Авторы: Пронина Татьяна Игоревна, Баранова Елизавета Андреевна
Должность: воспитатель, воспитатели
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1370
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Роль интеграции образовательных областей при формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего возраста".
Раздел: дошкольное образование
1
Роль интеграции образовательных областей при формировании
культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего возраста.
Баранова Елизавета Андреевна
Пронина Татьяна Игоревна
Раннее детство - важный период в становлении личности будущего
взрослого. Это поистине уникальный, нежный возраст. Нужно быть особенно
чутким к малышам только что начавшим посещать дошкольную группу. Мозг
ребенка активно формируется, мгновенно впитывает любую информацию, но
произвольное внимание всего 10-15 минут. Необходимо уберечь малыша от
перегрузок излишними заданиями, которые, в угоду моде на раннее развитие,
даются не по возрасту. Жан-Жак Руссо писал о потребностях маленького
ребенка: «… он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это
для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и
холод,
твердость
и
мягкость,
тяжесть,
размер
и
форму
предметов.
О
свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с
ощущениями,
которые
получает
от
своих
рук…».
Наша
задача
помочь
ребенку освоиться в окружающем его мире.
Одно из направлений в развитии - это воспитание культуры поведения.
Взрослый для ребенка - образец человеческих действий. То, в какой форме
будет вестись диалог и взаимодействие с детьми во многом определит их
культурную деятельность в дальнейшем, и не только деятельность, но и
качества
личности:
равнодушие
и
взгляд
сверху
на
окружающих,
неуверенность и закомплексованность или дружелюбие и высокий уровень
коммуникации.
Глядя
на
исследования
ученых,
можно
заметить,
что
культуре
поведения,
ее
формированию,
уделяется
недостаточное
внимание.
Как
говорится в пословице: «Воспитывай дитя, пока поперек лавки лежит», так и
формировать культуру поведения необходимо с ранних лет. Он, берет пример
2
со взрослого, подражая ему осваивает нормы общения, взаимодействия с
окружающим миром.
Ребенок проявляет любопытство, задает вопросы, интересуется тем, что
его
окружает,
наблюдает
и
экспериментирует.
По
определению
С.Л.
Рубинштейна:
«Тяга
ко
всему
новому,
проявление
исследовательского
рефлекса, что выражается в том, что ребенок обращает внимание на новизну
предмета». Пропедевтика деятельности – побуждение к действию.
Работая с детьми младшей дошкольной группы, первое с чего мы
начинаем приобщать воспитанников к культурным практикам – это привитие
малышам культурно - гигиенических навыков. Какие же средства выбрать?
Как
и
когда в
этих
целях
использовать
художественную литературу
и
народный фольклор?
Мы предлагаем рассмотреть ответы на поставленные вопросы через
проект
созданный
Барановой
Елизаветой:
«Как
чтение
художественной
литературы
и
исследовательская
деятельность
влияют
на
формирование
культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»? Рассмотрим
его этапы:
Для начала необходимо включить воспитанников в деятельность через
присущее им любопытство и перевести любопытство в интерес. Для этого
подошел эксперимент: «Микробы и мыло». И через наводящий вопрос – «А
где же узнать подробнее о мыле?» дети сами пришли к мысли о том, что в
первую
очередь
за
ответами
на
вопросы
обращаемся
к
книге!
Так
мы
переходим к знакомству с литературным произведением Корнея Ивановича
Чуковского «Мойдодыр», с народным фольклором – потешками (подбирая те,
в
которых
есть
сказочный
сюжет,
мы
воспитываем
понимание
художественного слова, любовь к литературе). Разучиваем стихотворения и
песенки.
Пришло
время
применить
полученные знания.
Сначала закрепляем
навыки умывания, вытирания с помощью пальчиковой гимнастики, а потом в
самостоятельной деятельности. Ручки и пальчики становятся увереннее, а
3
движения
правильнее
и
осознаннее.
Мы
наблюдаем
положительную
динамику в
освоении
культурно-гигиенических навыков. С
потешками и
стихами режимные моменты превращаются в увлекательную игру.
Помощником
в
закреплении
знаний
и
формировании
культурно-
гигиенических навыков для детей стала интерактивная папка - «Лепбук»
(папка с особым подбором учебного материала). Это прекрасная книжка-
копилка
материалов
на
интересующую
тему.
Ее
можно
создать
самому
правильно подобрав дидактический и игровой материал. Такая папка дает
обширные
возможности
для
свободной
игры
детей,
или
совместно
с
педагогом, а так же обеспечивает игровое пространство. Всегда интересно
заглянуть
в
кармашек
и
сделать
открытие,
а
сменяющийся
материал
обеспечит новизну книжки-игрушки. Получаемые в игровой форме знания
лучше
закрепляются
у
детей,
так
как
играя,
ребенок
сосредоточен
на
выполнение игровых действий и не задумывается о том чему эти действия
его учат.
Педагог предлагает включить в неѐ следующие разделы:
1)
Алгоритм одевания;
2)
Картинки с изображением личной гигиены;
3)
Дидактическая игра «Где живет микроб»;
4)
Стихи, пословицы, потешки;
5)
Игра на составление картинок (пазлы).
Дети
с
большим
удовольствием играют
с
такими
интерактивными
папками. Знания, получаемые воспитанниками в рамках проекта, ответы на
вопросы
заданные
самими
детьми
становятся
их
личным
достоянием,
практическим опытом. Причем необходимость этих знаний продиктована
содержанием деятельности. Это то, с чем они сталкиваются ежедневно и
поэтому вызывает интерес.
Взаимодействие с семьями воспитанниками является важной частью
работы
воспитателя.
Через
QR
код
им
предлагалось
ознакомиться
с
изученным
с
детьми
произведениями.
Открытость
образовательного
4
процесса создает доверительные отношения между педагогом и родителями,
повышает их педагогическую грамотность. Совместно мы помогаем ребенку
освоить один из первых доступных ему видов труда- самообслуживание.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей
дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенк.