Автор: Осмалова Зося Евгеньевна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребенка детский сад
Населённый пункт: п. Чернянка, Белгородской области
Наименование материала: Мастер класс
Тема: Формирование лексико –грамматических категорий у детей с ОВЗ с использованием игровых приемов
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития
ребенка детский сад «Кристаллик» п.Чернянка Белгородской области»
Мастер класс
Формирование лексико –грамматических категорий у детей с ОВЗ с
использованием игровых приемов.
Подготовила
учитель –логопед:
Осмалова З.Е.
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Тема моего мастер класса:
Формирование лексико –грамматических категорий у детей с ОВЗ с
использованием игровых приемов.
Цель:
познакомить педагогов с системой работы по формированию лексико–
грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи с
использованием игровых приемов
.
Задачи:
- Привлечь внимание педагогов к формированию лексико –грамматических
категорий у детей с нарушениями речи как необходимому условию коррекции
речевых нарушений и подготовки к школе.
- Продемонстрировать преимущества использования существующих и
авторских пособий и игр (использования здоровьесберегающих технологий) в
системе работы по формированию лексико –грамматических категорий у детей
с ТНР.
- Познакомить педагогов с приемами работы по развитию словарного запаса,
изменению слов по падежам, числам, правильном употреблении
предлогов, построении осмысленных словосочетаний, предложений.
- Продемонстрировать использование игр Воскобовича,
аква-игр
и элементов пескотерапии.
Оборудование: презентация по теме мастер класса, демонстрационный и
раздаточный материал по формированию лексико –грамматических
категорий.
В условиях ФГОС дошкольно –образовательным учреждениям
предоставлен большой выбор в отборе содержания, средств , методов и
приемов, которые бы обеспечили, решения комплекса задач по современному
воспитанию и обучению подрастающего поколения. Естественно, этот процесс
охватил и коррекционную педагогику.
Используя современные возможности
и свободу творчества на педагогов возлагается и повышенная
ответственность за результаты работы. Формирование лексико –
грамматических категорий (синтаксиса, морфологии, словообразования)
старшего дошкольника имеет свою специфику. Поэтому внедряя
современные игровые методы и приемы по формированию лексико –
грамматических категорий у детей с ТНР учитель –логопед учитывает
следующие виды работ, лежащие в основе системы коррекционной работы в
этом направлении:
- совмещение деятельности ребенка, элементов игры и учения и
постепенный переход от простейших игр и упражнений через игры –задачи к
учебно –познавательной деятельности.
- постепенное усложнение коррекционно -обучающей задачи и условий
игровой деятельности;
- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых
коррекционных задач, что в результате ведет к созданию условий,
способствующих становлению начальных форм самооценки и самоконтроля
ребенка, что имеет огромное значение для его учебной деятельности
настоящей и будущей.
Всем известно, что и у детей с ТНР и у обычных часто встречаются
ошибки, которые носят название аграмматизмов, это фразы типа: «У лисы
лисячий хвост», «В комнате пять стулов», «Книга упала в пол» и тд. Кроме
этого, у детей с ТНР отмечается маленький по сравнению со сверстниками
объем (качественный и количественный) словаря, искажение окончаний,
ошибки в употреблении предлогов, неумении образовывать и изменять слова,
правильно строить фразу и естественно недоразвитие связной речи,
коммуникативных функций в соответствии с возрастной нормой.
Основные задачи коррекционной работы по формированию лексико-
грамматических категорий у детей с ТНР
- формировать представления о слове, как об основной единице языка;
- обогащать и развивать словарный запас детей, как путем накопления
новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться
различными способами словоизменения и словообразования;
- обучать детей точному употреблению слов;
- развивать лексическую системность с учетом имеющегося словарного
запаса (осуществлять группировку слов по тематическому единству);
- расширять и закреплять связи между словами;
- развивать чувство языка, желание говорить ярко, образно, сообразно
коммуникативной ситуации;
- отбирать и использовать лексические средства с учетом жанра
высказывания.
Свою работу в этом направлении планирую в соответствии
коррекционной программой, и весь речевой материал разбиваю на блоки
по принципу принадлежности лексических тем к флоре, фауне к миру
человека – ведь только на основе системно построенной коррекционно –
образовательной деятельности направленной на формирование
грамматически правильной речи ребенок может наиболее качественно
получить и закрепить полученные знания и применять их с наибольшей
эффективностью.
Вся структура работы по развитию словаря, изменению слов по
падежам, числам, правильном употреблении предлогов, построении
осмысленных словосочетаний, предложений и тд. становится содержанием
умственной работы детей.
Структура построения коррекционной работы:
Упражнения и игры на развитие понимания нужной падежной
формы;
Упражнения в практическом образовании падежных форм
существительных (в односложных ответах);
Практические упражнения в составлении словосочетаний или
падежных конструкций, содержащих форму проработанного падежа;
Упражнение в сопоставлении различных падежей;
Употреблении предлогов;
Самостоятельное конструирование фразы, предложения, связного
грамматически правильного высказывания;
Закрепление материала в играх, заданиях, упражнениях, свободной.
речи.
К основным приемам обучения относятся:
- Образец
- Объяснение
- Повторение
- Пример правильной речи (взрослый, ребенок)
- Сравнение
- Исправление
- Подсказка
Вся коррекционная работа как и всегда проводится от простого к
сложному, с форм существительных единственного и множественного числа
именительного падежа, Н-р: «Назови парные картинки» (шар –шары, оса-
осы, вагон – вагоны, ..), «Назови кто это?» (котенок –котята, утенок –
утята…), Постепенно усложняются игры и упражнения «Измени слово как я
«Кого дети увидели в лесу?» (волчат, зайчат) «Что ты взял?» «Кто что
любит?» (котенок – молоко, собака –косточку..) «Кого, (что) я видел в
магазине?» ( по картинкам –запомнить , перевернуть. Назвать).
Далее переходим к формам дательного и творительного падежей: «Кому
какой корм даешь?» (по картинкам или предметам) «Кому что нужно для
работы?» (врачу градусник, …) – здесь паралельно идет развитие словаря.
Творительный падеж : «Чем ты будешь рисовать шар?» (мелом,
карандашом…) «Кто чем работает?» «Когда это бывает»
Для обозначения совместности с предлогом С «С чем едят?» (с хлебом,
с мясом…), «Кто с чем вышел гулять?» С предлогом ЗА : «Кто зачем
прячется?»,Что за чем (или за кем) стоит?»
БЕЗ «Без чего?» (показ) Чайник без носика, стол без ножки..
Для обозначения местонахождения с предлогами ПОД, НАД над столом под
столом и т.д.
Родительный падеж с числительными понятиями – много мало,
«Магазин» Я возьму две вишенки, два огурца..) 1,2,3,4,5… «Один –много»
(конь -коней, гусь –гусей,) «Докончи предложение по картинкам «В лесу
много деревьев, ягод, грибов, муравьев….. «Чего здесь много, а чего здесь
мало?» «Поручения», «Угадай кого я спрятала?» (котят, щенят, бельчат…)
Полезны упражнения в употреблении обобщающих слов «Мы видим
много : фруктов, ягод, яблок, груш,. «Узнай по листу дерево» «Это часть
какого предмета?» (чайника, стула, куклы).и тп.
Предложный падеж «Кто о ком заботится?» (лиса о лисятах, кошка о
котятах…), «Кто где живет?» Медведь в берлоге, лиса в норе, «Что где
растет?» (ель, яблоня, роза.) «Загадочное животное» - приятяжательные
прилагательные (ПОКАЗ – Чьи части тела? Ответы полным предложением -
туловище гуся, хвост рыбий, голова льва))
Игры и упражнения с предлогами: «Назови предлог, придумай
предложение» (формирование понятий о предлоге, обучение правильному
употреблению предлогов- «Разложи по цвету по форме» - сформировать
понятие цветов, геометрических форм, обучению согласовывать
существительные с прилагательными, числительными.
(ПОКАЗ), «Мы считаем»
При изучении лексических тем н-р: «Из чего сделана посуда?» -игра с
мячом. Вилка из металла –металлическая, ваза из хрусталя –хрустальная и тд.
Игры на обобщающие понятия «Предметы и вещи» при запоминаниии
усложняются из чего изготовлены вещи, о их назначении, где используются.
«Каким бывает день?» (погожий, ясный, короткий…)
С помощью аква-игр и элементов пескотерапии можно работать
с ребенком над грамматическим строем речи. Например, в этом игровом
упражнении с водой можно учить правильно употреблять в речи
грамматические категории. Так ребенок обнаруживает плавающие по воде
различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям
прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка —
полосатая, кораблик — легкий, блюдце — пластмассовое).
Игры Воскобовича «Прозрачный квадрат» -здесь формируются все виды
речевой деятельности, развивается мышление, память , воображение.
Ребенок, играя, пересказывает сказочную историю, придумывает
описательный или сюжетные рассказы»
На каждой изучаемой грамматической форме нужно задерживаться до
тех пор пока у детей не выработается прочный навык в употреблении данной
конструкции, и лишь после этого переходить к новому материалу. Такая
коррекционная работа позволяет успешно формировать не только лексико –
грамматический строй речи, но и совершенствовать практическое овладение
сложными формами словоизменения и способами словообразования, что
существенного подготавливает ребенка к поступлению в школу.
Рефлексия. Если используемые мной в работе игровые приемы Вам
понравились, вы нарисуете улыбающийся смайлик, если не очень, то
рот нарисуем прямой, а если все было непонятно, то недовольный
смайлик.
Спасибо всем за внимание и сотрудничество!