Автор: Мизун Надежда Николаевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МАДОУ №50
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: Статья "РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Тема: Фонематическое восприятие
Раздел: дошкольное образование
Статья « Фонематическое восприятие»
Автор: Мизун Надежда Николаевна
В современном мире все чаще мы встречаем детей с нарушением
фонематического слуха. Почему это происходит? Какие факторы влияют на
формирование и развитие фонематического слуха? Можно ли это
обнаружить на раннем этапе развития ребёнка? В какое время коррекция даёт
максимально положительный результат. Именно эти вопросы возникают у
большинства родителей, столкнувшихся с этой проблемой.
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию
речевых звуков, представленных фонемами данного языка.
Фонема (греч. «звук») - минимальная единица звукового строя языка;
фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка:
морфем, слов, предложений.
От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению
речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на
протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в
полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к
звукам родного языка.
Начало второго года — начало активного манипулирования речевыми
звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию
и выразительность. Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые
«слова», которые он постоянно припевает, повторяет и видоизменяет.
Каждый язык (русский, английский, немецкий и др.) характеризуется
своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую
структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых
различительных признаков языка (слова), совокупности определенных
признаков звуков речи (предложения), которые позволяют различать речь.
Нарушения фонематического слуха ведут к дисграфии и дислексии.
Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма,
проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных
несформированностью высших психических функций, участвующих в
процессе письма.
Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса
чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших
психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого
характера.
Умение различать звуковые признаки существенных и не
существенных фонем - называется речевым или фонематическим слухом.
Нарушение фонематического слуха у детей определяются следующими
факторами:
если у ребенка не сформировались акустические образы
отдельных звуков, фонемы не различаются по своему звучанию,
что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается
не полной, поскольку не все необходимые для речи звуки
сформировались.
в других случаях у ребенка оказываются сформированными все
артикуляционные позиции, но нет умения различать некоторые
позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие
этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает
разный звуковой облик. Это явление носит название смешения
или взаимо-замены звуков (фонем).
Развитие фонематического слуха состоит из следующих этапов:
1.
Неречевой слух. Различение звуков речи – фонематический слух –
является основой для понимания смысла, сказанного.
Неречевой же
слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки –
по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные
психические процессы опираются и зависят от элементарных функций,
лежащих в их основе и составляющих «базу» для их развития. Ребенок
может научиться говорить и мыслить только воспринимая.
2.
Речевой слух. Звуко-различения - ребенок воспринимает (запоминает,
повторяет, пишет). Несформированность речевого слуха ведет к тому
что ребёнок пишет не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Формирование речевого восприятия начинается с узнавания
природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и
людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно
сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета,
издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по
ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать,
брать в руки. С другой стороны, так же полезно выполнять упражнения
с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры
на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов
различения – «тихого-громкого», «быстрого-медленного»
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в
школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем
ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения
вообще.
Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха
специалисты уделяют много времени. Но не всегда эта работа протекает
легко и успешно если у ребёнка имеются нарушения высших психических
функций.
Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура
нервной системы. Поэтому необходимо понимать, что нарушения слухового
и речевого слуха ведет в дальнейшем к нарушениям устной и письменной
речи, а значить сложностям в освоении образовательных программ. Важно
помнить, что эти нарушения можно выявить в период раннего развития
ребёнка.