Автор: Алиризаева Айшат Алиулаховна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МКОУ "СОШ №12" Населённый пункт: город Избербаш, Республика Дагестан Наименование материала: разработка открытого урока Тема: "Экономика и мы" Раздел: среднее образование
Коммуникативное: умение слушать и вести диалог, умение
работать в группе, умение публичного выступления.
Тип урока : формирование новых знаний
Методы обучения : частично-поисковый, проблемный, репродуктивный,
проектный.
Материальное обеспечение : проектор, презентация, экран, учебник,
карточки-задания, пазлы, раздаточный материал
Термины : «экономика», «товар», «услуга», «производство», «ресурсы
производства», «обмен», «распределение», «потребление»
Ход урока
Организационный момент (2 мин)
Слайд 1
1.
Подготовка к уроку . Учащиеся стоят с учебниками и тетрадями у
стены.
2. Приветствие : Добрый день, ребята! Я рада приветствовать на своем
уроке. Понимаю, что вы устали, шестой урок, и чтобы настроить вас на
урок
предлагаю
подарить
друг
другу
улыбку,
а
я
вам
подарю
цветок.
Возьмите
их
из
корзины.
И,
думаю,
что
хорошее
настроение
будет
сопровождать вас весь урок.
А теперь, поскольку у нас сегодня не совсем обычный урок, мы и
сидеть тоже будем необычно. Прошу занять места за партами с цветом
вашего цветка.
Слайд 2
3. Актуализация знаний (2 мин)
- Давайте вспомним ранее изученный материал, тему «Общество»
а) Кто из вас является членом общества? Поднимите руку.
б) А что такое общество? (Общество – группа людей, объединенная
совместной деятельностью.)
в) Приведите примеры. (Класс, семья, рабочая бригада.)
г) Чтобы лучше ориентироваться в многообразии общественных явлений,
условно жизнь общества можно разделить на 4 части – сферы жизни
общества. Ребята, давайте вспомним, какие сферы общества вы знаете?
(каждый стол называет по одной сфере). Ребята посмотрите на слайд,
правильно ли вы ответили ? (по щелчку ) Итак, верно ответили?...Молодцы.
Слайд 3
4. Формирование новых знаний
Сегодня мы с вами начинаем знакомиться со сферами жизни общества
подробнее. А вот с какой? Догадайтесь, посмотрев короткое видео.
Видео .
Что
вы
увидели?
(рынок)
К
какой
сфере
он
относится?
(экономической) Значит, о чем сегодня мы с вами будем говорить? (об
экономике) Верно, ребята.
Слайд
4.
Запишите
тему
урока
в
тетрадь
«Что
такое
экономика?»
Эпиграфом
к
нашему
уроку
как
нельзя
лучше
подходит
высказывание
Бернарда
Шоу: «Экономика
-
это
умение
пользоваться
жизнью
наилучшим образом».
5.
Стадия вызова. Постановка целей урока.
Слайд 5 На доске висит таблица «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал». Давайте
мы с вами начнем ее заполнять. Сейчас в группах обсудите, что вы знаете
про экономику и что хотите узнать, пусть от каждой команды выступит 1
ученик. Даю вам минуту для обсуждения (дети обсуждают)….
Итак, что мы знаем про экономику? (записываю) А что хотели бы узнать?...
Слайд 6 Сегодня на уроке мы узнаем о роли экономики в жизни человека,
в развитии общества и государства, будем работать в группах, просмотрим
видео, на основе увиденного сделаем проекты.
Слайд 7. Ребята, не зря в начале урока я показала вам видео из жизни
древних греков, потому что слово «экономика» произошло от греческих
слов «эйкос», что значит «хозяйство», и «номос» - «закон». Иными словами,
экономика – это искусство вести домашнее хозяйство, хозяйство города,
целой страны.
Давайте запишем это определение в тетрадь…
Слайд 8. Обратите внимание на слайд: экономические проявления вы
видите
каждый
день.
Попробуем
озвучить
слайд:
где
можно
встретить
экономические проявления? (мы ходим в магазин, ездим на транспорте,
обращаемся к врачам, когда болеем).
Слайд 9. Ребята, а для чего нужна экономика? Экономика направлена на
удовлетворение
ваших
потребностей.
А
средством
удовлетворения
потребностей выступает производство. Потребности – это нужда человека в
чем-либо. Они могут быть разными. Значит производство – это процесс
создания разных видов экономических продуктов.
Слайд 10. ( Пазлы) Ребята, а что производят в Дагестане? Чтобы ответить
на этот вопрос, давайте соберем пазлы (с каждой команды по 1 человеку
идут к доске). А как вы думаете, почему именно эти виды производства
есть в Дагестане (…) А что еще производят в Дагестане? (вино, ковры,
посуда, бурки, ювелирные украшения, изделия из дерева и металла, глины).
Слайд 11 .
Все, что вы перечислили – это товарное производство, то есть
такая
форма
организации
экономики,
при
которой
полезные
продукты
создаются
для
продажи
на
рынке. Также
в
Дагестане
развито и
натуральное производство – попробуйте сформулировать…(это такая
форма организации экономики, при которой люди создают продукты для
удовлетворения собственных нужд, или потребностей, а не для продажи).
Слайд 12. Итак, производство – это создание не только товаров, но и услуг.
Если товар – это предмет, который можно продать или купить, то услуга –
деятельность, результат которой необходим людям. Люди каких профессий
представляют
населению
услуги? (врач,
учитель,
юрист,
парикмахер,
фотограф).
III. Обобщение первичного закрепления знаний
Слайд
13.
Карточки
(«натуральное
и
товарное
хозяйство») .
Я
вам
раздам карточки. Вам нужно прочесть предложения на отдельных листочках
и вклеить их в карточки, отвечая на вопросы: КТО производит? КАК
производит? КТО потребляет? Даю вам 1 минуту.
Слайд 14 (проверка, озвучивает ученик с каждой группы) Так мы узнали,
чт о в экономике называют товарным и натуральным хозяйством.
Слайд 15. Физминутка.
Если услышите название профессии, в результате
которой производится товар – встаньте и поднимите руки. Если услышите
название профессии, с помощью которой оказывается услуга, присядьте
Итак
начинаем:
Швея,
учитель,
кузнец,
врач,
кондитер,
водитель,
плотник, дворник. Молодцы, ребята!
Садимся за столы и продолжаем работать.
Слайд 16. Все, что необходимо для организации производства называются
ресурсами, которые подразделяются на три вида: природные, трудовые и
производственные.
Ресурсы
нужны,
чтобы
производить
товары
для
продажи или для себя.
А как вы думаете, ребята, природные ресурсы (земля, вода, леса, нефть,
газ) могут закончиться, если их использовать постоянно и необдуманно?
(….) Сейчас ученые со всего мира ищут способы сохранения природных
ресурсов.
А
как
вы
можете
помочь
ученым
решить
эту
проблему? (не
ломать
деревья,
не
засорять
воду,
воздух,
перерабатывать
мусор
для
вторичного использования)
Слайд 17. Итак, ребята, что такое производство и потребление вы уже
знаете, но в экономике есть еще главные составляющие - сферы экономики.
На столах вы видите стихотворения, так вот определите, о какой
сфере
экономики
идет
речь.
Полминуты
на
размышление. (Робин
Бобин
-
производство, распределение, обмен, потребление)
Слайд 18. Итак, на какие главные вопросы в экономике должен ответить
производитель, прежде чем начать производство? (что производить, для
кого и как?) ( по щелчку )
Слайд
19.
Видеоэкскурсия.
Мини-проекты.
Предлагаю
вашему
вниманию виртуальную экскурсию по Дагестану, посмотрите и ответьте на
вопрос: «Какие экономические возможности есть у нашего края?». После
видео попробуйте себя в роли производителей. Подумайте о трех главных
вопросах:
что,
для
кого
и
как
производить?
А
я
буду
консультантом,
специалистом широкого профиля и буду вам помогать.
Обсудите в группах,
кто будет выступать.
Выполнение работы. (3 мин)
Защита проектов и представление учащимися товара (4 мин). Давайте,
ребята, выслушаем друг друга, поддержим выступающих и, если возникнут
вопросы, зададим.
Слайд 20. Закрепление материала: Проверь себя.
Слайд 21. Итоги урока .
Заполнение таблицы: «ЗХУ». А давайте то, что
мы узнали, заполним в виде кластеров или ячеек и начнем с главного слова
«Экономика».
Ребята
на
этом
наш
урок
подходит
к
концу.
Вы
все
были
активны.
Молодцы… Запишите домашнее задание:
Слайд 22. Рассказать § 7, ответить на вопросы к параграфу и выполнить
творческие задания:
1. Соберите материал по теме «Экономика вокруг нас».
2. Подготовьте сообщение для устного журнала «В мире профессий» об
одной из профессий, связанных с экономикой.
Урок окончен. Спасибо.
Приложени1
Раздаточный материал:
Тема: Что такое экономика?