Напоминание

«Знакомство детей с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»


Автор: Ибатуллина Зиля Зинуровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5,
Населённый пункт: с.Кандры, Туймазинский район,Башкортостан
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Знакомство детей с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 с. Кандры муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Консультация для воспитателей:

на тему:

«Знакомство детей с основами безопасности

средствами изобразительной деятельности»

Подготовила воспитатель:

Ибатуллина З.З.

2020

«Знакомство детей с основами безопасности средствами

изобразительной деятельности»

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением

человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда

люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со

временем изменились условия жизни человека, изменились и правила

безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным

движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций,

большим скоплением людей, технизацией жилища. Безопасность

жизнидеятельности представляет собой серьезную проблему современности.

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких

детей. Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только

знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными

ситуациями. Для того чтобы, понять что именно дети знают, думают,

чувствуют, нужно использовать беседы, дискуссии – это позволит избежать

передачи уже известных им знаний, или таких, которые они пока не могут

использовать из - за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В

то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления

можно выделить те направления, по которым необходимо провести

специальное обучение и выбрать адекватную методику занятия. Иногда тема

не всегда укладывается в одно занятие, поэтому приходится проводить по

отдельным темам, несколько занятий или продолжать эту работу в

различных видах деятельности. Так, например, изучать правила пользования

ножницами придётся на протяжении целого года на занятиях по аппликации

в средней группе. Важно выделить такие правила поведения, которые дети

должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье

и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения

детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Безопасность - это не

только сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных

ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на

улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них

самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания

организации различных видов деятельности, направленных на приобретение

детьми определённого навыка, поведения, опыта. Ведь всё чему учат детей,

они должны применять в реальной жизни, на практике. В этом могут помочь

занятия по изобразительной деятельности.

Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке,

лепке, аппликации, отражение, которое построено на работе воображения, на

отображении своих наблюдений, а также впечатлений полученных через

слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок рисование соединяет с

игрой, Роза Иосифовна Жуковская ввела в дошкольную педагогику

термин «игра – рисование», обозначив им такое состояние ребёнка, когда он,

рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя

ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя

пожарных, видят себя пожарными. От того как, ребёнок воспринимал

социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть

характер изображения этих явлений, выбор цвета расположение предметов

на листе, их взаимосвязь.

Мир разнообразен, поэтому предметы, окружающие ребёнка, должны быть

разнообразными по свойствам качествам и функциям. В группе ест

предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей:

электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, пылесос. По мере

познания предметного мира, ребёнок овладевает умением различать опасные

и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные,

осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире

предметов. По поводу этих предметов надо вести беседы, рассуждения, а

затем на занятиях по рисованию, лепке и аппликации провести конкурсы

работ по темам: Опасные предметы, Спичка – невеличка, Пожарные машины,

Профессия пожарных, Служба – 01, -02, -03, -04, Дорожные знаки, Наш друг,

помощник, добрый светофор, и попросить детей отобразить полученные

знания в своём творчестве.

Также знания по ОБЖ можно получить при ознакомлении с произведениями

живописи. Например, рассматривая с детьми репродукции картин

Константина Егоровича Маковского «Дети бегущие от грозы», педагог

читает стихи, загадывает загадки, беседует с воспитанниками по их

содержанию – о признаках приближающейся грозы, правилах поведения во

время непогоды (необходимо остаться в помещении и закрыть все окна и

двери; выдернуть наружный антенный кабель из телеаппаратуры…)

Во время знакомства с репродукциями картин художников Ивана Фомича

Хруцкого «Натюрморт с грибами» и Евгения Владимировича Зуева «Дары

лесов», следует обратить внимание детей на то, что грибы бывают съедобные

и несъедобные, и дать им практические советы, как нужно собирать грибы

(не использовать в пищу незнакомые грибы, не брать в рот сырых грибов и

тем более не пробовать их на вкус).

Поскольку в лесу и на участке детского сада малыши встречаются с

различными насекомыми, следует с помощью иллюстраций художника

Владимира Михайлович Конашевича к стихотворениям Корнея Чуковского

«Муха – Цокотуха» и «Тараканище», сформировать представления детей о

разнообразии мира насекомых и дать необходимые знания о правилах

поведения при встрече с ними (ни в коем случае не трогать осиные гнезда;

сохранять спокойствие и не размахивать руками, если вокруг головы вьется

пчела…)

Во время рассматривания иллюстраций Евгения Чарушина к рассказам о

животных необходимо научить детей понимать состояние и поведение

зверей, знать, как следует правильно обращаться с ними (не брать на руки

бездомных кошек и щенят; не обижать и не дразнить их…)

Работа с изобразительными материалами дает выход чувствам раздражения,

гнева, помогает повысить самооценку ребенка, укрепить его уверенность в

себе, гармонизовать отношения с родными и близкими. «Красивое и доброе»

для детей – то, что дает приятные зрительные впечатления. «Некрасивое,

злое» - все неприятное, страшное, пугающее, оформляется в изобразительной

деятельности обычно темными красками. Во время рисования ребенок дает

выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения в

различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми

пугающими, непонятными, травмирующими образами. Графическое

изображение опасности не приводит к ее усилению, а наоборот, снижает

напряжение юного художника. В детских рисунках опасность уже во многом

реализована, как нечто уже произошедшее, фактически уже случившееся.

Подводя итоги, можно сказать, что вопрос о формировании основ

безопасности жизни является актуальным. Это, прежде всего, связано с

потребностью общества в социально адаптированной личности.

Неопределенность современной окружающей среды требует не только

высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного

поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний.

Успешному выполнению этой важной жизненной функции

благоприятствуют характерные способности детей этого возраста:

повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое

отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются, в том числе и

любовь к изобразительной деятельности. И здесь важна роль педагога,

который подбирая правильные методы и приёмы, вводит ребёнка в

социальный мир. И конечно, надо помнить всегда: главное в формировании

навыков безопасного поведения – личный пример воспитателей и родителей.



В раздел образования