Напоминание

"Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста с помощью цикла интерактивных театрализованных мини- постановок


Автор: Бунькова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Каменск - Уральский
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста с помощью цикла интерактивных театрализованных мини- постановок
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного

возраста с помощью цикла интерактивных театрализованных мини-

постановок».

Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов

общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек

не может обойтись в ней без экономических знаний.

Обучение

финансовой

грамотности

это

новый

опыт

не

только

для

воспитанников, но и для меня. Ведь финансовая грамотность является глобальной

социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

С целью поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и

семьи,

эффективен

проектный

метод.

Этот

метод

позволяет

развивать

познавательный интерес к различным областям знаний. Поэтому, мы решили

разработать и реализовать проект «Дошкольник в мире экономики» в течение

двух лет с детьми старшего дошкольного возраста. Содержание проекта, в

соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

дошкольного образования обеспечивает развитие личности, мотивации

и

способностей детей в различных видах деятельности.

Цель проекта: способствовать развитию реального экономического мышления,

интереса к экономическим знаниям.

В перспективным план включены различные формы работы с детьми.

Развитие

ребёнка

зависит

от

многих

факторов,

в

том

числе

и

от

соответствующей обстановки, т. е

.

среды в котором оно происходит. Поэтому столь

актуальным является создание развивающей предметно - пространственной среды –

того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия

родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье.

Одной из необходимых составляющих процесса экономического воспитания

детей является проведение диагностики.

Проведя диагностику детей старшей группы по экономическим понятиям и

проанализировав ее, я поняла, что знания детей в этой области требуют

совершенствования.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его

организации. Для усвоения экономических знаний использую самые разнообразные

методы, приёмы и средства обучения.

Основная форма обучения – игра. Именно через неё ребёнок осваивает и

познаёт мир.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно – дидактические,

настольно – печатные игры, сюжетно – ролевые

такие как «Автозаправочная

станция», «Строители», «Магазин цветов», «Кафе «Лакомка» и другие. Так, играя в

профессии,

дети

постигают

смысл

труда, воспроизводят трудовые

процессы

взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Овладение экономическим

содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы,

таких произведений как «Федорино горе» Чуковского, сказки «Морозко» и др.

А

также

рассматривание

книг,

разыгрывание «экономических» ситуаций,

отгадывание кроссвордов и ребусов, экскурсии. Одной из основ экономического

воспитания является трудовая деятельность. Часто в своей работе

использую

просмотр и обсуждение презентаций, материал которых помогает формировать

экономические

понятия дошкольников.

Такие как, «Путешествие в страну

профессий», «Деньги» и другие.

На

мой

взгляд,

один

из

самых

эффективных

методов

обучения

это

интерактивный мини – спектакль, который обогащает внутренний мир ребенка;

обучающая сказка – благоприятная среда для раскрытия и роста творческого

потенциала.

Обучение происходит в процессе знакомства с увлекательными историями и

забавными сказочными зверями, так же как и дети, изучающими окружающий

мир.

Цикл обучающих сказок призван выработать у детей начальные навыки

обращения с деньгами, научить принимать свои первые финансовые решения.

Веселые постановки учат рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли,

помогают

развивать творческие способности, память, наблюдательность,

внимание и усидчивость, знакомят с азами финансовой грамотности, счетом в

пределах десяти. Погружаясь в сказку, отвечая на вопросы, ребёнок легко усвоит

основные понятия и получит знания, которые станут основой для дальнейшего

формирования его финансовой культуры.

Первая наша мини – постановка «Знакомство с жителями волшебного леса».

Действующие лица:

Сова – Мудрая голова, Белочка Попрыгушка, Ёжик

Колючка и Медвежонок Топтыжка. Роль Мудрой Совы я, конечно же, взяла на

себя. Наши мини – постановки осуществляются силами детей.

В постановке Медвежонок Топтыжка, пытался разобраться в понятиях: трудиться

и работать. Ему в этом помогли Белочка и Ежик – Колючка. Эта сказка помогла

нам с детьми разобраться в том, что трудиться – это значит что –то делать,

создавать для себя и близких людей а работать – значит трудиться на кого – то за

плату, за вознаграждение.

Следующая постановка «Лесные деньги». Герои спектакля рассказали ребятам,

что у них в волшебном лесу тоже есть «свои деньги» - лесные. » Сова – Мудрая

голова рассказала о том, что жители волшебного леса придумали, как можно

сравнивать и измерять ценность еды, и игрушек, и разных видов работы.

Измеряют эту ценностях в орешках. Любой житель может придти в лесной

магазин и обменять орешки на понравившейся им товар.

А Зайки – Мазайки,

решили узнать у ребят, есть ли у них в стране такие же деньги орешки.

Эта сказка

помогла детям понять, что деньги зарабатываются трудом, это мера оценки труда

и средство обмена и надо уметь распоряжаться деньгами.

Мини – постановка «В волшебном лесу». В этой постановке Зайки – Мазайки

пытались понять разницу между многочисленными «Надо» и «хочу».

Мудрая

Сова рассказала одну историю, про Заек – Мазаек, которые не могли решить, что

им все – таки купить. Ведь у них было всего два орешка, а им нужно было купить

морковку и капусту, а так уж очень им хотелось купить еще и игрушку – самолет.

Эта сказка помогла нам с детьми понять, что у каждого ребенка, у каждого

взрослого человека много разных «хочу», но желания сбываются не всегда.

Пытались понять разницу между желаниями и потребностями.

После каждой постановки Мудрая Сова обязательно подводила итог.

Сценарии могут использоваться как для театрализованных постановок, так и для

спектаклей кукольного театра.

Дети с удовольствием с персонажами мини –

спектаклей (Зайка, Ёжик, Медведь) интересно наблюдать за детьми, как они

рассуждают, сравнивают, выражают свои мысли.

Интерактивные мини – постановки - это, прежде всего, диалоговое обучение, в

ходе которого происходит взаимодействие актеров и зрительской аудитории.

Важно уметь слушать и слышать детей, отмечать и поощрять правильные

умозаключения, а также корректировать и направлять мысли аудитории в нужное

русло.

Следует учитывать, что каждый персонаж обладает своей особенной

творческой характеристикой. Яркость образа достигается разными средствами, в

том

числе

и

музыкальными.

В

качестве

музыкального

сопровождения

использовали

следующие такие музыкальные произведения: как русская

народная плясовая «Полянка» и русская народная потешка «Заинька – попляши».

Таким образом, использование в работе интерактивных мини – спектаклей по

экономическому воспитанию детей, считаем одним из самых эффективных

методов обучения. Действительно,

на наш взгляд обучающие сказки –

благоприятно влияют на раскрытие и рост творческого потенциала детей.

Дети в непринужденной обстановке, с героями, с Мудрой Совой спокойно

выражают мысли, рассуждают, сравнивают, легко усваивают

понятия, азы

финансовой культуры.

Эта деятельность будет продолжаться в течение учебного года. Кстати, дети с

нетерпением ждут следующее встречи с героями (тем более, что любым из героев

может стать каждый ребенок).



В раздел образования