Напоминание

"Звуки: П-Т-К"


Автор: Серовская Наталья Михайловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ «Кузедеевский детский сад» комбинированного вида
Населённый пункт: п.Кузедеево
Наименование материала: Конспект логопедического занятия
Тема: "Звуки: П-Т-К"
Раздел: дошкольное образование





Назад




План-конспект фронтального логопедического занятия в

подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.

Цель: дифференциация звуков «П-Т-К»

Задачи:

коррекционно-образовательные:

учить детей сравнивать звуки П — Т — К по акустическим и

артикуляционным признакам;

закрепить понятие о согласных звуках;

упражнять в воспроизведении слоговых рядов;

учить выделять звуки П-Т-К в разных частях слова;

совершенствовать навык звукового анализа;

коррекционно-развивающие:

развивать у детей дыхание и голос;

развивать фонематический слух;

развивать общую и мелкую моторику;

развивать зрительное внимание и восприятие;

коррекционно-воспитательная:

— формировать навыки сотрудничества, взаимодействия,

доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование: картинка поезда с тремя вагонами, картинки животных со

звуками П, Т, К в названии, разрезная азбука, цветные фишки, карандаши,

листы с заданием.

1. Организационный момент

2. Акустико-артикуляционный образ звуков П-Т-К. Характеристика

звуков.

Здравствуйте, ребята! Представим, что мы гуляем в волшебном лесу и

сочиняем весёлые чистоговорки. Вот такие: (дети повторяют за логопедом

чистоговорки)

Ка-ка-ка — быстрая река.

Ко-ко-ко – по воде нам плыть легко.

Та-та-та – хвост пушистый у кота.

Ту-ту-ту – дали молока коту.

Па-па-па — варится крупа.

Пи-пи-пи — нас не торопи.

3. Артикуляционная гимнастика.

- лопаточка

- чашечка

- грибок

- вкусное варенье

- лошадка

- качели и др.

Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков.

4. Характеристика звуков П, К, Т.

Звук П – согласный (воздух не выходит свободно, встречает преграду -

губы), твердый, глухой (рука на горлышке - горлышко не дрожит),

Звук К — согласный (воздух не выходит свободно, встречает преграду),

твердый, глухой (тактильно-вибрационный контроль).

Звук Т - согласный (не поется), твердый, глухой (кончик языка упирается в

верхние зубы).

- Похожи ли звуки П,Т,К ? Чем? - Похожи: все согласные, глухие, твердые!

- Но все-таки они различаются звучанием! И положением язычка и губ

(артикуляцией) во время произнесения. Поэтому нам нужно научиться их

различать. Это мы и будем сегодня делать.

5. Игра «Паровозик» (выделение звуков П-Т-К в разных частях слова)

Назовите картинки, которые вы видите. Определите место звуков

в этих словах. (Картинки)

6. Физминутка

Раз-два - все вставайте,

Три, четыре - приседайте,

Пять, шесть - повернись,

Семь, восемь - улыбнись,

Девять, десять - не зевайте,

Свое место занимайте!

7. Развитие фонематического восприятия

-Пока мы с вами играли, кто-то заколдовал слова, теперь там нет звуков П, Т,

К. Помогите мне расколдовать слова.

Попробуйте угадать слово, и назвать какой звук вернулся.

Слова: ено.., аис.., ..урица, бегемо.., ..орова, ..рокодил, ..абан, ..удель.

А теперь, по-очереди, повторяйте за мной слово – и называйте в этом слове

первый звук!!! Посмотрим, кто самый внимательный!

ПЛИТА – П КОТ - К

ПАУК – П ПОПУГАЙ – П

КОНФЕТА – К ТАПКИ – Т

ТАНК – Т ТОПАТЬ - Т

КАЛИТКА – К КУХНЯ – К

ТАХТА – Т КУБИКИ – К

8. Скажите, чем отличаются звуки и буквы? Картинка

9. На что похожа буква П? Картинки

П

На хоккее, на футболе

Буква П — ворота в поле.

Т

Молоток стучит: тук-тук.

Букве Т я-старый друг

К

Два столбика стояли рядом,

Вдруг один переломился,

И к другому прислонился.

6. Пальчиковая гимнастика

«Компот»

Левую ладошку держат

«ковшиком», указательным

пальцем правой «мешают».

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Загибают по одному пальцу,

начиная с большого.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

(Н. Нищева)

Опять «варят» и «мешают».

Звуковой анализ слов: МАК, КОТ, КИТ (картинки)

Дети устно разбирают звуковую схему, комментируя свои действия.

1-й ребенок. В слове МАК три звука. Первый звук М- твердый согласный

обозначаем синим цветом, второй А – он гласный обозначаем красным

цветом, третий звук К – твердый согласный, обозначаем сини цветом. В этом

слове два согласных и один гласный звук. Слог один, потому что один

гласный - А.

Аналогично проходит разбор остальных слов.

Логопед. Отлично. Вы справились и с этим заданием.

8. Итог занятия и оценка работы детей.

Какие звуки сегодня вспомнили? Дайте характеристику этим звукам.



В раздел образования