темпу усвоения, уровню самостоятельности, по методам и
способам учебной деятельности, контроля и самоконтроля.
Широкое применение находят и другие, например: урок-экспедиция; урок – праздник; урок –
защита знаний; урок – практикум; урок – игра; и другие. Сочетание разных видов уроков и
способов действия повышает активность учащихся, формирует мотивы учения.
Всё это способствует повышению эффективности преподавания литературы, достижению
поставленных целей, высокой результативности в обучении.
Презентация к уроку в Приложении 1
В раздел образования