Напоминание

"Профилактик письменных нарушений речи у детей дошкольного возраста"


Автор: Лукошкова Светлана Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ТМБ ДОУ "Дудинский Центр развития ребенка - детский сад "Белоснежка"
Населённый пункт: Красноярский край, город Дудинка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Профилактик письменных нарушений речи у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Дудинский Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»

Я много лет работаю

логопедом в детском саду.

Жизненные обстоятельства

сложились так, что мне

пришлось пойти подрабатывать в детский дом

учителем – логопедом. И моя профессиональная

деятельность параллельно стала связана с детьми

школьного возраста, это были ученики 1-4 классов. В

коррекционной деятельности с этими детьми я

столкнулась с нарушениями письма и чтения, поэтому более тщательно

изучила вопросы, связанные с дисграфией и дислексией.

Профилактика дисграфий в дошкольной педагогике, психологии,

физиологии не рассматривается как отдельная проблема, так как свое

решение она находит в области подготовки ребёнка к школьному обучению.

Инициатором осуществления идеи предупредительного подхода к

возникновению дисграфий с педагогических позиций в логопедии стала

Галина Амосовна Каше. Она доказала, что затруднения в овладении

школьными навыками можно предупредить своевременно, воспитывая у

старших дошкольников готовность к усвоению звукового и

морфологического состава слова.

Татьяной Борисовной Филичевой и Галиной Васильевной Чиркиной

были раскрыты психолого-педагогические основы обучения и воспитания

дошкольников с ОНР III уровня в возрасте 5 – 6 лет, организация и принципы

коррекции речевого дефекта.

Работу по преодолению дисграфий у детей дошкольного возраста с

нарушениями речи я начинаю, прежде всего, с развития моторной функции.

Графические движения составляют конечный этап двигательного акта

письма, который требует тонкой координации движений, длительной

фиксации суставов, связан со значительной спастической нагрузкой.

Цель моего обучения заключается в достижении детьми такого

уровня развития мелкой моторики, который обеспечил бы в будущем

успешное овладение техникой письма, так как недостатки каллиграфии у

школьников приводят к смешению оптически сходных букв.

Подготовительной формой работы является знакомство детей с

названиями пальцев рук, уточнением понятий «правая рука», «левая рука»,

для этого с детьми организую и провожу следующие упражнения, игры и

задания.

1

Учитель – логопед высшей квалификационной категории Лукошкова Светлана Владимировна

Профилактика

письменных

нарушений

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Дудинский Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»

1.

На плотном картоне обвожу правую и левую кисти ребенка, с

разведенными пальцами. Ребенок кладет кисть руки на контур и по

моей просьбе поочередно поднимает нужные пальцы. Если сразу не

удается выполнить упражнение, я поддерживаю рукой те пальцы,

которые, по мнению ребенка, должны были остаться

неподвижными.

2.

Игры с пальчиками с речевым сопровождением («Пальчик –

мальчик», «Сидит белка» и другие) и без речевого сопровождения.

3.

Выполнение различного рода шнуровок, игры с мозаикой (дети

выкладывают различные рисунки по моему заданию, по

предложенному образцу, основываясь на прошлом опыте;

выполняют обычную шнуровку, протягивают шнурок

последовательно через се отверстия игрового пособия, пропускают

часть дырочек по моему заданию).

4.

Рисование: на свободные темы, по трафаретам, с учетом изучаемой

лексической темы, дополнительно предлагаются альбомы для

раскрашивания.

2

Учитель – логопед высшей квалификационной категории Лукошкова Светлана Владимировна

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Дудинский Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»

5.

Упражнения, непосредственно связанные с подготовкой детей к

обучению грамоте. Сущность работы – в тщательной подготовке

психологических актов, участвующих в выработке навыков письма и

чтения. В процессе игровых ситуаций с опорой на ощущения,

зрительный и слуховой анализаторы формируется не только

понятие о букве и её графическое начертание, но и развиваются

логическое мышление, внутренняя и внешняя речь, память.

:

Основные направления работы

развитие мускульной памяти (штриховки);

развитие тактильной памяти (ощупывание букв из наждачной

бумаги в направлении письма, обводка букв пластмассовой

или деревянной палочкой);

закрепление знаний и умений с помощью рамки-вкладыша

букв.

На первых занятиях я знакомлю детей с приемами штриховки, с

гигиеническими и техническими правилами выполнения заданий. Объясняю

детям, как правильно сидеть, как должна лежать тетрадь и т.п.

Дети начинают штриховку с тех

предметов, которые они

рисовали сами или строили с помощью трафаретов с геометрическими

фигурами. После переходят к трафаретам с изображениями предметов и

фигур животных.

3

Учитель – логопед высшей квалификационной категории Лукошкова Светлана Владимировна

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Дудинский Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»

:

Основными правилами штриховки являются следующие

1.

Штриховать только в заданном направлении.

2.

Не заходить за контуры рисунка.

3.

Соблюдать одинаковое расстояние между линиями.

Сначала дети выполняют штриховку цветными карандашами. В первую

очередь отрабатываются параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх,

слева направо. С помощью предметных трафаретов дети составляют

смысловые композиции, которые предварительно обсуждаются, далее по

рисункам составляем предложения, рассказы.

Образу буквы учу через осязание, применяя метод ощупывания буквы:

сначала указательным пальцем правой руки , а затем двумя пальцами дети

ощупывают контуры, запоминают образ буквы, их различия, усваивают

элементы букв, направление письма. К каждой букве придумывается рассказ

– игра, облегчающий процесс запоминания.

Одним из этапов работы является формирование

языкового анализа и синтеза в следующей

:

последовательности

деление предложений на слова с использованием

,

опорной схемы в речевом плане без помощи

;

материальных опор

;

составление предложений из слов

,

,

анализ слов выделяя звук на фоне слова определяя

,

первый и последний звук в слове полный анализ слов с

;

использованием схем опор

(

).

синтез слов слоговой и фонетический

-

При формировании аналитико синтетической деятельности

основное внимание обращаю к слоговому и фонематическому

.

:

анализу и синтезу слов Определила этапы работы

.

подготовительный и основной

На подготовительном этапе знакомлю детей с термином

«

»,

«

»

слог

первоначально используя прием отстукивания

слов и

(

,

,

подсчет слогов с помощью материальных опор камешков фишек

)

пуговиц

Далее ввожу более сложные приемы слогоделения путем

.

знакомства с новыми правилами

Работа начинается с

дифференциации согласных и

,

гласных звуков с усвоения

детьми основных признаков

.

гласных В этой работе

:

использую игровые моменты

объяснение материала в форме

4

Учитель – логопед высшей квалификационной категории Лукошкова Светлана Владимировна

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Дудинский Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»

,

.

сказок рисование детьми занимательных изображений букв Моя

задача подвести детей к пониманию одного из правил

слогоделения о соответствии количества гласных звуков

.

количеству слогов С этой целью организую и провожу игры

«

Помоги обезьянке достать

»

бананы

Ребенку предлагается рассмотреть

сюжетную картинку с изображением

,

обезьянки пытающейся дотянутся до

,

.

бананов и ряд предметных картинок

,

Далее дается объяснение что обезьяна

,

достанет столько бананов сколько слов

.

ребенок проанализирует правильно

После этого ребенок называет

предметные картинки и составляет

,

схемы соответствующих слов обозначая

количество слогов короткими

.

полосками бумаги Существуют различные варианты этой игры

«

», «

».

Накорми зайчика

Помоги медвежатам встретиться

,

Фонематический анализ формируется с учётом того что детям

,

станут доступны такие виды работ как выделение звука на фоне

,

,

слова определение первого и последнего звука в словах

.

определения местоположения звука в слове

Далее работа по формированию слогового синтеза включает

,

в себя построение слов из слогов представленных в прямой и

.

:

нарушенной последовательности Использую игры

«

Волшебный

».

сундук

,

,

Из слогов находящихся в сундуке детям

.

предлагается составить слова

«

»

Гонки

Машинки с изображением слогов нужно

5

Учитель – логопед высшей квалификационной категории Лукошкова Светлана Владимировна

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Дудинский Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»

расположить на трассе в правильной

последовательности

«

Веселый

»

осьминожка

,

Из слогов находящихся на щупальцах

,

осьминожка нужно составить слова

,

Для формирования фонематического синтеза использую игры

«

Собери

»

яблоки

Ребенок может сорвать яблоки только в том

,

случае если правильно составил слово из

(

написанных на яблоках букв логопед

).

называет буквы вслух

«

Помоги

белке

подготовитьс

»

я к зиме

Изображения букв на орешках

«

»

Фокусник

Ребенку предъявляется изображения

предметов после

правильного

составления их

названий из

предложенных

.

звуков

,

Дисграфия

одно из проявлений системного нарушения

,

затрагивающего в одних случаях речевое развитие ребенка в

других

формирование важных неречевых процессов и функций в

ходе онтогенетического развития либо включающего сочетание

.

тех и других факторов

,

Проработав много лет с детьми как дошкольного так и

школьного возраста я сделала вывод о необходимости

комплексного подхода к профилактике дисграфий у детей с

.

нарушениями речи Работа должна проводится на нескольких

:

.

уровнях фонематическом и синтаксическом Также необходимо

,

расширять пространственные и временные представления детей

.

развивать мелкую моторику рук

6

Учитель – логопед высшей квалификационной категории Лукошкова Светлана Владимировна

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Дудинский Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»

:

Используемая литература

1.

.

.,

.

.

Боскис Р М Левина Р Е Влияние недостатков

.

произношения на усвоение грамоты и правописания

2.

.

.

Каше Г А Обучение произношению и подготовка к

.

обучению грамоте детей с недоразвитием речи

3.

.

.

Каше Г А Предупреждение нарушений чтения и письма

.

у етей

4.

.

.

Корнев А Н Методика раннего выявления дислексий у

.

детей

5.

.

.

Корнев А Н О возрастной динамике дислексий у детей

.

и прогнозе ее компенсации

6.

.

.

.

Левина Р Е О генезисе нарушений письма у детей с ОНР

7.

.

.

Левина Р Е Влияние недоразвития речи на усвоение

.

письма

8.

.

.,

.

.

Мастюкова Е М Михайлова Т А Особенности

нарушения письменной речи при некоторых формах

.

речевых нарушений у детей

9.

.

.

Ольхин А Б Ошибки при письме у етей с недостатками

.

артикуляции и педагогические пути коррекции

7

Учитель – логопед высшей квалификационной категории Лукошкова Светлана Владимировна



В раздел образования