Автор: Гордеева Лилия Исмаиловна Должность: воспитатель группы продленного дня Учебное заведение: ОАНО Школа "Ника" Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: внеклассное мероприятие Тема: "Скажем сигарете: НЕТ!" Раздел: среднее образование
Основные аспекты:
Мотивация
Целеполагание
Процессуальный этап
1.Информационная часть
«О курении и его последствиях»
Основные аспекты:
Из истории табакокурения
Последствия курения
2. Групповая работа
Основные аспекты:
Работа в группах
Отчет групп
Рефлексивно-оценочный этап
Основные аспекты:
Заполнение анкеты
Составление синквейна
Сценарий классного часа
Скажем сигарете: « НЕТ!»
Цели:
1.
информировать
школьников
об
особенностях
воздействия
курения
на
здоровье человека,
2.
развивать умение выражать
собственную точку зрения по проблеме
курения
3. воспитывать отрицательное отношение к табакокурению,
4. формировать потребность вести здоровый образ жизни.
Форма: интерактивное занятие
Оборудование :
проектор,
комплект
карточек
с
заданиями,
фломастеры,
карандаши, краски.
I.
Мотивационно-целевой этап
(Источник мотивации – картинка) [Кадр1]
Ребята, посмотрите внимательно
на картинку. Какое
впечатление она производит? Почему?
Давайте
придумаем
для
неё
яркое,
выразительное
название. («Обожженная красота», «Виновато курение»
и
т.п.)
Вы уже догадались о чем пойдет речь на сегодняшнем классном часе?
Правильно, о курении, о страшной пагубной привычке, которая отнимает у
нас не только красоту, но и здоровье.
Сегодня вам предстоит :
узнать историю распространения курения в разных странах мира, а
также о вреде, которое приносит курение организму человека,
научиться выражать свое мнение по проблеме курения не только в
словесной форме.
осознать необходимость борьбы с этим пагубным пристрастием.
II.
Процессуальный этап
1.Информационная часть «О курении и его последствиях»
Немного истории. Курить человек начал давно. Еще греческий
ученый
Геродот,
живший
в
5
веке
до
н.э.,
писал,
что
скифы
вдыхали
образующийся
при
этом
дым.
Более
подробные
сведения
о
курении
связаны
с
открытием
Америки
(1492г.) [Кадр2] .
Там
европейцы
впервые
увидели
табак. Американские индейцы, хотя и курили его, но
главным
образом
применяли
как
лекарственное
средство: листьями лечили раны и нагноения. После открытия Америки
Колумбом в XV в. табак появился в Испании, Португалии, затем во Франции.
Поначалу [Кадр 3] европейцы не разделяли страсти аборигенов к
курению.
После
первой
демонстрации
курения
табака
в
Мадриде
королевский дворец проветривали больше недели. А когда Жан Нико (именем
которого назван никотин) угостил заморским табачком французскую королеву
Екатерину Медичи, ей и придворным стало дурно. Поэтому в Европе табак
долго использовали исключительно как лекарство от головной и зубной боли,
от ревматизма, применяли при лечении ран и даже перхоти. Садовники же
выращивали его как экзотическое растение.
Однако удивительное свойство табака – развитие тяги к курению,
от которой человеку очень трудно было избавиться, – способствовало его
распространению в Европе. Нельзя сказать, что оно шло беспрепятственно.
В Швейцарии в конце 16 века за употребление табака приговаривали
к смертной казни. Отрубленные головы с трубками во рту выставляли
на площадях и базарах.
В ряде стран, например в Италии, табак был объявлен «забавой
дьявола». Римские папы предлагали даже отлучать от Церкви курящих
и нюхающих его. В назидание потомству пятеро монахов, уличенных в
курении, были заживо замурованы в монастырской стене.
А
в Англии
в
XVI
в.
по
указу
Елизаветы
I
курильщиков
приравнивали к ворам и водили по улице с веревкой на шее.
В России, куда в начале 17 века был завезен табак из Англии,
тоже началась борьба с "чертовым зельем". В период царствования
Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали
60 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа или
ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 г.,
причиной которого признали курение, его запретили под
страхом смертной казни, а царь Алексей Михайлович в
1661 г. обнародовал указ: «О запрещении торговли табаком
под опасением жестокого наказания и взыскания денежной
пени».
Этот указ был отменен Петром I [Кадр 4] – горячим поклонником
зловредного
зелья.
После
посещения
Голландии
царь
стал
заядлым
курильщиком.
Он
всячески
склонял
к
курению
своих
приближенных
и
разрешил свободный ввоз табака из-за границы, наложив, правда, на него
высокую пошлину. Тогда же были основаны первые табачные фабрики на
Украине и в Петербурге. Однако на Руси вплоть до 20-х гг. XIX в. курение в
обществе считалось неприличным.
Лишь к середине 20 века [Кадр 5] оно широко распространилось по
России. Россия – самая курящая страна. На Западе количество курящих
уменьшается, а у нас увеличивается, в том числе за счет женщин, детей.
Сейчас у нас курят 60% мужчин и 25% женщин. Причем число
курящих мужчин медленно сокращается, а женщин – растет.
Всем известно о страшном вреде курения для организма [Кадр 6 ] .
Табачный дым содержит около 5 тысяч различных вредных веществ. В
нем
до
600
токсичных
компонентов
и
более
15
канцерогенов.
Все
это
приводит к опаснейшим заболеваниям.
Попадают вредные вещества через легкие. Посмотрите на эту картинку [Кадр
7]
Это не фотография, а фотомонтаж. Но на ней впечатляюще изображены
легкие курильщика. Они словно нафаршированы окурками. Вы хотите себе
такие?
Самое страшное заболевание, вызываемое курением, - рак. Он у
курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. Посмотрите на
экран [Кадр
8] перед
вами
фотографии
пораженных
раком
органов.
Статистические
исследования
показали,
что
у
курящих
людей
часто
встречаются
раковые
опухоли
легких,
пищевода,
желудка,
гортани,
почек.
У
курящих нередко возникает рак нижней губы
вследствие
канцерогенного
д е й с т в и я
экстракта.
Очень
часто
курение
ведет
к
развитию хронического
бронхита .
Велика роль курения и в возникновении туберкулёза . Так, 95 из 100 человек,
страдающих им, к моменту начала заболевания курили.
Часто курящие [Кадр
9] испытывают боли
в сердце . Это связано со
спазмом
коронарных
сосудов,
питающих
мышцу
сердца
с
развитием
стенокардии. Инфаркт миокарда у курящих встречается в 3 раза чаще, чем у
некурящих.
От
веществ,
содержащихся
в
табачном
дыму,
страдает
так
же
пищеварительный тракт. Никотин увеличивает выделение желудочного сока,
что вызывает ноющие боли . тошноту и рвоту. Эти признаки могут быть
проявлением
и гастрита ,
язвенной болезни желудка, которые у курящих
возникают гораздо чаще, чем у некурящих. Так, например, среди мужчин,
заболевание язвенной болезнью желудка, 96 - 97% курили.
Курение влияет и на костную систему. [Кадр10] Разрушаются зубы.
Курение может быть и главной причиной стойкого спазма сосудов нижних
конечностей . Это заболевание ведет к нарушению питания, гангрене и в
итоге к ампутации нижней конечности.
Курящие [Кадр
11] подвергают
опасности
не
только
себя,
но
и
окружающих
людей.
В
медицине
появился
даже
термин
“Пассивное
курение”. В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и
непроветренном
помещении
определяется
значительная
концентрация
никотина
2.Групповая работа
Я надеюсь, что этот короткий рассказ заинтересовал вас и убедил в том,
что
курение
–
действительно
настоящая
беда [Кадр 12 ] . Но чтобы вы
понимали
это
не
только
умом,
но
и
сердцем,
предлагаю
перейти
к
практической части нашего классного часа. Сегодня мы разделились на три
группы, каждая из которых получит задание.
1 группе предлагается разыграть мини-сценку, которая бы рассказала о
том, как страдает от курения человеческий организм.
2 группе предстоит поработать с картинками и высказываниями на
тему «Курение».
3
группа
дано
задание:
нарисовать
плакат-проект,
в
котором
бы
выражалась основная идея сегодняшнего классного часа.
Отчет групп и попутное обсуждение выполненных заданий.
Отчет 1 группы
- Удалось ли ребятам выполнить поставленную перед ними задачу:
рассказать, в чем опасность курения для организма?
- Почему заядлый курильщик решил отказаться от своей пагубной
привычки?
Отчет 2 группы
- Ребята, произвели ли на вас впечатление представленные картинки?
Какая – больше всего? Почему?
Отчет 3 группы
Предлагаю поставить на этом проекте наши подписи, которые будут
означать, что все мы активно протестуем против курения.
III. Рефлексивно-оценочный этап
Ну, а на заключительном этапе нашего классного часа – нам предстоит
заполнение
анкет, которые помогут выяснить,
каково ваше отношение к
курению, изменилось ли ваше представление о нем.
Анкета
1. Что больше всего тебе запомнилось на сегодняшнем классном часе?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Изменилось ли твое отношение к курению после того, как ты узнал о его влиянии на организм и здоровье
человека?___________________________________________________
Дорогой друг! Пусть курение никогда не станет твоим спутником!
Подведем итоги нашей работы и составим синквейн занятия.
Синквейн занятия
Курение
Опасное, заразительное, страшное.
Притягивает, вредит, убивает.
Курение – вредная привычка.
Борьба!
Приложение
Задание для 1 группы
Разыграйте сценку
«История, произошедшая с заядлым курильщиком»
Один курильщик жил да был,
Очень много он курил.
Как-то раз увидел он
Необычный, страшный сон.
Мы легкие, мы легкие,
Ах, наша жизнь нелегкая!
Мы дымом ядовитым дышим,
О кислороде только слышим!
Никотин нас с ног валит:
Одышка, астма и бронхит!
Я сердце, я тружусь весь день,
Работать мне ничуть не лень!
Но если мой хозяин курит,
То скоро он меня погубит.
Мышцы мои повреждены
И на болезнь обречены
Инфаркт – вот страшный приговор,
Пропали радость и задор!
Желудок я , друзья мои!
И мне курение вредит!
Вы знаете мои болезни?
Изжога, язва и гастрит!
А мы – глаза . Мы – в мир
окошко.
Пожалей ты нас немножко.
Покраснели мы, слезимся,
Дыма очень мы боимся,
Погибаем от тоски,
Не спасут нас и очки.
Я, ребята, обонянье.
Вашего прошу вниманья.
От куренья я страдаю,
Запахов не различаю.
Нос внутри весь воспалился,
Насморк хронический развился.
Мы органы несчастные
С болезнями опасными.
Бросай курить, хозяин дорогой!
А сами мы не справимся с бедой!
Проснулся курильщик в холодном
поту,
Решил отвести от себя он беду:
«Как в сигарете много вреда!
Я больше не буду курить никогда!»
Задание для 2 группы
1.Из предложенных картинок выберите
ТРИ , которые, на ваш взгляд, являются
наиболее выразительными.
2. Подберите к выбранным картинкам подписи из списка (можно придумать самим).
Подписи к рисункам :
1.
Не кури в постели: пепел, который придется потом подметать, может оказаться
твоим собственным.
2.
Злейший враг наш – сигарета!
Помните всегда об этом
И услышьте наш совет:
СКАЖЕМ СИГАРЕТЕ : НЕТ!
3.
Я заблудился в сигаретных джунглях.
4.
Брось сигарету: смертельным дымом дышит твой малыш!
5.
А когда –то и я был здоровым и красивым!
6.
Я очень сильным и здоровым стал,
Над сигаретою победу одержал!
Задание для 3 группы
1.
Нарисуйте плакат , посвященный проблеме курения
2.
Прокомментируйте вашу работу:
Почему вы избрали именно такую форму плаката?
Какова основная идея вашей работы?