Напоминание

Детям о Дубе


Авторы: Иванова Наталья Викторовна, Иванцова Марина Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2120 Д1
Населённый пункт: г.Москва.г.Московский
Наименование материала: Проект
Тема: Детям о Дубе
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ "ДЕТЯМ О ДУБЕ"

для детей старшей группы детского сада (5-6 лет)

Авторы:

Иванова Наталья Викторовна и Иванцова Марина Викторовна

Город Москва, ГБОУ Школа 2120, Д1

2020 год

Цели:

познакомить детей с деревом Дуб, с интересными фактами, с историей дерева, с областями

применеия дуба, провести эксперименты с листьями, развивать фантазию и воображение при

изготовлении поделок из дубовых листьев и желудей, память при заучивании стсихов и песен,

развивать речьвоспитывать бережное отношение к природе, обьединить детей и родителей

продуктивной деятельностью.

Материалы и оборудование:

плакат "Деревья", сухие листья дуба, галы и жёлуди, пластилин, бумага, картон, краски,

пословицы и поговорки, стихи и песни о дубе, фонограмма танца-пляски "Листики дубовые,

листики кленовые", ватман, карандаши.

Изначально появилась идея проекта, над которым работали все группы детского сада. Каждой

группе досталось своё дерево, с которым на протяжении 7-10 дней группа должна была

проживать, изучая его, исследуя, изготавливая поделки, и тд. То есть расссматривая дерево со

всем возможных сторон. Нашей группе достался ДУБ!

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Воспитатель рассказывает детям об идеи сада и о том, что на протяжении недели мы будем

знакомииться с Дубом, изучать его, делать поделки, учить стихи и песенки, танцевать... Нас ждут

увлекательные занятия!

Предлагает рассмотреть детям плакат "Деревья", сравнить их, найти дуб, его отличия от других

деревьев. Рассматривают вместе плоды-жёлуди и листья дуба.

Внешний вид.

Дуб – это крупное, красивое, могучее листопадное дерево семейства буковых, достигающее 40-50

м высоты и 2 м в диаметре.

У дуба сильные крупные корни, которые глубоко уходят в землю и широко разветвляются в

стороны. Поэтому он крепко держится в земле и никакая буря его не повалит.

Ветви у старого дуба толстые, они далеко раскидываются в стороны. Крона густая. Под дубом

много тени.

Листья - простые, зубчатые. Их легко узнать. Листовая пластинка у дуба крупная, продолговатая, с

глубокими выемками. Прикрепляются листья к веткам короткими черешками.

Весной он распускается поздно, одним из последних среди наших деревьев. Цветет дуб в апреле –

мае, когда у него еще совсем маленькие листья. Цветки мелкие и малозаметные, образуют

серёжки. После цветения сначала разрастается маленькая чашевидная обертка-плюска, а затем и

сам плод – желудь. Желуди, опавшие поздней осенью в лесу, зимуют во влажной подстилке из

листьев под толстым слоем снега, защищающего их как от высыхания, так и от мороза.

Дуб – дерево-долгожитель, при благоприятных условиях может прожить в среднем от 500 до 1500

лет. Дуб растёт медленно, сначала (до 80 лет) - сильнее в высоту, позднее - вширь. Наиболее

интенсивный рост отмечается в период от 5 до 20 лет жизни растения. Развивает очень мощную и

сильно разветвленную корневую систему.

Дерево хорошо растёт от пня. Любит свет. Некоторые виды хорошо переносят засуху.

Плодоносить начинает с 15-60 лет, на открытых местах активнее, чем в насаждениях.

Размножается в основном желудями. Для посева используют жёлуди, собранные в тот же год, так

как они быстро теряют всхожесть.

Дубы растут хорошо там, где много света. Он хорошо растёт в окружении других деревьев.

Лесоводы говорят: « Дуб отлично растёт в шубе, но с открытой головой». «Открытая голова» - это

верхушка дуба. Дерево любит, чтобы его верхушка освещалась солнцем. Дуб нуждается в том,

чтобы его окружали кустарники и невысокие деревья. Это и есть его «шуба». Они создают дубу

боковую тень и тем самым ускоряют его рост в высоту.

Разные виды дуба распространены в умеренных и тёплых странах; в жарких странах — в горах. В

средней Европе их до 20 видов.

В России значительно распространён только один вид — Дуб черешчатый с

двумя разновидностями, хорошо и до сих пор не установленными: различие между ними

заключается в том, что одна цветёт в середине или в конце весны — это летний дуб, а другая —

двумя или тремя неделями позже — это зимний дуб. Часто можно видеть, что один дуб

сбрасывает листья на зиму, а другой нет. Дело в том, что в наших лесах растет две формы дуба -

ранняя и поздняя. Ранняя форма начинает развиваться на две-три недели раньше поздней. Эти

деревья сбрасывают листья на зиму. Поздняя форма пробуждается к жизни, когда уже

большинство других древесных видов покрывается листвой. Листья у них желтеют, но на зиму не

опадают, а только весной, когда начинается сокодвижение дерева и набухание почек. Ученые

считают, что такое явление свидетельствует о том, что у нашего дуба были более теплолюбивые

вечнозеленые предки. Действительно, при движении на юг в составе дубрав отмечается все

больше поздних форм, а в субтропической зоне дубы уже вечнозеленые, с жесткими кожистыми

листьями.

Дуб всегда выше всех деревьев, тянется к свету, так как не выносит тени. Дубовый лес

называется дубравой. Здесь очень легко дышится, ведь дубы выделяют много кислорода.

Продуктивная деятельность

"Оттиски листьев", дубовые листочки покрываются краской ( коричневой, желтой, бежевой,

оранжевой) и дети делают отпечатки на чистом листе бумаги.

Задание на дом:

собрать в парке листья дуба и жёлуди для будущих поделок и посмотреть мультфильм "Сказки

старого Дуба"

ВТОРОЙ ДЕНЬ

Воспитатель с детьми обсуждает мультфильм "Сказки старого Дуба", дети делятся впечатлениями.

Дети с воспитателем смотрят видео (ютуб) "Дерево. Интересные факты. Энциклопедия для

малышей и старше", "Древесина дуба", "Все о дубе".

После просмотра видео дети рассказывают, что им запомнилось больше всего, что их больше

впечатлило.

Продуктивная деятельность

Пластилинография. На картоне нарисован контур дубового листа, который дети "закрашивают"

пластилином, смешивая различные цвета.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

Воспитатель с детьми составляет феноспектр листьев.

Продуктивная деятельность

Коллективная работа : аппликация "Дуб". Понадобится ватман, гуашь, кисти, стаканчики с водой,

акварельная бумага, из которой будут вырезаны листья дуба, акварель и восковые карандаши,

клей.

ЧЕТВЁРТЫЙ ДЕНЬ

Воспитатель рассказывает детям о применения дуба в хозяйстве, о значении дуба, о том, как

относились к дубу на Руси. Знакомит детей с пословицами, поговорками и загадками о дубе.

Старый дуб не скоро сломится.

Крепок, как дуб.

С дуб выросла, а ума на грош не вынесла.

С дуба свалился.

Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

а на кончиках ветвей

Зреет много желудей.

Из листьев резных зелёная шуба

На толстом стволе могучего.... (дуба).

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок.

Продуктивня деятельность

Коллективная работа: аппликация "Девочка Осень". Понадобится ватман, гуашь, стаканчики с

водой, кисти, настоящие дубовые листья, двусторонний скотч, ножницы.

ПЯТЫЙ ДЕНЬ

Воспитатель читает детям сказку Екатерины Блюхтеровой "Желудь: история одного превращения".

Затем воспитатель задаёт вопросы по тексту и предлагает детям тоже посадить свой дубок в

горшок. Горшок, савочек, желудь и водичка готовятся воспитателем заранее.

Продуктивная деятельность

Воспитатель предлагает детям сделать коллективную поделку "Прогулка в дубовой роще".

ШЕСТОЙ ДЕНЬ

Воспитатель знакомит детей с галами, рассказывает им, как они обоазуются, какую роль

выполняют. Воспитатель показывает детям видео "Знаменитые дубы планеты"

Продуктивная деятельность

Воспитатель предлагает детям пофантазировать и придумать аппликации из дубовых листочков.

Понадобится цветной картон, пластилин, дубовые листики, двусторонний скотч.

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ

Воспитатель с детьми разучивает стих Ирины Токмаковой, добавляя движения в соответствии с

текстом:

Ты росток

И я росток.

Раз — листок,

И два — листок.

Подрастём ещё чуток,

И — чего же проще! -

Ты — дубок,

И я — дубок,

Я — дубок,

И ты — дубок,

Станем рядом бок о бок,

Вот и будет роща!

Воспитатель с детьми прослушиваети обсуждает песню-аллегорию "Старый дуб" в

исполнении Шинкарёвой Светланы.

Динамичная пауза под танец-пляску "Листики дубовые, листики кленовые".

Продуктивная деятельность

Воспитатель зачитывает детям фрагмент сказки А.С.Пушкина и предлагает сделать игру -

ходилку, которую дети очень любят. Они совместно придумывают правила игры,

раскрашивают картинки из сказок Пушкина.

ВОСЬМОЙ ДЕНЬ

Заранее на выходные дети получили задание сделать с помощью родителей поделки из дубовых

листочков. Организовывается выставка этих работ и вручаются грамоты за участие.

ВСЕМ УДАЧИ И ТВОРЧЕСКОГО ВДОХНОВЕНИЯ!!!



В раздел образования