Напоминание

Технические навыки в начальном обучении. Работа над этюдами.


Автор: Хорькова Светлана Владимировна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ГБУДО
Населённый пункт: Петергоф, Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Технические навыки в начальном обучении. Работа над этюдами.
Раздел: дополнительное образование





Назад




СПБ ГБУДО “Детская музыкальная школа №17

им. А. Г. Рубинштейна”

“Технические навыки в начальном обучении.

Работа над этюдами.”

Статья

Выполнил:

Хорькова Светлана Владимировна

Преподаватель фортепиано

Петергоф

Санкт – Петербург

2020 г.

Для того, чтобы ученик, разучивая то или иное музыкальное произведение и работая над

его технической стороной, мог подчинить технику содержательности исполнения, он

должен обладать достаточным количеством хорошо усвоенных навыков. Очень многие из

этих навыков он может приобрести лишь в результате многолетней систематической

упорной работы над отдельными элементами техники.

В письме к П. И. Чайковскому Танеев пишет: “Без вдохновения нет творчества. Но не надо

забывать, что в моменты творчества человеческий мозг не создает нечто совершенно

новое, а только комбинирует то, что в нем уже есть, что он приобрел путем привычки.

Отсюда необходимость образования как пособия творчеству. Тут может играть большое

значение, к чему приучил себя человек. Игра Рубинштейна в минуту вдохновения тоже

творчество. Между тем, какое громадное значение имеют для этой игры те механические

упражнения, которые делали эти пальцы, те гаммы, которые они твердили.”

Этюды служат подготовкой к овладению элементами фактуры, характерными для

различных стилей фортепианной литературы.

Метод разучивания того или иного этюда тесно связан с самим материалом, т.е. с типом и

строением этюда, а также зависит от степени подвижности, возраста и индивидуальных

особенностей ребенка. Первой и непременной задачей педагога является тщательное

объяснение ученику при выборе этюда самого задания. Педагог должен рассказать,

какова основная цель данного этюда как материала для развития того или иного

технического навыка, как построен этюд в смысле формы и развития материала, каков

общий характер его звукового образа. Ученику необходимо дать ясный и четкий план

работы над этюдом, указать, как и в какой последовательности следует использовать те

или иные приемы разучивания отдельных трудных мест или всего этюда в целом. Степень

детализации таких предварительных объяснений зависит от подвижности и развития

ученика. С начинающими и мало подвинутыми учениками следует уделять этому

предварительному этапу работы больше времени, чем с более опытными и зрелыми

учащимися.

На первом году обучения надо не только самым тщательным образом пояснять задания,

но и уделять время разбору этюда на уроке, тем упражнениям и приемам, которыми

ученик сам должен будет в дальнейшем пользоваться при разучивании данного

материала. Наряду с этим педагог должен постепенно приучать обучающегося ко всё

более и более самостоятельной работе на основании полученного опыта. Весьма

полезно, например, задавать с этой целью время от времени этюды, аналогичные по типу

ранее выученным, указывая ученику, что данный материал следует разучивать тем же

способом.

После предварительного ознакомления с этюдом и определения плана работы над ним,

ученик должен прежде всего приступить к тщательному разучиванию нотного текста,

проигрывая материал в медленном темпе и соблюдая максимальную точность в

выполнении нотной записи. С самых первых лет обучения следует приучать ребенка к

внимательному и точному чтению нот, соблюдению необходимой аппликатуры,

выполнению всех авторских указаний.

Проигрывая медленно этюд, ученик должен попутно обдумывать и запоминать его

строение, детали текста и аппликатуру. Когда этюд уже хорошо разобран, следует

приступить к разучиванию его на память. Полезно использовать совет А. Б.

Гольденвейзера не играть этюд или пьесу целиком, а разделив его на отдельные

эпизоды, разучивать по небольшим отрывкам. Указывая на целесообразность такой

работы, А.Б. Гольденвейзер рекомендует не переходить к следующему отрывку, пока

хорошо не разобран и не запомнился тот, который в данный момент разучивается.

Работая таким образом, ученик легко может в несколько дней запомнить этюд, даже не

обладая исключительно хорошей памятью.

Работая над отдельными фразами, ученик должен учить их не только двумя руками

вместе, но и отдельно каждой рукой. Учащиеся, не работающие над партиями каждой

руки отдельно, часто играют небрежно, что особенно сказывается на исполнении

аккомпанирующих голосов: например, в этюдах, построенных на непрерывной

мелодической фигурации на фоне аккордового аккомпанемента, аккордовое

сопровождение бывает весьма неточным и неровным по звучанию.

Специальная работа над звуковой и технической отшлифовкой партий аккомпанемента в

этюдах и пьесах, над фоном, оттеняющим мелодический рисунок, имеет огромное

значение для реализации художественного замысла исполнения. К такой работе

необходимо приучать ученика, начиная с первых же классов музыкальной школы,

воспитывая в нем умение вслушиваться в отдельные голоса и партии, составляющие

музыкальную ткань произведения.

Первая стадия работы должна привести учащегося к уверенному исполнению этюда в

медленном и, затем, в среднем темпе, при соблюдении требуемой звучности,

динамических и других указаний автора. Только после такой тщательной работы

целесообразно приступить к различным заданиям тренировочного характера для

дальнейшего технического совершенствования исполнения. Именно в начальной стадии

разучивания этюда крайне важно приучить ученика к двигательным ощущениям, которые

связаны с выполнением динамической линии звукового рисунка. При игре этюда в

медленном темпе следует требовать от ученика яркого выявления динамических

оттенков. Такая несколько утрированная фразировка сгладится при быстром исполнении

и уже не будет чрезмерной. В техническом же отношении у ученика сохранятся те навыки

и двигательные ощущения, которые были выработаны в процессе медленного

проигрывания этюда.

Концентрация внимания на динамической стороне и на качестве звука способствует

техническому овладению материалом и закреплении его в памяти. Направляя внимание

на звуковой результат своих действий, ученик подсознательно будет совершенствовать

движения, физически приспособляясь к выполнению намеченной цели, не вмешиваясь

сознанием в то, как он делает те или иные движения, а думая лишь о том, что у него

получается. Таким путем налаживается выработка свободных, автоматизированных

движений, необходимых для виртуозного исполнения этюда. Выученный таким способом

этюд, как правильно указывает Гольденвейзер, не следует играть только в медленном

темпе, а, постепенно ускоряя движение, приучать ученика и к исполнению в подвижном

темпе.

Педагогически крайне важно приучить ученика к правильному пониманию того, что

является для него медленным, средним и быстрым темпом и что служит критерием

определения возможной быстроты исполнения.

В зависимости от фактуры этюда, от степени продвинутости и индивидуальности учащихся

педагог в добавление к той основной работе, которая описана, может давать ученикам и

соответствующие указания, касающиеся способов совершенствования исполнения. Какие

– либо варианты текста и разные приемы звукоизвлечения целесообразно вводить лишь

после того, как этюд достаточно хорошо выучен, и только в тех случаях, когда это

действительно необходимо для овладения намеченной целью.

Большую пользу приносит ученикам транспонирование этюдов в разные тональности с

сохранением первоначальной аппликатуры. Этот способ работы, также рекомендуемый

А. Б. Гольденвейзером, весьма труден и требует от ученика большой сосредоточенности,

мобилизации внимания и слуха, теоретических познаний, помогающих ориентироваться в

новой тональности, не говоря уже о технических трудностях, возникающих благодаря

иному распределению нотного рисунка клавиатуре, но результат затраченных усилий

себя целиком оправдывает.

Работа над этюдами – это не только упражнения для развития кисти, пальцев – это

физическая тренировка для достижения выносливости всего аппарата, укрепления

пальцев. Эта работа вырабатывает у ученика чувство ритма, динамику, хорошее

ощущение клавиатуры, ровный звук, певучесть. Накопление технического материала

необходимо для передачи содержания произведения. Работа над этюдами воспитывает

внимание к тексту и качеству звучания, к опоре, слуховому контролю, а это и есть главные

принципы в организации рук и технических навыков.



В раздел образования