Автор: Бунькова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Каменск - Уральский
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста с помощью цикла интерактивных театрализованных мини- постановок
Раздел: дошкольное образование
«Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного
возраста с помощью цикла интерактивных театрализованных мини-
постановок».
Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов
общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек
не может обойтись в ней без экономических знаний.
Обучение
финансовой
грамотности
–
это
новый
опыт
не
только
для
воспитанников, но и для меня. Ведь финансовая грамотность является глобальной
социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
С целью поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и
семьи,
эффективен
проектный
метод.
Этот
метод
позволяет
развивать
познавательный интерес к различным областям знаний. Поэтому, мы решили
разработать и реализовать проект «Дошкольник в мире экономики» в течение
двух лет с детьми старшего дошкольного возраста. Содержание проекта, в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования обеспечивает развитие личности, мотивации
и
способностей детей в различных видах деятельности.
Цель проекта: способствовать развитию реального экономического мышления,
интереса к экономическим знаниям.
В перспективным план включены различные формы работы с детьми.
Развитие
ребёнка
зависит
от
многих
факторов,
в
том
числе
и
от
соответствующей обстановки, т. е
.
среды в котором оно происходит. Поэтому столь
актуальным является создание развивающей предметно - пространственной среды –
того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия
родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье.
Одной из необходимых составляющих процесса экономического воспитания
детей является проведение диагностики.
Проведя диагностику детей старшей группы по экономическим понятиям и
проанализировав ее, я поняла, что знания детей в этой области требуют
совершенствования.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его
организации. Для усвоения экономических знаний использую самые разнообразные
методы, приёмы и средства обучения.
Основная форма обучения – игра. Именно через неё ребёнок осваивает и
познаёт мир.
Сделать экономику понятной помогают сюжетно – дидактические,
настольно – печатные игры, сюжетно – ролевые
такие как «Автозаправочная
станция», «Строители», «Магазин цветов», «Кафе «Лакомка» и другие. Так, играя в
профессии,
дети
постигают
смысл
труда, воспроизводят трудовые
процессы
взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Овладение экономическим
содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы,
таких произведений как «Федорино горе» Чуковского, сказки «Морозко» и др.
А
также
рассматривание
книг,
разыгрывание «экономических» ситуаций,
отгадывание кроссвордов и ребусов, экскурсии. Одной из основ экономического
воспитания является трудовая деятельность. Часто в своей работе
использую
просмотр и обсуждение презентаций, материал которых помогает формировать
экономические
понятия дошкольников.
Такие как, «Путешествие в страну
профессий», «Деньги» и другие.
На
мой
взгляд,
один
из
самых
эффективных
методов
обучения
это
интерактивный мини – спектакль, который обогащает внутренний мир ребенка;
обучающая сказка – благоприятная среда для раскрытия и роста творческого
потенциала.
Обучение происходит в процессе знакомства с увлекательными историями и
забавными сказочными зверями, так же как и дети, изучающими окружающий
мир.
Цикл обучающих сказок призван выработать у детей начальные навыки
обращения с деньгами, научить принимать свои первые финансовые решения.
Веселые постановки учат рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли,
помогают
развивать творческие способности, память, наблюдательность,
внимание и усидчивость, знакомят с азами финансовой грамотности, счетом в
пределах десяти. Погружаясь в сказку, отвечая на вопросы, ребёнок легко усвоит
основные понятия и получит знания, которые станут основой для дальнейшего
формирования его финансовой культуры.
Первая наша мини – постановка «Знакомство с жителями волшебного леса».
Действующие лица:
Сова – Мудрая голова, Белочка Попрыгушка, Ёжик
Колючка и Медвежонок Топтыжка. Роль Мудрой Совы я, конечно же, взяла на
себя. Наши мини – постановки осуществляются силами детей.
В постановке Медвежонок Топтыжка, пытался разобраться в понятиях: трудиться
и работать. Ему в этом помогли Белочка и Ежик – Колючка. Эта сказка помогла
нам с детьми разобраться в том, что трудиться – это значит что –то делать,
создавать для себя и близких людей а работать – значит трудиться на кого – то за
плату, за вознаграждение.
Следующая постановка «Лесные деньги». Герои спектакля рассказали ребятам,
что у них в волшебном лесу тоже есть «свои деньги» - лесные. » Сова – Мудрая
голова рассказала о том, что жители волшебного леса придумали, как можно
сравнивать и измерять ценность еды, и игрушек, и разных видов работы.
Измеряют эту ценностях в орешках. Любой житель может придти в лесной
магазин и обменять орешки на понравившейся им товар.
А Зайки – Мазайки,
решили узнать у ребят, есть ли у них в стране такие же деньги орешки.
Эта сказка
помогла детям понять, что деньги зарабатываются трудом, это мера оценки труда
и средство обмена и надо уметь распоряжаться деньгами.
Мини – постановка «В волшебном лесу». В этой постановке Зайки – Мазайки
пытались понять разницу между многочисленными «Надо» и «хочу».
Мудрая
Сова рассказала одну историю, про Заек – Мазаек, которые не могли решить, что
им все – таки купить. Ведь у них было всего два орешка, а им нужно было купить
морковку и капусту, а так уж очень им хотелось купить еще и игрушку – самолет.
Эта сказка помогла нам с детьми понять, что у каждого ребенка, у каждого
взрослого человека много разных «хочу», но желания сбываются не всегда.
Пытались понять разницу между желаниями и потребностями.
После каждой постановки Мудрая Сова обязательно подводила итог.
Сценарии могут использоваться как для театрализованных постановок, так и для
спектаклей кукольного театра.
Дети с удовольствием с персонажами мини –
спектаклей (Зайка, Ёжик, Медведь) интересно наблюдать за детьми, как они
рассуждают, сравнивают, выражают свои мысли.
Интерактивные мини – постановки - это, прежде всего, диалоговое обучение, в
ходе которого происходит взаимодействие актеров и зрительской аудитории.
Важно уметь слушать и слышать детей, отмечать и поощрять правильные
умозаключения, а также корректировать и направлять мысли аудитории в нужное
русло.
Следует учитывать, что каждый персонаж обладает своей особенной
творческой характеристикой. Яркость образа достигается разными средствами, в
том
числе
и
музыкальными.
В
качестве
музыкального
сопровождения
использовали
следующие такие музыкальные произведения: как русская
народная плясовая «Полянка» и русская народная потешка «Заинька – попляши».
Таким образом, использование в работе интерактивных мини – спектаклей по
экономическому воспитанию детей, считаем одним из самых эффективных
методов обучения. Действительно,
на наш взгляд обучающие сказки –
благоприятно влияют на раскрытие и рост творческого потенциала детей.
Дети в непринужденной обстановке, с героями, с Мудрой Совой спокойно
выражают мысли, рассуждают, сравнивают, легко усваивают
понятия, азы
финансовой культуры.
Эта деятельность будет продолжаться в течение учебного года. Кстати, дети с
нетерпением ждут следующее встречи с героями (тем более, что любым из героев
может стать каждый ребенок).