Автор: Ибатуллина Зиля Зинуровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5,
Населённый пункт: с.Кандры, Туймазинский район,Башкортостан
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Знакомство детей с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 с. Кандры муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Консультация для воспитателей:
на тему:
«Знакомство детей с основами безопасности
средствами изобразительной деятельности»
Подготовила воспитатель:
Ибатуллина З.З.
2020
«Знакомство детей с основами безопасности средствами
изобразительной деятельности»
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением
человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда
люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со
временем изменились условия жизни человека, изменились и правила
безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным
движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций,
большим скоплением людей, технизацией жилища. Безопасность
жизнидеятельности представляет собой серьезную проблему современности.
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких
детей. Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только
знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными
ситуациями. Для того чтобы, понять что именно дети знают, думают,
чувствуют, нужно использовать беседы, дискуссии – это позволит избежать
передачи уже известных им знаний, или таких, которые они пока не могут
использовать из - за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В
то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления
можно выделить те направления, по которым необходимо провести
специальное обучение и выбрать адекватную методику занятия. Иногда тема
не всегда укладывается в одно занятие, поэтому приходится проводить по
отдельным темам, несколько занятий или продолжать эту работу в
различных видах деятельности. Так, например, изучать правила пользования
ножницами придётся на протяжении целого года на занятиях по аппликации
в средней группе. Важно выделить такие правила поведения, которые дети
должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье
и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения
детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Безопасность - это не
только сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных
ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на
улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них
самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания
организации различных видов деятельности, направленных на приобретение
детьми определённого навыка, поведения, опыта. Ведь всё чему учат детей,
они должны применять в реальной жизни, на практике. В этом могут помочь
занятия по изобразительной деятельности.
Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке,
лепке, аппликации, отражение, которое построено на работе воображения, на
отображении своих наблюдений, а также впечатлений полученных через
слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок рисование соединяет с
игрой, Роза Иосифовна Жуковская ввела в дошкольную педагогику
термин «игра – рисование», обозначив им такое состояние ребёнка, когда он,
рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя
ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя
пожарных, видят себя пожарными. От того как, ребёнок воспринимал
социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть
характер изображения этих явлений, выбор цвета расположение предметов
на листе, их взаимосвязь.
Мир разнообразен, поэтому предметы, окружающие ребёнка, должны быть
разнообразными по свойствам качествам и функциям. В группе ест
предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей:
электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, пылесос. По мере
познания предметного мира, ребёнок овладевает умением различать опасные
и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные,
осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире
предметов. По поводу этих предметов надо вести беседы, рассуждения, а
затем на занятиях по рисованию, лепке и аппликации провести конкурсы
работ по темам: Опасные предметы, Спичка – невеличка, Пожарные машины,
Профессия пожарных, Служба – 01, -02, -03, -04, Дорожные знаки, Наш друг,
помощник, добрый светофор, и попросить детей отобразить полученные
знания в своём творчестве.
Также знания по ОБЖ можно получить при ознакомлении с произведениями
живописи. Например, рассматривая с детьми репродукции картин
Константина Егоровича Маковского «Дети бегущие от грозы», педагог
читает стихи, загадывает загадки, беседует с воспитанниками по их
содержанию – о признаках приближающейся грозы, правилах поведения во
время непогоды (необходимо остаться в помещении и закрыть все окна и
двери; выдернуть наружный антенный кабель из телеаппаратуры…)
Во время знакомства с репродукциями картин художников Ивана Фомича
Хруцкого «Натюрморт с грибами» и Евгения Владимировича Зуева «Дары
лесов», следует обратить внимание детей на то, что грибы бывают съедобные
и несъедобные, и дать им практические советы, как нужно собирать грибы
(не использовать в пищу незнакомые грибы, не брать в рот сырых грибов и
тем более не пробовать их на вкус).
Поскольку в лесу и на участке детского сада малыши встречаются с
различными насекомыми, следует с помощью иллюстраций художника
Владимира Михайлович Конашевича к стихотворениям Корнея Чуковского
«Муха – Цокотуха» и «Тараканище», сформировать представления детей о
разнообразии мира насекомых и дать необходимые знания о правилах
поведения при встрече с ними (ни в коем случае не трогать осиные гнезда;
сохранять спокойствие и не размахивать руками, если вокруг головы вьется
пчела…)
Во время рассматривания иллюстраций Евгения Чарушина к рассказам о
животных необходимо научить детей понимать состояние и поведение
зверей, знать, как следует правильно обращаться с ними (не брать на руки
бездомных кошек и щенят; не обижать и не дразнить их…)
Работа с изобразительными материалами дает выход чувствам раздражения,
гнева, помогает повысить самооценку ребенка, укрепить его уверенность в
себе, гармонизовать отношения с родными и близкими. «Красивое и доброе»
для детей – то, что дает приятные зрительные впечатления. «Некрасивое,
злое» - все неприятное, страшное, пугающее, оформляется в изобразительной
деятельности обычно темными красками. Во время рисования ребенок дает
выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения в
различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми
пугающими, непонятными, травмирующими образами. Графическое
изображение опасности не приводит к ее усилению, а наоборот, снижает
напряжение юного художника. В детских рисунках опасность уже во многом
реализована, как нечто уже произошедшее, фактически уже случившееся.
Подводя итоги, можно сказать, что вопрос о формировании основ
безопасности жизни является актуальным. Это, прежде всего, связано с
потребностью общества в социально адаптированной личности.
Неопределенность современной окружающей среды требует не только
высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного
поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний.
Успешному выполнению этой важной жизненной функции
благоприятствуют характерные способности детей этого возраста:
повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое
отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются, в том числе и
любовь к изобразительной деятельности. И здесь важна роль педагога,
который подбирая правильные методы и приёмы, вводит ребёнка в
социальный мир. И конечно, надо помнить всегда: главное в формировании
навыков безопасного поведения – личный пример воспитателей и родителей.