Автор: Каминская Елена Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ "ЦДО "Успех"
Населённый пункт: п. Дубовое Белгородский район, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Повышение качества и эффективности учебных занятий
Раздел: дополнительное образование
Повышение качества и эффективности учебных занятий
Каминская Елена Алексеевна,
педагог дополнительного образования
МАУ «ЦДО «Успех»
Проблема эффективности проведения занятий– одна из актуальных в
психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.
Активность личности в обучении - ведущий фактор достижения целей
обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки .
Это требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения
(содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим
направлением активизации обучения является не увеличение объема
передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных
мероприятий, а создание дидактических и психологических условий
осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только
интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Уровень проявления активности личности в обучении неразрывно связан
уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только
уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его
личности.
В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие
этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в
широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его
закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в
практическую деятельность.
Выделяют 3 уровня активности:
•
Активность
воспроизведения
—
характеризуется
стремлением
обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами
применения по образцу.
• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого
постичь
смысл
изучаемого,
установить
связи,
овладеть
способами
применения знаний в измененных условиях.
• Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к
теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения
проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический
опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание
таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый
может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере
выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я».
Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение». Именно от
уровня активности восприятия и зависит эффективность обучения.
А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим
образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно
регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и
методов
организации
дидактического
процесса
к
развивающим,
проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение
познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного
обучения:
• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден
быть активным независимо от его желания;
• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс,
поскольку
их
активность
должна
быть
не
кратковременной
и
эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в
течение всего занятия);
• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень
мотивации и эмоциональности обучаемых.
Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью
прямых и обратных связей.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся
к активной мыслительной и практической деятельности в процессе
овладения
учебным
материалом.
Активное
обучение
предполагает
использование такой системы методов, которая направлена главным
образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и
воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и
умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе
заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без
которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед
обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и
обеспечить
формирование
и
развитие
познавательных
интересов
и
способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного
умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным
развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе,
техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его
трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно
обновлять,
что
может
быть
достигнуто
главным
образом
путем
самообразования, а это требует от человека познавательной активности и
самостоятельности.
Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный
отклик
на
процесс
познания,
стремление
учащегося
к
учению,
к
выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности
преподавателя и других учащихся.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и
умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой
ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только
понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания
знаний;
критический
подход
к
суждениям
других,
независимость
собственных суждений.
Познавательная
активность
и
познавательная
самостоятельность
-
качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к
учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в
деятельности.
Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают
активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой
термин — «Метод активного обучения» (МАО), что означает то же самое.
Наиболее полную классификацию дала М. Новик, выделяя неимитационные
и имитационные активные группы обучения Те или иные группы методов
определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или
имитационное.
Характерной
чертой неимитационных
занятий является
отсутствие
модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения
осуществляется через установление прямых и обратных связей между
преподавателем и обучаемыми.
Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели
изучаемого
процесса
(имитация
индивидуальной
или
коллективной
профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов —
разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых
обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.
М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала,
поскольку достигается существенное приближение учебного материала к
конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом
значительно усиливаются мотивация и активность обучения.
Особенности организации педагогического процесса по
повышению эффективности развития учащихся посредством
использования активных методов обучения.
Изучая методическую литературу, наблюдая и анализируя уроки в школе
невольно задумываешься об активных методов обучения. Редко удивит нас
парная, групповая работа, деловая игра, дискуссия. Чаще встречаются
уроки-игры, уроки-путешествия.
Формирующий эксперимент показал, что хотя в задачи технологии
активного обучения входит развитие познавательной сферы обучающихся и
сознательное активное осмысление и усвоение ими информации, ее можно
использовать только тогда, когда обучаемые уже владеют основами
необходимой информации, полученной, как правило, традиционными
методами. Поэтому нецелесообразно противопоставлять традиционные и
инновационные методы. Необходимо находить разумное сочетание и
использование сильных сторон в зависимости от стоящих перед учебно-
воспитательным процессом задач и возникающих ситуаций.
В школе, особенно в начальной, я полагаю, мало используются:
1. проблемность;
2. сотрудничество и кооперация;
3. коллективное взаимодействие;
4.управление
формированием
и
развитием
индивидуально-
психологических особенностей обучаемых;
5. вовлечение обучаемых в постоянную активную деятельность: отвечают,
анализируют,
рассуждают,
оценивают,
классифицируют,
обобщают,
выделяют главное.
6. изменение модели преподавателя: то он соорганизатор, то он
интерпретатор, то консультант (традиционно-организатор, информатор,
консультант).
Как известно к активным методам обучения относятся проблемные
ситуации,
обучение через деятельность, групповая и парная работа,
деловые игры, драматизация, театрализация, «Мозговой штурм», «Круглый
стол», дискуссия, метод проектов, синектика и другие.
Технология активного обучения включает в себя методы, стимулирующие
познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в
мыслительную и поведенческую активность, и направлена на осознание,
отработку, обогащение опыта учеником.
А. Дистервег считал, что надо заставить ученика работать, работать
самостоятельно, приучить его к тому, чтобы для него было немыслимо
иначе, как собственными силами, что-либо усвоить.
Наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальной школе
является успех.
Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуа-
ция успеха — необходимое условие для перерастания положительного
отношения к учебе в активное, творческое.
Я убедилась, что успех связан с чувством эмоционального подъема,
создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех,
ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.
Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует
свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не теря-
лась, необходимо помочь развитию ребенка. Использование принципа
«мини — макса» (объем знаний дается по максимуму, оценивается
стандартный минимум; максимум отметок, минимум оценок) помогает
поддержать уверенность в себе.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка
на более высоком уровне.
Источником полноценного развития ребенка начальных классов школы
выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается
по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к
современной ему культуре. В основе этого процесса лежит учебная
деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и
умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализуют
свои возможности, благодаря творческой деятельности. Она способствует
проявлению у ребенка самореализации, воплощению его собственных идей,
которые направлены на создание нового.
При использовании активных методов обучения необходимо, чтобы
школьники умели анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать,
создавать новое.
Я сделала вывод, что одной из важных задач учебной деятельности
является систематическая и целенаправленная ориентировка учащихся на
активное
мотивированное
овладение
системой
знаний
и
способов
деятельности.
Все указанные активные методы в этой или иной степени используются в
практике начального обучения. Опыт показал, что их эффективность
зависит от целей и задач конкретного занятия, особенностей содержания
учебного материала, уровня сформированности учебной деятельности
учащихся.
Из опыта работы, я пришла к выводу: активное мотивированное
овладение
учащимися
системой
знаний
и
способов
деятельности
определяется в значительной степени тем, что учитель организует их
учебную деятельность, каковы ее структура и характер.
Заключение
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило
мне сделать вывод о том, что технология активного обучения – это такая
организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в
познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое
задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его
деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой
познавательной задачи.
Такая
технология
включает
в
себя
методы,
стимулирующие
познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в
мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание,
отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым
учеником.
Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активного
обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих
методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает
атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу
положительных эмоций и переживаний.
Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее
время – повышенное внимание
правительств большинства стран
к
проблемам
его
качества
и
эффективности.
Образование
становится
стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность
страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню
образовательной подготовки подрастающего поколения. Образование один
из важнейших национальных проектов, который поставил президент В.В.
Путин перед правительством и учителями.
Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов,
вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в
мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также
специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и
собственного опыта ребенка.
Активные
методы
выполняют
направляющую,
обогащающую,
систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют
активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это
обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.
Преследуя
образовательные
цели,
активные
методы
обучения
воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное
развитие.
Апробация деловых, дидактических игр «круглого стола», методов
удивления, успеха и других показала эффективное влияние активных
методов обучения на развитие и воспитание школьников.
Активные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию
связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию математических
представлений. Дети развивали внимание, умение быстро сообразить,
выполнить точно ответить, проявить сообразительность.
Исследование подтвердило, что в педагогическом процессе следует
максимально использовать активные, развивающие методы. Они могут быть
включены в реальные педагогический процесс.
Мне бы хотелось порекомендовать учителям школ:
-использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом
процессе;
-включать в учебные занятия проблемность;
-управлять формированием и развитием индивидуально-психологических
особенностей обучаемых;
- вовлекать учащихся в постоянную деятельность: отвечают, анализируют,
рассуждают, оценивают, выделяют главное;
- организовывать сотрудничество и кооперацию;
- организовывать коллективное взаимодействие;
- изменить модель учителя: соорганизатор, партнер, интерпретатор,
консультант (традиционно-организатор, информатор, консультант).
- соблюдать единство и согласованность требований к поведению
учащихся в организации их учебной деятельности.
Список литературы
1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
2. Беспалько В.П. Программированное обучение. – М., 2002.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. –
М., 2001.
4. Бордовская Н.В. Педагогика. – М., 2000.
5. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. –
М., 2003.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология.
7. Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003
8. Гузик Н.П. Учить учиться. - М., 1991.
9. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М.,
1960
10. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.,
2003.
11. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения.
12. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М., 2004.
13. Коджаспирова Г.М. Практикум и методические материалы.
14. Кукушин В.С. Педагогические технологии. Ростов - на – Дону. 2002.
15. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.
16. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
17. Орлов А.А. Основы профессионально-педагогической деятельности.
М., 2004.
18. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов. –М., 2004.
19. Подласый И.П. Педагогика. –М., 2003.
20. Поляков С. Школа: поиск и пути. –М., 2003.
21. Сластенин А.С. Педагогика. –М., 2004.
22. Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. –М., 2006.
23. Фридман Л.М. Психологическая наука-учитель.
24. Харламов И.Ф. Педагогика. –М., 2003.
25. Шлаков С.А. Игры учащихся. –М., 2004.
26. Яковлев И.м. Методика и техника урока. –М., 2003.