Автор: Лукошкова Светлана Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ТМБ ДОУ "Дудинский Центр развития ребенка - детский сад "Белоснежка"
Населённый пункт: Красноярский край, город Дудинка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Профилактик письменных нарушений речи у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Дудинский Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
Я много лет работаю
логопедом в детском саду.
Жизненные обстоятельства
сложились так, что мне
пришлось пойти подрабатывать в детский дом
учителем – логопедом. И моя профессиональная
деятельность параллельно стала связана с детьми
школьного возраста, это были ученики 1-4 классов. В
коррекционной деятельности с этими детьми я
столкнулась с нарушениями письма и чтения, поэтому более тщательно
изучила вопросы, связанные с дисграфией и дислексией.
Профилактика дисграфий в дошкольной педагогике, психологии,
физиологии не рассматривается как отдельная проблема, так как свое
решение она находит в области подготовки ребёнка к школьному обучению.
Инициатором осуществления идеи предупредительного подхода к
возникновению дисграфий с педагогических позиций в логопедии стала
Галина Амосовна Каше. Она доказала, что затруднения в овладении
школьными навыками можно предупредить своевременно, воспитывая у
старших дошкольников готовность к усвоению звукового и
морфологического состава слова.
Татьяной Борисовной Филичевой и Галиной Васильевной Чиркиной
были раскрыты психолого-педагогические основы обучения и воспитания
дошкольников с ОНР III уровня в возрасте 5 – 6 лет, организация и принципы
коррекции речевого дефекта.
Работу по преодолению дисграфий у детей дошкольного возраста с
нарушениями речи я начинаю, прежде всего, с развития моторной функции.
Графические движения составляют конечный этап двигательного акта
письма, который требует тонкой координации движений, длительной
фиксации суставов, связан со значительной спастической нагрузкой.
Цель моего обучения заключается в достижении детьми такого
уровня развития мелкой моторики, который обеспечил бы в будущем
успешное овладение техникой письма, так как недостатки каллиграфии у
школьников приводят к смешению оптически сходных букв.
Подготовительной формой работы является знакомство детей с
названиями пальцев рук, уточнением понятий «правая рука», «левая рука»,
для этого с детьми организую и провожу следующие упражнения, игры и
задания.
1
Учитель – логопед высшей квалификационной категории Лукошкова Светлана Владимировна
Профилактика
письменных
нарушений
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Дудинский Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
1.
На плотном картоне обвожу правую и левую кисти ребенка, с
разведенными пальцами. Ребенок кладет кисть руки на контур и по
моей просьбе поочередно поднимает нужные пальцы. Если сразу не
удается выполнить упражнение, я поддерживаю рукой те пальцы,
которые, по мнению ребенка, должны были остаться
неподвижными.
2.
Игры с пальчиками с речевым сопровождением («Пальчик –
мальчик», «Сидит белка» и другие) и без речевого сопровождения.
3.
Выполнение различного рода шнуровок, игры с мозаикой (дети
выкладывают различные рисунки по моему заданию, по
предложенному образцу, основываясь на прошлом опыте;
выполняют обычную шнуровку, протягивают шнурок
последовательно через се отверстия игрового пособия, пропускают
часть дырочек по моему заданию).
4.
Рисование: на свободные темы, по трафаретам, с учетом изучаемой
лексической темы, дополнительно предлагаются альбомы для
раскрашивания.
2
Учитель – логопед высшей квалификационной категории Лукошкова Светлана Владимировна
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Дудинский Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
5.
Упражнения, непосредственно связанные с подготовкой детей к
обучению грамоте. Сущность работы – в тщательной подготовке
психологических актов, участвующих в выработке навыков письма и
чтения. В процессе игровых ситуаций с опорой на ощущения,
зрительный и слуховой анализаторы формируется не только
понятие о букве и её графическое начертание, но и развиваются
логическое мышление, внутренняя и внешняя речь, память.
:
Основные направления работы
развитие мускульной памяти (штриховки);
развитие тактильной памяти (ощупывание букв из наждачной
бумаги в направлении письма, обводка букв пластмассовой
или деревянной палочкой);
закрепление знаний и умений с помощью рамки-вкладыша
букв.
На первых занятиях я знакомлю детей с приемами штриховки, с
гигиеническими и техническими правилами выполнения заданий. Объясняю
детям, как правильно сидеть, как должна лежать тетрадь и т.п.
Дети начинают штриховку с тех
предметов, которые они
рисовали сами или строили с помощью трафаретов с геометрическими
фигурами. После переходят к трафаретам с изображениями предметов и
фигур животных.
3
Учитель – логопед высшей квалификационной категории Лукошкова Светлана Владимировна
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Дудинский Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
:
Основными правилами штриховки являются следующие
1.
Штриховать только в заданном направлении.
2.
Не заходить за контуры рисунка.
3.
Соблюдать одинаковое расстояние между линиями.
Сначала дети выполняют штриховку цветными карандашами. В первую
очередь отрабатываются параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх,
слева направо. С помощью предметных трафаретов дети составляют
смысловые композиции, которые предварительно обсуждаются, далее по
рисункам составляем предложения, рассказы.
Образу буквы учу через осязание, применяя метод ощупывания буквы:
сначала указательным пальцем правой руки , а затем двумя пальцами дети
ощупывают контуры, запоминают образ буквы, их различия, усваивают
элементы букв, направление письма. К каждой букве придумывается рассказ
– игра, облегчающий процесс запоминания.
Одним из этапов работы является формирование
языкового анализа и синтеза в следующей
:
последовательности
деление предложений на слова с использованием
,
опорной схемы в речевом плане без помощи
;
материальных опор
;
составление предложений из слов
,
,
анализ слов выделяя звук на фоне слова определяя
,
первый и последний звук в слове полный анализ слов с
–
;
использованием схем опор
(
).
синтез слов слоговой и фонетический
-
При формировании аналитико синтетической деятельности
основное внимание обращаю к слоговому и фонематическому
.
:
анализу и синтезу слов Определила этапы работы
.
подготовительный и основной
На подготовительном этапе знакомлю детей с термином
«
»,
«
»
слог
первоначально используя прием отстукивания
слов и
(
,
,
подсчет слогов с помощью материальных опор камешков фишек
)
пуговиц
Далее ввожу более сложные приемы слогоделения путем
.
знакомства с новыми правилами
Работа начинается с
дифференциации согласных и
,
гласных звуков с усвоения
детьми основных признаков
.
гласных В этой работе
:
использую игровые моменты
объяснение материала в форме
4
Учитель – логопед высшей квалификационной категории Лукошкова Светлана Владимировна
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Дудинский Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
,
.
сказок рисование детьми занимательных изображений букв Моя
задача подвести детей к пониманию одного из правил
слогоделения о соответствии количества гласных звуков
.
количеству слогов С этой целью организую и провожу игры
«
Помоги обезьянке достать
»
бананы
Ребенку предлагается рассмотреть
сюжетную картинку с изображением
,
обезьянки пытающейся дотянутся до
,
.
бананов и ряд предметных картинок
,
Далее дается объяснение что обезьяна
,
достанет столько бананов сколько слов
.
ребенок проанализирует правильно
После этого ребенок называет
предметные картинки и составляет
,
схемы соответствующих слов обозначая
количество слогов короткими
.
полосками бумаги Существуют различные варианты этой игры
«
», «
».
Накорми зайчика
Помоги медвежатам встретиться
,
Фонематический анализ формируется с учётом того что детям
,
станут доступны такие виды работ как выделение звука на фоне
,
,
слова определение первого и последнего звука в словах
.
определения местоположения звука в слове
Далее работа по формированию слогового синтеза включает
,
в себя построение слов из слогов представленных в прямой и
.
:
нарушенной последовательности Использую игры
«
Волшебный
».
сундук
,
,
Из слогов находящихся в сундуке детям
.
предлагается составить слова
«
»
Гонки
Машинки с изображением слогов нужно
5
Учитель – логопед высшей квалификационной категории Лукошкова Светлана Владимировна
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Дудинский Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
расположить на трассе в правильной
последовательности
«
Веселый
»
осьминожка
,
Из слогов находящихся на щупальцах
,
осьминожка нужно составить слова
,
Для формирования фонематического синтеза использую игры
«
Собери
»
яблоки
Ребенок может сорвать яблоки только в том
,
случае если правильно составил слово из
(
написанных на яблоках букв логопед
).
называет буквы вслух
«
Помоги
белке
подготовитьс
»
я к зиме
Изображения букв на орешках
«
»
Фокусник
Ребенку предъявляется изображения
предметов после
правильного
составления их
названий из
предложенных
.
звуков
–
,
Дисграфия
одно из проявлений системного нарушения
,
затрагивающего в одних случаях речевое развитие ребенка в
–
других
формирование важных неречевых процессов и функций в
ходе онтогенетического развития либо включающего сочетание
.
тех и других факторов
,
Проработав много лет с детьми как дошкольного так и
школьного возраста я сделала вывод о необходимости
комплексного подхода к профилактике дисграфий у детей с
.
нарушениями речи Работа должна проводится на нескольких
:
.
уровнях фонематическом и синтаксическом Также необходимо
,
расширять пространственные и временные представления детей
.
развивать мелкую моторику рук
6
Учитель – логопед высшей квалификационной категории Лукошкова Светлана Владимировна
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Дудинский Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
:
Используемая литература
1.
.
.,
.
.
Боскис Р М Левина Р Е Влияние недостатков
.
произношения на усвоение грамоты и правописания
2.
.
.
Каше Г А Обучение произношению и подготовка к
.
обучению грамоте детей с недоразвитием речи
3.
.
.
Каше Г А Предупреждение нарушений чтения и письма
.
у етей
4.
.
.
Корнев А Н Методика раннего выявления дислексий у
.
детей
5.
.
.
Корнев А Н О возрастной динамике дислексий у детей
.
и прогнозе ее компенсации
6.
.
.
.
Левина Р Е О генезисе нарушений письма у детей с ОНР
7.
.
.
Левина Р Е Влияние недоразвития речи на усвоение
.
письма
8.
.
.,
.
.
Мастюкова Е М Михайлова Т А Особенности
нарушения письменной речи при некоторых формах
.
речевых нарушений у детей
9.
.
.
Ольхин А Б Ошибки при письме у етей с недостатками
.
артикуляции и педагогические пути коррекции
7
Учитель – логопед высшей квалификационной категории Лукошкова Светлана Владимировна