Напоминание

"Профилактика самовольных уходов"


Автор: Жулябина Ирина Петровна
Должность: социальный педагог, учитель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 188 с углубленным изучением предметов мировой художественной культуры
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Профилактика самовольных уходов"
Раздел: среднее образование





Назад





Тема: ПРОФИЛАКТИКА САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Выполнила: Жулябина Ирина Петровна

социальный педагог

ГБОУ 188 с углубленным

изучением предметов мировой

художественной культуры

Красногвардейского района

г.Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2016
1
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение…………………………………………………………3 2. Понятие, причины, классификация самовольных уходов……3 3. Понятие «самовольный уход»………………………………….3 4. Классификация самовольных уходов несовершеннолетних…3 5. причины самовольных уходов…………………………………5 6. организация деятельности по профилактике самовольных уходов первичная, вторичная, третичная профилактика……………..6 7. основные задачи в работе по организации профилактики самовольных уходов несовершеннолетних……………………6 8. принципы работы с проблемой самовольных уходов…………7 9. методы и формы профилактической работы с несовершеннолетними…………………………………………..8 2
ВВЕДЕНИЕ С и с т е м а п р о ф и л а к т и к и п р а в о н а р у ш е н и й и б е з н а д з о р н о с т и несовершеннолетних в нашей стране является достаточно организованной. Осуществляется взаимодействие между обществом и государством, однако не все ресурсы задействованы, так как проблема самовольных уходов несовершеннолетних продолжает оставаться одной из трудноразрешимых. Вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а особенно ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание. Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а так же выявление и устранение причин и условий, способствующих этому – одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики, в том числе органов образования, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних. На самовольный уход влияет возраст и время года. Самый сложный период: весна и осень. А по возрастным особенностям, конечно, более подвержены бегству подростки от 10 до 15 лет.Это сложный психологический период для ребенка по многим причинам. Как правило, у несовершеннолетних, свершающих самовольные уходы, наблюдаются проблемы в обучении, им сложно строить взаимоотношения с окружающими. Нередко такие подростки обладают различными психофизическими отклонениями в состоянии здоровья, имеют различные зависимости. Меры предупреждения профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление , а на то, что бы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения.
ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ,ПРИЧИНЫ

САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ

Понятие «самовольные уходы»
«Самовольные уходы и побеги» несовершеннолетних относят к девиантным формам поведения, не соответствующим общепринятым или официально установленным рамкам. Девиантное поведение – это поведение, которое не соответствует социальным нормам –ожиданиям. Под самовольным уходом подразумевают безвестное отсутствие с момента установления факта его отсутствия. Уходы ( побеги) можно связать с тяжело протекающими возрастными кризисами. Одна треть детей и подростков, совершающих 3
побеги из дома имеют патологическую основу. Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип»
КЛАССИФИКАЦИЯ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Выделяют четыре типа побегов у несовершеннолетних: эмансипационные импульсивные, демонстративные, дромоманические(бродяжничество)
Эмансипационные побеги:
Это наиболее частые (45%) побеги. Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных , от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «легкой» жизни. Начало таких побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями.Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% этим прогулам предшествуют прогулы занятий, в 32№ - с алкоголизацией во время побега. Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен при психопатических чертах характера и неустойчивой нервной системы.
Импульсивные побеги:
Этот вид побегов составляет 26%. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по классу, школе. Побегу может способствовать не правильный тип семейного воспитания – явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них всё поведение строится так. Что бы забыться, отвлечься от тяжелой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность ( правонарушения ). Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.. 4

Демонстративные побеги:
Эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, что бы привлечь внимание окружающих. Причина – уменьшение внимания со стороны значимых взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.
Дромоманические побеги:
Дромомания - редкий тип побегов – 9% случаев. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях. Этим побегам предшествуют внезапно и беспричинно изменяющееся настроение( какая-то скука, тоска). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только за тем находят попутчиков. В формировании дромомании выделяют реактивный этап – первый уход из дома в связи с психической травмой, затем уходы становятся привычными, фиксированными, на любу. Незначительную неблагоприятную ситуацию возникает привычная реакция – уход из дома. Дромомания, характерная для детского и подросткового возраста, но известны случаи, когда, возникнув в детстве, дромомания сохраняется и у взрослых мужчин и женщин, причём женщину не останавливает наличие маленьких детей, здоровье которых во время бродяжничества подвергается опасности.
В классификации побегов можно выделить следующие типы:
1. Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия 2. побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близкого окружения 3. побеги, как реакция тревоги и страха наказания у «робких» и «забитых» 4. следствие возрастного фантазерства и мечтательности
ПРИЧИНЫ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ
Чтобы определить причины самовольных уходов необходимо рассмотреть особенности детей, которые могут характеризоваться: - Дефицитом эмоционально-волевой сферы для детей характерны крайние формы выражения эмоций – сильный гнев или сильная радость -, они с трудом понимают чувства другого человека и свои 5
собственные. Для них затруднительна деятельность, требующая волевого усилия. Им сложно выполнять действия. Не приносящие результата здесь и сейчас. - Низкой коммуникативной компетентностью Им трудно договариваться, разрешение сложных жизненных ситуаций связано для них с эмоциональными трудностями. - Дефицитом самостоятельных форм поведения ( умение самостоятельно принимать решение, проявлять заботу о себе и других) Для детей характерно чувство незащищенности, неуверенность в себе и своих силах, ощущение не успешности, беспомощности. Они избегают ситуаций, в которых могут почувствовать себя неуспешными, потерпеть неудачу. Все это провоцирует появление психологических защит (избегание, обесценивание), которые позволяют сохранить положительное представление о себе. Таки дети могут чувствовать себя беспомощными, проявлять беспокойство и стремятся найти объект, который снимает напряжение. Основные цели самовольных уходов детей можно подразделить на группы в зависимости от тех причин, по которым ребенок может уйти : 1.
Потребности ребенка не удовлетворены
ребенок может стремиться покинуть небезопасную среду, в которой чувство безопасности утрачено в следствии: ущемления прав ребенка, жестокого обращения , избежать дисциплинарного давления, привлечь внимание родителей или лиц их заменяющих к проблемам детей, поиск среды, где будет более успешен, поиск развлечения и удовольствия.
2.

Влияние взрослых на уход ребенка
1. Недостаточный контроль над поведением несовершеннолетних со стороны законных представителей. 2. Незнание всего его круга общения. 3. Если дети чувствуют себя неудачниками, неоцененными по тем аспектам их жизни, которые взрослым кажутся незначительными или неважными, они уходят туда, где ощущают себя успешными, признанными, понятыми. 2.
Случаи криминального характера
(не являются самовольными уходами, при этом важно понимать, что ребенок может отсутствовать по этим причинам). К таким причинам могут относиться: - похищение ребенка или провокация со стороны взрослого, допускающего недостойное обращение с ребенком; - вовлечение детей в коммерческую сексуальную эксплуатацию (КСЭД). 6

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ

Первичная, вторичная и третичная профилактика
Для профилактической работы со случаями самовольных уходов несовершеннолетних необходимо разрабатывать программы профилактики, направленные на сокращение риска самовольных уходов. Различают первичную, вторичную и третичную профилактику.
Термин «первичная профилактика»
применяется к мерам, направленным на всех детей. Для решения задач первичной профилактики, можно рассматривать широкий спектр программ просвещения детей о рискованном поведении. Например, программы направленные на преодоление: различных личностных дефицитов (развитие уверенного поведения), жизненных трудностей (программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях).
Термин «вторичная профилактика»
означает меры, направленные на тех, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в ситуации повышенного риска, либо совершал самовольный уход хотя бы один раз. Программы вторичной профилактики могут быть направлены на снижение агрессивности, конфликтности несовершеннолетних и воспитывающих их взрослых, а также программы, помогающие адаптировать и социализировать несовершеннолетних.
Термин

«третичная

профилактика»
обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже неоднократно самовольно покидал дом , и работа в таком случае должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем. Уровень третичной профилактики - это уровень работы с детьми, постоянно совершающими с а м о в о л ь н ы е у ход ы . К а ж д ы й с л у ч а й с а м о в о л ь н о го у х о д а несовершеннолетнего имеет свою специфику, поэтому для работы со случаем самовольного ухода каждый раз создается своя индивидуальная программа.
Основные задачи в работе по организации профилактики самовольных

уходов несовершеннолетних
Основными задачами при работе со случаями самовольных уходов несовершеннолетних являются: - защита прав и законных интересов несовершеннолетних; - предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетних; 7
-предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении них, включая предупреждение коммерческой сексуальной эксплуатации несовершеннолетних (КСЭД) согласно которому – это «серьезное нарушение прав ребенка, при котором он рассматривается как предмет секса и предмет торговли; и включает в себя сексуальное насилие или эксплуатацию взрослым человеком и оплату деньгами или натурой ребенку или третьим лицам и, являясь формой принуждения и насилия над детьми, приравнивается к принудительному труду и современной форме рабства». - выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений, преступлений и иных антиобщественных действий; - реабилитация и оказание медицинской помощи воспитанникам, склонным к самовольным уходам. В каждом учебном учреждении должна быть разработана система мониторинга эффективности профилактической деятельности, направленной на предупреждение самовольных уходов воспитанников, а также эффективности реабилитационной работы, выполнения индивидуальных планов мероприятий с детьми «группы риска». Одним из приоритетных направлений профилактики является организация занятости воспитанников, состоящими на учете в учебном учреждении, в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и в подразделении по делам несовершеннолетних.
Принципы работы с проблемой самовольных уходов
1. Любой человек, работающий с несовершеннолетним в учреждении, должен предпринять всевозможные действия, чтобы обеспечить его безопасность, оценивая риски для каждого индивидуально. 2. Основная общая цель специалистов – снизить количество случаев самовольных уходов. Пропавшие несовершеннолетние могут оказаться в рискованной ситуации. Каждый случай самовольного ухода очень серьезен. Причины уходов всегда разные и носят комплексный характер, но они в основном связаны с условиями проживания несовершеннолетних. Каждому случаю ухода следует уделять должное внимание. Специалистам необходимо взаимодействовать для того, чтобы последовательная и гармоничная обратная связь была дана несовершеннолетнему по его возвращению с целью снижения риска повторных уходов несовершеннолетнего. 3. Работа по профилактике самовольных уходов важна для того, чтобы предотвратить уходы несовершеннолетних из дома. Профилактические мероприятия должны быть отражены в плане профилактики.. 8

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Индивидуальная работа с несовершеннолетними строится на изучении их индивидуально – психологических особенностей, характера, стиля поведения. Индивидуальные беседы о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления, о необходимости соблюдать режим семьи, посещать школьные занятия. Одним из основных механизмов индивидуальной работы является динамическое наблюдение и контроль взрослого за поведением ребёнка. В системе индивидуальной работы следует отметить ежедневный контроль успеваемости и посещаемости воспитанников школьных занятий, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях, в частности в организации дополнительных занятий с учителями предметниками, и предотвратить пропуски занятий по неуважительным причинам. На начальном этапе индивидуальной работы является важным установление контакта с несовершеннолетними и мотивирование его на участие в работе. Несовершеннолетний соглашается на общение только тогда, когда ему интересен сам процесс и когда он чувствует, что его воспринимают как полноправного участника взаимодействия. В основе работы с ним должны лежать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются партнерские отношения с несовершеннолетним с целью совместного изучения конкретной ситуации и путей ее разрешения. Целью групповой работы является формирование навыков конструктивного взаимодействия и адаптации в социуме. Основной формой групповой работы, используемой в профилактической работе, является тренинговое занятие. Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать,тренировать, представляет собой совокупность методов практической психологии. Тренинг – это ситуация воздействия на личность, целью которой является самопознание и саморазвитие человека, приобретение им новых навыков. Следует различать понятия «тренинг» и «тренинговое занятие». Тренинговые занятия проводятся в рамках учебной деятельности, они подразумевают участие всей группы и режим коротких встреч. Тренинговые занятия отличаются отсутствием строгого порядка работы и высокой психологической безопасностью. Одним из направлений тренинговых занятий является формирование навыков ассертивного поведения. Термин «ассертивность» происходит от английского «assert» - настаивать на своем, отстаивать свои права. Это понятие близко принципу гештальт- терапии «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям…». Э ф ф е к т и в н ы м м е т од ом в р а б о т е с н е с о в е р ш е н н о л е т н и м и , предупреждающим самовольные уходы, является арт–терапия. Данный 9
метод построен на использовании как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконстуирование этой ситуации. Второй связан с природой, эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В работе с несовершеннолетними используется игротерапия . В подростковом возрасте потребность в самовыражении и утверждении своей идентичности приобретает особую значимость. Профилактическая работа по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних должна проводиться системно, совместно со всеми субъектами профилактики.
Список литературы
10

1.
Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска (учебно-методическое пособие). - Москва: НИИ школьных технологий, 2010.
2.
Методические рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с органами внутренних дел по профилактике ухода детей из семей Разработчики: Крылова Т.А.,к.психол.н., доцент, научный сотрудник лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО «ВИРО» Воронина Е.А., к.п.н., зав. лабораторией воспитания и социализации АОУ ВО ДПО «ВИРО».
3.
Пути решения проблемы самовольных уходов детей Методические рекомендации Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ».г. Ханты- Мансийск, 2013 год.
4.
Практическая психология образования / под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997
5.
Вестник практической психологии образования, №4(21) октябрь—декабрь 2009
6.
Беличева С.А., Дементьева И. Ф. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. - //Воспитание школьников, 2004, № 3, С. 23-32
7.
Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002, с. 110-112
8.
Саленко Н. Профилактическая работа с семьями, имеющими несовершеннолетних детей. //Социальная педагогика, 2006, № 2, С. 76-86
9.
Сидоров Н.Р. Проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних. - //Вестник практической психологии образования, 2006, № № 2-3
10.
azps trepsy/kommunikat/
11.
kaplyarositerapevticheskie_skazki/ 11


В раздел образования