Автор: Рустамова Дельфина Рамазановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 47
Населённый пункт: город Североморск
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование
Рустамова Дельфина Рамазановна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/
с № 47 г. Североморск
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И
УКРЕПЛЕНИЯ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны
поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве
приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов
деятельности, широко используемой в процессе всестороннего развития детей является
проектная, в частности, направленная на формирование и укреплений традиций семейного
чтения.
Семейное чтение - это тот базис, который закладывает в детстве дальнейший
интерес ребенка к книгам, к обучению, к развитию полноценной личности в целом.
В практике своей профессиональной деятельности я стараюсь уделять как можно
больше внимания вопросу
формирования и укрепления традиций семейного, начиная уже
с раннего возраста, посредством реализации проектной деятельности, в которой
задействованы не только дети, педагогический коллектив, но и родители воспитанников.
Проект - это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский
педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в
обучении.
Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода)
рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения
дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на
взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по
достижению поставленной цели.
Проектная
деятельность
-
это
дидактическое
средство
активизации
познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование
личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта,
становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на
вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.
Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с
взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся
самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование
предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-
исследование).
Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики
ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов
действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех
обстоятельствах жизни и деятельности.
Иными словами, проектная деятельность (как вид культурной практики) - это
создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или
совместно
с
взрослым
формировать
практический
опыт,
добывать
его
экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.
На базе МБДОУ д/с № 47 в начале учебного был реализован краткосрочный проект
(1 неделя) «Путешествие в страну сказочного мира».
Цель
проекта:
поддержание
традиций
домашнего
семейного
чтения
и
формирование культуры семейного чтения.
Задачи для детей:
- закрепить и расширить знания детей о сказках;
- содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления
подражать положительным героям сказок;
- воспитывать бережное отношение к книгам.
Задачи для родителей:
- способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
- продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству
со сказками;
- повышать интерес к совместной творческой деятельности с детьми.
Задачи для педагогов:
- спланировать формы работы по организации проекта со всеми участниками;
-
обеспечить
координацию
всех
участников
проекта
и
своевременное
информирование;
- обобщить результаты совместной деятельности.
Для эффективной реализации проекта в группе был накоплен достаточный
наглядный и демонстрационный материал.
Проект представлял собой ежедневную смену сказки в течение недели со
сказочным персонажем «Бабка-Ёжка». За неделю мы погостили в таких сказках как:
«Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок». Дети с радостью
принимали участие в подвижных играх, так же были использованы игры и упражнения,
направленные на развитие артикуляционной моторики, закрепление звуков раннего
онтогенеза, общей моторики. Эти игры дети воспринимали радостно, с воодушевлением, с
удовольствием выполняли инструкцию.
В ходе проекта для родителей была организована консультация на тему: «Почитай
мне сказку на ночь», а так же подготовлена брошюра «Сказка - это важно!».
Родители активно привлекались к участию в театрализованных постановках и
изготовлению поделок «Персонажи любимых сказок». По итогам работы поставлена
сказка «Курочка Ряба», в которой дети и родители принимали активное участие.
Таким образом, проект стал импульсом к активизации родителей в воспитании и
образовании детей, к формированию культуры и
укрепления традиций домашнего
семейного чтения.
Литература
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 –ФЗ (ред. От 29.12.2017) «Об образовании
в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
Журавлева, В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников:
Пособие /
В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2015. - 302 с.
Матвеева, Л. Н. Проект как средство образования дошкольников / Л. Н. Матвеева,
Д. А. Бакиева // Молодой ученый. - 2018. - №18. - С. 180-182.