Напоминание

Повышение качества и эффективности учебных занятий


Автор: Каминская Елена Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ "ЦДО "Успех"
Населённый пункт: п. Дубовое Белгородский район, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Повышение качества и эффективности учебных занятий
Раздел: дополнительное образование





Назад




Повышение качества и эффективности учебных занятий

Каминская Елена Алексеевна,

педагог дополнительного образования

МАУ «ЦДО «Успех»

Проблема эффективности проведения занятий– одна из актуальных в

психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.

Активность личности в обучении - ведущий фактор достижения целей

обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки .

Это требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения

(содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим

направлением активизации обучения является не увеличение объема

передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных

мероприятий, а создание дидактических и психологических условий

осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только

интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Уровень проявления активности личности в обучении неразрывно связан

уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только

уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его

личности.

В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие

этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в

широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его

закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в

практическую деятельность.

Выделяют 3 уровня активности:

Активность

воспроизведения

характеризуется

стремлением

обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами

применения по образцу.

• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого

постичь

смысл

изучаемого,

установить

связи,

овладеть

способами

применения знаний в измененных условиях.

• Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к

теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения

проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический

опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание

таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый

может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере

выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я».

Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение». Именно от

уровня активности восприятия и зависит эффективность обучения.

А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим

образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно

регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и

методов

организации

дидактического

процесса

к

развивающим,

проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение

познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного

обучения:

• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден

быть активным независимо от его желания;

• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс,

поскольку

их

активность

должна

быть

не

кратковременной

и

эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в

течение всего занятия);

• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень

мотивации и эмоциональности обучаемых.

Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью

прямых и обратных связей.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся

к активной мыслительной и практической деятельности в процессе

овладения

учебным

материалом.

Активное

обучение

предполагает

использование такой системы методов, которая направлена главным

образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и

воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и

умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе

заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без

которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед

обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и

обеспечить

формирование

и

развитие

познавательных

интересов

и

способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного

умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным

развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе,

техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его

трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно

обновлять,

что

может

быть

достигнуто

главным

образом

путем

самообразования, а это требует от человека познавательной активности и

самостоятельности.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный

отклик

на

процесс

познания,

стремление

учащегося

к

учению,

к

выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности

преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и

умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой

ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только

понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания

знаний;

критический

подход

к

суждениям

других,

независимость

собственных суждений.

Познавательная

активность

и

познавательная

самостоятельность

-

качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к

учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в

деятельности.

Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают

активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой

термин — «Метод активного обучения» (МАО), что означает то же самое.

Наиболее полную классификацию дала М. Новик, выделяя неимитационные

и имитационные активные группы обучения Те или иные группы методов

определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или

имитационное.

Характерной

чертой неимитационных

занятий является

отсутствие

модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения

осуществляется через установление прямых и обратных связей между

преподавателем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели

изучаемого

процесса

(имитация

индивидуальной

или

коллективной

профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов —

разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых

обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.

М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала,

поскольку достигается существенное приближение учебного материала к

конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом

значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

Особенности организации педагогического процесса по

повышению эффективности развития учащихся посредством

использования активных методов обучения.

Изучая методическую литературу, наблюдая и анализируя уроки в школе

невольно задумываешься об активных методов обучения. Редко удивит нас

парная, групповая работа, деловая игра, дискуссия. Чаще встречаются

уроки-игры, уроки-путешествия.

Формирующий эксперимент показал, что хотя в задачи технологии

активного обучения входит развитие познавательной сферы обучающихся и

сознательное активное осмысление и усвоение ими информации, ее можно

использовать только тогда, когда обучаемые уже владеют основами

необходимой информации, полученной, как правило, традиционными

методами. Поэтому нецелесообразно противопоставлять традиционные и

инновационные методы. Необходимо находить разумное сочетание и

использование сильных сторон в зависимости от стоящих перед учебно-

воспитательным процессом задач и возникающих ситуаций.

В школе, особенно в начальной, я полагаю, мало используются:

1. проблемность;

2. сотрудничество и кооперация;

3. коллективное взаимодействие;

4.управление

формированием

и

развитием

индивидуально-

психологических особенностей обучаемых;

5. вовлечение обучаемых в постоянную активную деятельность: отвечают,

анализируют,

рассуждают,

оценивают,

классифицируют,

обобщают,

выделяют главное.

6. изменение модели преподавателя: то он соорганизатор, то он

интерпретатор, то консультант (традиционно-организатор, информатор,

консультант).

Как известно к активным методам обучения относятся проблемные

ситуации,

обучение через деятельность, групповая и парная работа,

деловые игры, драматизация, театрализация, «Мозговой штурм», «Круглый

стол», дискуссия, метод проектов, синектика и другие.

Технология активного обучения включает в себя методы, стимулирующие

познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в

мыслительную и поведенческую активность, и направлена на осознание,

отработку, обогащение опыта учеником.

А. Дистервег считал, что надо заставить ученика работать, работать

самостоятельно, приучить его к тому, чтобы для него было немыслимо

иначе, как собственными силами, что-либо усвоить.

Наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальной школе

является успех.

Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуа-

ция успеха — необходимое условие для перерастания положительного

отношения к учебе в активное, творческое.

Я убедилась, что успех связан с чувством эмоционального подъема,

создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех,

ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.

Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует

свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не теря-

лась, необходимо помочь развитию ребенка. Использование принципа

«мини — макса» (объем знаний дается по максимуму, оценивается

стандартный минимум; максимум отметок, минимум оценок) помогает

поддержать уверенность в себе.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка

на более высоком уровне.

Источником полноценного развития ребенка начальных классов школы

выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается

по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к

современной ему культуре. В основе этого процесса лежит учебная

деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и

умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализуют

свои возможности, благодаря творческой деятельности. Она способствует

проявлению у ребенка самореализации, воплощению его собственных идей,

которые направлены на создание нового.

При использовании активных методов обучения необходимо, чтобы

школьники умели анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать,

создавать новое.

Я сделала вывод, что одной из важных задач учебной деятельности

является систематическая и целенаправленная ориентировка учащихся на

активное

мотивированное

овладение

системой

знаний

и

способов

деятельности.

Все указанные активные методы в этой или иной степени используются в

практике начального обучения. Опыт показал, что их эффективность

зависит от целей и задач конкретного занятия, особенностей содержания

учебного материала, уровня сформированности учебной деятельности

учащихся.

Из опыта работы, я пришла к выводу: активное мотивированное

овладение

учащимися

системой

знаний

и

способов

деятельности

определяется в значительной степени тем, что учитель организует их

учебную деятельность, каковы ее структура и характер.

Заключение

Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило

мне сделать вывод о том, что технология активного обучения – это такая

организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в

познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое

задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его

деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой

познавательной задачи.

Такая

технология

включает

в

себя

методы,

стимулирующие

познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в

мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание,

отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым

учеником.

Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активного

обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих

методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает

атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу

положительных эмоций и переживаний.

Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее

время – повышенное внимание

правительств большинства стран

к

проблемам

его

качества

и

эффективности.

Образование

становится

стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность

страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню

образовательной подготовки подрастающего поколения. Образование один

из важнейших национальных проектов, который поставил президент В.В.

Путин перед правительством и учителями.

Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов,

вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в

мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также

специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и

собственного опыта ребенка.

Активные

методы

выполняют

направляющую,

обогащающую,

систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют

активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это

обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.

Преследуя

образовательные

цели,

активные

методы

обучения

воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное

развитие.

Апробация деловых, дидактических игр «круглого стола», методов

удивления, успеха и других показала эффективное влияние активных

методов обучения на развитие и воспитание школьников.

Активные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию

связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию математических

представлений. Дети развивали внимание, умение быстро сообразить,

выполнить точно ответить, проявить сообразительность.

Исследование подтвердило, что в педагогическом процессе следует

максимально использовать активные, развивающие методы. Они могут быть

включены в реальные педагогический процесс.

Мне бы хотелось порекомендовать учителям школ:

-использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом

процессе;

-включать в учебные занятия проблемность;

-управлять формированием и развитием индивидуально-психологических

особенностей обучаемых;

- вовлекать учащихся в постоянную деятельность: отвечают, анализируют,

рассуждают, оценивают, выделяют главное;

- организовывать сотрудничество и кооперацию;

- организовывать коллективное взаимодействие;

- изменить модель учителя: соорганизатор, партнер, интерпретатор,

консультант (традиционно-организатор, информатор, консультант).

- соблюдать единство и согласованность требований к поведению

учащихся в организации их учебной деятельности.

Список литературы

1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002

2. Беспалько В.П. Программированное обучение. – М., 2002.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. –

М., 2001.

4. Бордовская Н.В. Педагогика. – М., 2000.

5. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. –

М., 2003.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология.

7. Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003

8. Гузик Н.П. Учить учиться. - М., 1991.

9. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М.,

1960

10. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.,

2003.

11. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения.

12. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М., 2004.

13. Коджаспирова Г.М. Практикум и методические материалы.

14. Кукушин В.С. Педагогические технологии. Ростов - на – Дону. 2002.

15. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.

16. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.

17. Орлов А.А. Основы профессионально-педагогической деятельности.

М., 2004.

18. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов. –М., 2004.

19. Подласый И.П. Педагогика. –М., 2003.

20. Поляков С. Школа: поиск и пути. –М., 2003.

21. Сластенин А.С. Педагогика. –М., 2004.

22. Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. –М., 2006.

23. Фридман Л.М. Психологическая наука-учитель.

24. Харламов И.Ф. Педагогика. –М., 2003.

25. Шлаков С.А. Игры учащихся. –М., 2004.

26. Яковлев И.м. Методика и техника урока. –М., 2003.



В раздел образования