Автор: Дорофеева Ольга Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№7"
Населённый пункт: Томская область г. Колпашево
Наименование материала: Статья
Тема: Инновационные педагогические технологии в обучении игре в шахматы
Раздел: среднее образование
Статья «Инновационные педагогические технологии
в обучении игре в шахматы»
учитель Дорофеева Ольга Сергеевна
Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой
методике
всегда
присутствуют
элементы
технологии.
Но
сегодня
педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свои?
Как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию
и превратить в свою? Знание современных педагогических технологий,
умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной
деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология,
прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата
в обучение и воспитание? А Обучение и воспитание – не разрывные.
Более 20 лет обучаю игре в шахматы. Шахматы - это не только игра,
доставляющая детям много радости и удовольствия, но и универсальное
средство формирования личностных качеств, которые необходимы для
реализации человеком своих интеллектуальных способностей.
В моей педагогической практике всегда стояли такие задачи как:
стимулировать детей к созданию новых творческих идей и решений.
развивать интеллектуальные способности и логическое мышление
развивать ответственность и самостоятельность
и конечно же формировать устойчивый интерес ребят
к игре в
шахматы.
Жизнь и шахматы похожи. Ребенок за шахматной доской творец. Он
увлеченно ищет, вдумчиво анализирует, радуется каждой самостоятельной
находке.
Я также нахожусь в творческом поиске. Я всегда пробую применить
что-то новое интересное на шахматных занятиях.
Одной из первых таких педагогических находок была модульная
технология.
Технология модульного обучения является одним из направлений
индивидуализированного
обучения,
позволяющая
осуществлять
самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание
учебного материала.
Мною разработана книжка – модуль «Шахматные фигуры» для
учащихся 1-го года обучения. «Шахматные фигуры» - это ключевая тема, на
ней основывается весь курс обучения шахматам.
В книжке – модуле весь объем знаний представлен в полном объеме, т.
е. весь учебный курс по данной теме раскрыт от истории происхождения
каждой фигуры с элементами познавательности до ценности шахматных
фигур со сравнительными диаграммами.
Данная технология – прекрасный почва для воспитания самостоятельности
обучающихся.
Другая технология, которую я использую на занятиях - технология
коллективного взаимообучения. Она предполагает общение обучающих и
обучаемых. Это организация совместных действий, коммуникации, общение,
взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекция.
Особенности этой групповой технологии заключаются в том, что
учебная группа
делится на
подгруппы для
решения
и
выполнения
конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден
вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от
цели деятельности.
Основные
принципы
предложенной
системы
воспитания
–
самостоятельность и коллективизм (все учат каждого и каждый учит всех).
Это направлено на: сплочения шахматного коллектива;
развитие
тренерских навыков (выявление лучшего «Юного тренера»); развитие
арбитрских способностей (выявление лучшего «Юного шахматного судьи»);
а также на формирование качеств необходимых для проведения сеансов
одновременной игры (выявление лучшего сеансера).
Основная цель программы это формирование и развитие личности
ребенка посредством обучения игре в шахматы.
Поэтому большой интерес для меня представляют личностно –
ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания
которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих
возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных
жизненных ситуациях.
На
наших
занятиях
ребята
решают
шахматные
задачи
разной
сложности в зависимости от своей подготовки и своих способностей,
выполняя норму 4-го, 3-го или 2-го разряда по шахматам – у каждого свой
личный рост. Этот личный рост шахматиста отражается в рейтинговой
системе. Турниры на рейтинг – это одна из уникальных находок для меня
как для педагога. Эти турниры прекрасно стимулируют здоровую борьбу.
Даже если участник турнира и не занимает призового места, у него есть
возможность подняться в рейтинге, а это тоже результат! Наглядное
отображение рейтинговых результатов отражается в таблице результатов и
графически, т.е. для каждого участника рейтинговых турниров заведена
шкала и по ней видно либо рост учащегося, либо падение. А также в клубе
проводятся чемпионаты на выявление самого сильного среди сильных и
объявляется чемпионом на весь учебный год.
Технология
исследовательского
(проблемного)
обучения
и
воспитания предполагает создание под руководством педагога проблемных
ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате
чего
происходит
овладение
знаниями,
умениями
и
навыками;
образовательный
процесс
строится
как
поиск
новых
познавательных
ориентиров.
Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не
получает их от педагога в готовом виде.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение
через открытие»: ребенок должен сам открыть способ решения задачи, найти
ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может
опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и
находить путь к верному решению.
Принципы
данной
технологии:
самостоятельность
обучающихся;
развивающий
характер;
интеграция
и
вариативность
в
применении
различных областей знаний.
Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что
возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от
педагога
требуется
использовать
индивидуальный
подход,
способный
вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Так уже более 10 лет мы с ребятами проводим исследования по
интересующим их темам, например, японские шахматы «Сеги» - «Игра
генералов», история происхождения шахматных фигур «С шахматами через
века и страны», очень интересные работы по скахографическим изозадачам,
личностные
качества
необходимые
шахматисту
«Каисса
любит
решительных», трехмерные шахматы. Результатом наших исследовательских
работ
стали
призовые
места
на
районных
научно-практических
конференциях
«Наука.
Юность.
Культура»
и
на
всероссийском
дистанционном конкурсе ученических рефератов «Кругозор».
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании,
появился
компьютерные
(новые
информационные)
технологии
-
это
процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством
осуществления которых является компьютер.
Новые
информационные
технологии
развивают
идеи
программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не
исследованные
технологические
варианты
обучения,
связанные
с
уникальными
возможностями
современных
компьютеров
и
телекоммуникаций.
Еще
позже
стала
доступна
в
учреждениях
дополнительного
образования всемирная информационная сеть - Интернет, уникальная по
своим возможностям общения и коммуникаций, по гигантскому объему
информации.
И мы идем в ногу с научно-техническим прогрессом:
я на своих занятиях использую слайдовые презентации, которые
позволяют наглядно и оперативно представить новую тему или
повторить пройденный материал, а также показываю обучающие
шахматные видеоуроки;
ребята работают с шахматными компьютерными программами
(решение шахматных задач);
участвуем в он-лайн турнирах по сибирскому округу на сайте
chess. sibnet. ru (игра с более сильным игроком)