Автор: Зиганшина Елена Ринатовна
Должность: заместитель заведующего по УВР
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №168
Населённый пункт: Ульяновская область, город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Технология проектной деятельности в образовательном учреждении в системе работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Раздел: дошкольное образование
Технология проектной деятельности в образовательном учреждении в системе работы
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
в МБДОУ детский сад№168
«Соблюдаем ПДД, предупреждаем ДТП»
Вид проекта: информационно - познавательный.
Сроки реализации: краткосрочный.
Объект
проекта
: совместная работа воспитателя, детей и родителей.
Предмет
проекта
: процесс воспитания и обучения.
Участники
проекта
: администрация, воспитанники МБДОУ, родители воспитанников,
педагоги МБДОУ детский сад№168.
Актуальность
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна
и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных
навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно
- транспортных происшествий с участием детей.
Любая общепринятая норма поведения должна быть осознана и принята человеком -
только тогда она станет действенным регуляторам его поведения.
Повышенная
ответственность
педагогического
коллектива
за
полноценное
развитие, эмоциональное благополучие и жизнь каждого ребенка потребовала работы в
данном направлении. В связи с этим МБДОУ был разработан проект по формированию
основ культуры безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста
содержание, которого успешно интегрируется в образовательный процесс.
Соблюдая основной принцип отбора содержания материала и структуры его
построения, педагоги МБДОУ детский сад № 168 реализуя данный проект работы по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.
Выстраивая
воспитательно-образовательный
процесс,
педагогический
коллектив
постарался сохранить лучшие традиции отечественного дошкольного образования,
которые выражается в комплексном решении задач по охране жизни и здоровья детей.
Главной целью проекта является вовлечение педагогических работников, воспитанников
детского сада и родителей, а так же привлечение к участию организаций партнеров в
деятельность по профилактике и пропаганде безопасности дорожного движения.
Содержание проекта распределено по блокам: «Ребенок на улице», «Работа с педагогами»,
«Взаимодействие с родителями»
Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются
в единстве.
Принцип системности. Работа проводится систематически, весь учебный год, при
гибком распределении программного материала в течение недели.
Принцип возрастной адресованности. Одно и то же содержание используется для
работы
в
разных
группах
с
усложнениями,
соответствующими
возрастным
особенностям детей.
Принцип интегрированности. В работе с детьми использовались различные методы,
осуществлялась интеграция различных образовательных областей во всех видах
детской деятельности.
Принцип преемственности
взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного
учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Задачи, которые были поставлены перед нами и их родителями - это обучить детей
необходимому минимуму правил дорожного движения и дорожных знаков, научить
детей грамотно использовать полученные знания, повысить компетентность родителей
по вопросам касающихся ПДД. Для этого педагогами велась большая работа.
С начала учебного года организована воспитательно-образовательная работа с
ребятами. Активно использовались такие формы работы как познавательные беседы,
экскурсии и целевые прогулки по улицам города, к перекрёстку в ходе которых дети
знакомились с видами транспорта, пешеходным переходом, наблюдали за работой
светофора. Наиболее эффективными формами работы с детьми стали анализ игровых
проблемных
ситуаций:
(«Как
себя
вести,
если…»),
досуговые
мероприятия
с
привлечением
инспектора
дорожной
безопасности,
чтение
художественных
произведений.
В каждой возрастной группе обновлено оформление уголка по ДДТТ, где собраны
настольно-печатные, дидактические игры, знаки дорожного движения, атрибуты для
проведения игр, игровые макеты. Здесь дети с удовольствием познают дорожную азбуку в
игровой форме.
В
нашем
детском
саду
проводился
конкурс
рисунков
среди
воспитанников
«Внимание! Светофор!». Кроме того состоялся Конкурс плакатов, листовок «Осторожно,
дорога!»,
освещающий
деятельность
по
предупреждению
детского
дорожно-
транспортного травматизма. Целью Конкурса было отразить в плакате знания, которыми
владеют дети о правилах дорожного движения, а так же методы предупреждения детского
дорожно-транспортного травматизма.
В рамках проекта велась работа над повышением уровня профессиональной
компетентности педагогов в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма.
В помощь воспитателям в педагогическом кабинете детского сада
оборудован уголок, в котором проводились периодические выставки новинок наглядно-
дидактических и методических материалов, осуществлялись консультации («Организация
занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице»,
«Игра как
ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах», «Методика
подготовки занятий в игровой форме»); давались методические рекомендации; Для
обмена педагогическим опытом планировались и организовывались в соответствии с
планом проекта открытые мероприятия, мастер-классы. В процессе реализации проекта
организовывались встречи - беседы сотрудника Управления ГИБДД УВД по Ульяновской
области
с
педагогическим
коллективом
МБДОУ
по
вопросам
безопасности
и
предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
На участке детского сада в теплое время года и в специально отведенном помещении
велась работа на оборудованной специальной площадке для проведения творческих,
подвижных игр, по правилам дорожного движения.
Несомненной необходимостью нашей работой в ходе осуществления проекта были
эффективные формы сотрудничества детского сада и семьи, а так же развитие и
плодотворное взаимодействие дошкольной образовательной организации с ОГИБДД,
общественными организациями по профилактике
детского дорожно-транспортного
травматизма. Активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного
учреждения через организацию и проведение совместных мероприятий с сотрудниками
ГИБДД («Безопасный маршрут», «Безопасность на дороге – это не игрушки»), а так же
приглашение
к
сотрудничеству
в
организации
предметно-развивающей
среды
в
помещении и на улице дошкольного учреждения; помощь в изготовлении дидактических
материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор игрового
оборудования, ксерокопирование карточек, изготовление нестандартного оборудования).
Кроме этого организовано проведение рейдов родительских патрулей (ПДД) у дороги,
прилегающей к территории ДОУ с раздачей листовок «Автокресло детям», «Вежливый
водитель», «Мы – участники дорожного движения».
Работа
над
проектом
позволила
наладить
социальное
партнерство.
Осуществлялось проведение профилактических мероприятий «Дорожные знаки –
помощники», с привлечением организованного на базе Областного дворца творчества
детей и молодежи детского центра по безопасности дорожного движения, оснащенного
передвижным инновационным комплексом «Лаборатория безопасности». А также при
активном участии специалистов дирекции безопасности дорожного движения при
министерстве транспорта РФ по Ульяновской области.
Участие воспитанников в муниципальных, региональных и Всероссийских мероприятиях
по профилактике ДДТТ.
Анализ полученных результатов проектной деятельности, которые представлены в
блоках «Ребенок на улице», «Взаимодействие с родителями» в ходе итогового
анкетирования родителей и диагностики воспитанников было выявлено
повышение
дорожно-транспортной компетентности воспитанников ДОУ и их родителей.
В блоке «Работа с педагогами» улучшились показатели развития педагогического
творчества с применением современных образовательных технологий, нацеленных на
реализацию проблем связанных с профилактикой детского дорожно транспортного
травматизма. Наработанный материал в виде конспектов мероприятий с родителями
детьми, презентаций, пакет наглядных учебных и методических материалов для
организации и осуществления обучения детей, работы по профилактике ДДТТ. Проведена
Модернизация образовательной и предметно-пространственной среды ДОУ по профилактике
ДДТТ.
Созданы необходимые условия в групповых помещениях и на территории ДОУ,
для эффективного использования игрового, обучающего оборудования в совместной и
самостоятельной детской деятельности.