Напоминание

"Роль интеграции образовательных областей при формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего возраста".


Авторы: Пронина Татьяна Игоревна, Баранова Елизавета Андреевна
Должность: воспитатель, воспитатели
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1370
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Роль интеграции образовательных областей при формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Роль интеграции образовательных областей при формировании

культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего возраста.

Баранова Елизавета Андреевна

Пронина Татьяна Игоревна

Раннее детство - важный период в становлении личности будущего

взрослого. Это поистине уникальный, нежный возраст. Нужно быть особенно

чутким к малышам только что начавшим посещать дошкольную группу. Мозг

ребенка активно формируется, мгновенно впитывает любую информацию, но

произвольное внимание всего 10-15 минут. Необходимо уберечь малыша от

перегрузок излишними заданиями, которые, в угоду моде на раннее развитие,

даются не по возрасту. Жан-Жак Руссо писал о потребностях маленького

ребенка: «… он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это

для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и

холод,

твердость

и

мягкость,

тяжесть,

размер

и

форму

предметов.

О

свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с

ощущениями,

которые

получает

от

своих

рук…».

Наша

задача

помочь

ребенку освоиться в окружающем его мире.

Одно из направлений в развитии - это воспитание культуры поведения.

Взрослый для ребенка - образец человеческих действий. То, в какой форме

будет вестись диалог и взаимодействие с детьми во многом определит их

культурную деятельность в дальнейшем, и не только деятельность, но и

качества

личности:

равнодушие

и

взгляд

сверху

на

окружающих,

неуверенность и закомплексованность или дружелюбие и высокий уровень

коммуникации.

Глядя

на

исследования

ученых,

можно

заметить,

что

культуре

поведения,

ее

формированию,

уделяется

недостаточное

внимание.

Как

говорится в пословице: «Воспитывай дитя, пока поперек лавки лежит», так и

формировать культуру поведения необходимо с ранних лет. Он, берет пример

2

со взрослого, подражая ему осваивает нормы общения, взаимодействия с

окружающим миром.

Ребенок проявляет любопытство, задает вопросы, интересуется тем, что

его

окружает,

наблюдает

и

экспериментирует.

По

определению

С.Л.

Рубинштейна:

«Тяга

ко

всему

новому,

проявление

исследовательского

рефлекса, что выражается в том, что ребенок обращает внимание на новизну

предмета». Пропедевтика деятельности – побуждение к действию.

Работая с детьми младшей дошкольной группы, первое с чего мы

начинаем приобщать воспитанников к культурным практикам – это привитие

малышам культурно - гигиенических навыков. Какие же средства выбрать?

Как

и

когда в

этих

целях

использовать

художественную литературу

и

народный фольклор?

Мы предлагаем рассмотреть ответы на поставленные вопросы через

проект

созданный

Барановой

Елизаветой:

«Как

чтение

художественной

литературы

и

исследовательская

деятельность

влияют

на

формирование

культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»? Рассмотрим

его этапы:

Для начала необходимо включить воспитанников в деятельность через

присущее им любопытство и перевести любопытство в интерес. Для этого

подошел эксперимент: «Микробы и мыло». И через наводящий вопрос – «А

где же узнать подробнее о мыле?» дети сами пришли к мысли о том, что в

первую

очередь

за

ответами

на

вопросы

обращаемся

к

книге!

Так

мы

переходим к знакомству с литературным произведением Корнея Ивановича

Чуковского «Мойдодыр», с народным фольклором – потешками (подбирая те,

в

которых

есть

сказочный

сюжет,

мы

воспитываем

понимание

художественного слова, любовь к литературе). Разучиваем стихотворения и

песенки.

Пришло

время

применить

полученные знания.

Сначала закрепляем

навыки умывания, вытирания с помощью пальчиковой гимнастики, а потом в

самостоятельной деятельности. Ручки и пальчики становятся увереннее, а

3

движения

правильнее

и

осознаннее.

Мы

наблюдаем

положительную

динамику в

освоении

культурно-гигиенических навыков. С

потешками и

стихами режимные моменты превращаются в увлекательную игру.

Помощником

в

закреплении

знаний

и

формировании

культурно-

гигиенических навыков для детей стала интерактивная папка - «Лепбук»

(папка с особым подбором учебного материала). Это прекрасная книжка-

копилка

материалов

на

интересующую

тему.

Ее

можно

создать

самому

правильно подобрав дидактический и игровой материал. Такая папка дает

обширные

возможности

для

свободной

игры

детей,

или

совместно

с

педагогом, а так же обеспечивает игровое пространство. Всегда интересно

заглянуть

в

кармашек

и

сделать

открытие,

а

сменяющийся

материал

обеспечит новизну книжки-игрушки. Получаемые в игровой форме знания

лучше

закрепляются

у

детей,

так

как

играя,

ребенок

сосредоточен

на

выполнение игровых действий и не задумывается о том чему эти действия

его учат.

Педагог предлагает включить в неѐ следующие разделы:

1)

Алгоритм одевания;

2)

Картинки с изображением личной гигиены;

3)

Дидактическая игра «Где живет микроб»;

4)

Стихи, пословицы, потешки;

5)

Игра на составление картинок (пазлы).

Дети

с

большим

удовольствием играют

с

такими

интерактивными

папками. Знания, получаемые воспитанниками в рамках проекта, ответы на

вопросы

заданные

самими

детьми

становятся

их

личным

достоянием,

практическим опытом. Причем необходимость этих знаний продиктована

содержанием деятельности. Это то, с чем они сталкиваются ежедневно и

поэтому вызывает интерес.

Взаимодействие с семьями воспитанниками является важной частью

работы

воспитателя.

Через

QR

код

им

предлагалось

ознакомиться

с

изученным

с

детьми

произведениями.

Открытость

образовательного

4

процесса создает доверительные отношения между педагогом и родителями,

повышает их педагогическую грамотность. Совместно мы помогаем ребенку

освоить один из первых доступных ему видов труда- самообслуживание.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей

дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенк.



В раздел образования