Автор: Кулешова Дарья Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ г.БРЯНСКА"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: План-конспект урока
Тема: Повторение и закрепление ранее пройденного материала. Танцевальные шаги русского танца, хлопки под ритм музыки.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ Г.БРЯНСКА»
План конспект урока
в детском объединении « Основы народного и классического танца»
2 год обучения
Пдо – Кулешова Д.С.
Тема урока: Повторение и закрепление ранее пройденного материала. Танцевальные
шаги русского танца, хлопки под ритм музыки.
Цель урока:
- Приобретение и развитие новых необходимых навыков для дальнейшего занятия
хореографией, развитие физических способностей и реализация творческого потенциала.
Тип урока:
Традиционный: повторение старого и изучение нового материала.
Задачи:
Образовательные:
- усвоение пройденного материала;
- изучение нового материала;
- ритмическое исполнение движений под музыку.
Развивающие:
- постановка корпуса и формирование осанки;
- работа над силой мышц и выносливостью;
- работа над развитием выворотности стопы и натяжением;
- развитие чувства ритма и такта;
- развитие эмоциональности и творческих способностей.
Воспитательные:
- формирование художественно - эстетического вкуса;
- формирование интереса к культуре русского народа;
- развитие воображения и образного мышления.
Методы работы:
1. Словесный (диалог, беседа)
2. Показ
3. Сравнение
4. Образно – эмоциональное воздействие.
Занятие рассчитано на 2 академических часа (45 мин.+45 мин.) с одним перерывом
на 10 минут. Возраст обучающихся 7-8 лет.
Ход урока
Теоретический материал
Практический материал
1. Вводная часть
(8-10мин.)
- Приветствие
- Беседа о жанрах и
разновидностях исполнения
русского танца (Приложение1)
Поклон в характере русского
танца
2. Разминка
( 10 минут)
- Соблюдение правил техники
безопасности на уроке
по кругу
- шаг марша,
- шаг на полу пальцах,
- шаг на полу пальцах с
поднятием ноги в захлёст,
- шаг на полу пальцах с высоким
подниманием колена,
- бег с высоким подниманием
колена,
- бег в захлёст,
- шаг с носка;
по диагонали
- махи вперёд с продвижение,
- махи в сторону с
продвижением,
- комбинация прыжков.
3.Основная
часть
(25 минут)
- Проверка знаний методически
верного исполнения движений,
повторение ранее изученных
танцевальных шагов (10 минут)
Шаги на середине:
- шаг с носка,
- переменный шаг
- переменный шаг по диагонали,
- семенящий шаг
- Изучение новых танцевальных
шагов русского танца (15 минут)
Шаги на середине:
- шаг с притопом,
- переменный шаг на каблук
4. Перерыв на
отдых (10
минут)
5. Основная
часть
(15 минут)
- Повторение новых танцевальных
шагов русского танца,
- Работа с чувством ритма и такта.
Шаги на середине:
- шаг с притопом,
- переменный шаг на каблук
Хлопки под музыку:
- простые хлопки,
- синкопированные хлопки.
6. Закрепление
материала (15
минут)
Составление учащимися простых
комбинаций на основе
изученных танцевальных шагов
7. Заключение
( 5 минут)
- Эмоциональная разгрузка
(Приложение2)
- Рефлексия,
- Подведение итогов.
- Музыкально - танцевальная
игра «Платочек»,
- Оценка собственных
результатов,
- Поклон в характере русского
танца
Приложение №1
Основные жанры русского народного танца
Одним из основных жанров русского народного танца является
хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид
русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его
круговая композиция – подобие солнца, хождение за солнцем - "посолонь"
берут
начало
из
старинных
языческих
обрядов
и
игрищ
славян,
поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле.
Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают
действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично
связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число
участников. В дальние языческие времена этот жанр русского народного
танца носил культово-обрядовый характер, но постепенно он утрачивает
значение язычески – культового действия. Появляются хороводы с новыми
песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы.
Хоровод – русский бытовой танец, в нём существуют свои формы и
правила
исполнения,
определённые
отношения
между
участниками,
подчинённые известному и выработанному материалу. Он превращается в
самостоятельный жанр и становится украшением праздников русского
народа.
Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит, что -
то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере
исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное,
определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и
рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание,
настроение. На пример круг – это образ солнца, поклонение божеству –
Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой,
любовной
и
другой
тематикой.
Существуют
два
вида
хоровода
–
орнаментальные и игровые.
Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного
действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники
хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные
фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для
исполнителей
лишь
музыкальным
сопровождением.
Такие
хороводы
называются орнаментальными.
Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное
действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с
помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры
героев. Перед зрителем игровой хоровод. В таких хороводах, которые иногда
называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни –
раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц.
Это основные, общие черты орнаментальных и игровых хороводов,
которые характерны для этого наиболее древнего и популярного танца
России. Но в различных районах существуют свои местные особенности
исполнения
хороводов,
связанные
с
природными
и
климатическими
условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека.
Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и
смешанные хороводы), и в ритме, и в содержание песен, и, главное, в особой,
присущей только данной местности манере исполнения.
Пляска – наиболее распространенный и любимый сейчас жанр
народного танца. В древности пляски в основном носили обрядовый,
культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить
из плясок, и они приобрели бытовой характер. Не одно игрище, ни один
праздник не обходились без плясок.
Пляска состоит из ряда отдельных движений – элементов, которые
отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный
колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека.
Кроме того, каждое движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью
пластики исполнитель выражает свои чувства, раскрывает содержание
пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые
движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и
песенного сопровождения. Все движения связаны воедино содержанием и
сопровождающей мелодией.
Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную
цепь
и
предоставив
простор
фантазии
индивидуальному
мастерству
танцующего человека, усложнив техническую основу, создав свои формы и
рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным
сопровождением.
У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова,
плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность
раскрыть личные, индивидуальные черты характера – показать свою манеру
исполнения ("выходку"). Существует много видов русской пляски. В
групповой пляске может участвовать много народа, но чаще её состав
ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей.
В каждой области есть своя традиционная, самобытная пляска, и
поэтому групповые пляски часто называют традиционными или областными.
Несмотря на обязательное выполнение общего рисунка пляски, различных
переходов, создание образа и т. д., групповые пляски дают исполнителям
возможность показывать также и своё индивидуальное мастерство. В
групповых плясках сохраняется элемент импровизации, но в меньшей
степени, чем в индивидуальной пляске или переплясе. Групповые пляски
создавались на основе народных традиций, с учётом особенностей местной
манеры исполнения, обычаев и бережно передавались из поколения в
поколение.
Итак, танец, это не только набор движений, соединённых между собой.
Танец - это большое понятие, включающее в себя и разнообразные движения,
и определённую композицию, и подходящую мелодию, и костюм, и идею.
Без этих компонентов танец теряет смысл, перестаёт быть интересным для
зрителя.
Приложение №2
Детская игра «Платочек»
Содержание
Дети встают в круг (можно присесть, если в помещении). Водящий с платочком идёт за
кругом, произнося слова: «Огонь горит, вода кипит, кому платочек подарить?», кладёт
его на плечо одному из играющих и убегает по кругу , чтобы занять место выбранного
игрока. Тот, кому платочек положили, берёт его в руку и бежит за водящим, чтоб его
«засалить». Если игрок с платком догнал водящего, он занимает своё место в кругу и тот
опять остаётся водящим, а если нет – становится водящим и идет по кругу со словами:
«Огонь горит, вода кипит, кому платочек подарить?» (слова можно повторять несколько
раз).
Правила
1. Дети не должны бегать через круг.
2.Во время бега не задевать руками стоящих, а стоящие не должны задерживать бегущих.
3. Не поворачиваться тогда, когда водящий ходит с платком.
Что развивает игра
Двигательную активность, внимание, быстроту реакции, речь.
Примечание
Чем больше будет игроков, тем шире будет круг, а значит, понадобится больше усилий,
чтобы занять свободное место. Расстояние между стоящими детьми примерно один шаг.
Данная игра может использоваться на уроках ритмики и хореографии под
соответствующее музыкальное сопровождение.