Напоминание

Формирование лексико –грамматических категорий у детей с ОВЗ с использованием игровых приемов


Автор: Осмалова Зося Евгеньевна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребенка детский сад
Населённый пункт: п. Чернянка, Белгородской области
Наименование материала: Мастер класс
Тема: Формирование лексико –грамматических категорий у детей с ОВЗ с использованием игровых приемов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития

ребенка детский сад «Кристаллик» п.Чернянка Белгородской области»

Мастер класс

Формирование лексико –грамматических категорий у детей с ОВЗ с

использованием игровых приемов.

Подготовила

учитель –логопед:

Осмалова З.Е.

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Тема моего мастер класса:

Формирование лексико –грамматических категорий у детей с ОВЗ с

использованием игровых приемов.

Цель:

познакомить педагогов с системой работы по формированию лексико–

грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи с

использованием игровых приемов

.

Задачи:

- Привлечь внимание педагогов к формированию лексико –грамматических

категорий у детей с нарушениями речи как необходимому условию коррекции

речевых нарушений и подготовки к школе.

- Продемонстрировать преимущества использования существующих и

авторских пособий и игр (использования здоровьесберегающих технологий) в

системе работы по формированию лексико –грамматических категорий у детей

с ТНР.

- Познакомить педагогов с приемами работы по развитию словарного запаса,

изменению слов по падежам, числам, правильном употреблении

предлогов, построении осмысленных словосочетаний, предложений.

- Продемонстрировать использование игр Воскобовича,

аква-игр

и элементов пескотерапии.

Оборудование: презентация по теме мастер класса, демонстрационный и

раздаточный материал по формированию лексико –грамматических

категорий.

В условиях ФГОС дошкольно –образовательным учреждениям

предоставлен большой выбор в отборе содержания, средств , методов и

приемов, которые бы обеспечили, решения комплекса задач по современному

воспитанию и обучению подрастающего поколения. Естественно, этот процесс

охватил и коррекционную педагогику.

Используя современные возможности

и свободу творчества на педагогов возлагается и повышенная

ответственность за результаты работы. Формирование лексико –

грамматических категорий (синтаксиса, морфологии, словообразования)

старшего дошкольника имеет свою специфику. Поэтому внедряя

современные игровые методы и приемы по формированию лексико –

грамматических категорий у детей с ТНР учитель –логопед учитывает

следующие виды работ, лежащие в основе системы коррекционной работы в

этом направлении:

- совмещение деятельности ребенка, элементов игры и учения и

постепенный переход от простейших игр и упражнений через игры –задачи к

учебно –познавательной деятельности.

- постепенное усложнение коррекционно -обучающей задачи и условий

игровой деятельности;

- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых

коррекционных задач, что в результате ведет к созданию условий,

способствующих становлению начальных форм самооценки и самоконтроля

ребенка, что имеет огромное значение для его учебной деятельности

настоящей и будущей.

Всем известно, что и у детей с ТНР и у обычных часто встречаются

ошибки, которые носят название аграмматизмов, это фразы типа: «У лисы

лисячий хвост», «В комнате пять стулов», «Книга упала в пол» и тд. Кроме

этого, у детей с ТНР отмечается маленький по сравнению со сверстниками

объем (качественный и количественный) словаря, искажение окончаний,

ошибки в употреблении предлогов, неумении образовывать и изменять слова,

правильно строить фразу и естественно недоразвитие связной речи,

коммуникативных функций в соответствии с возрастной нормой.

Основные задачи коррекционной работы по формированию лексико-

грамматических категорий у детей с ТНР

- формировать представления о слове, как об основной единице языка;

- обогащать и развивать словарный запас детей, как путем накопления

новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться

различными способами словоизменения и словообразования;

- обучать детей точному употреблению слов;

- развивать лексическую системность с учетом имеющегося словарного

запаса (осуществлять группировку слов по тематическому единству);

- расширять и закреплять связи между словами;

- развивать чувство языка, желание говорить ярко, образно, сообразно

коммуникативной ситуации;

- отбирать и использовать лексические средства с учетом жанра

высказывания.

Свою работу в этом направлении планирую в соответствии

коррекционной программой, и весь речевой материал разбиваю на блоки

по принципу принадлежности лексических тем к флоре, фауне к миру

человека – ведь только на основе системно построенной коррекционно –

образовательной деятельности направленной на формирование

грамматически правильной речи ребенок может наиболее качественно

получить и закрепить полученные знания и применять их с наибольшей

эффективностью.

Вся структура работы по развитию словаря, изменению слов по

падежам, числам, правильном употреблении предлогов, построении

осмысленных словосочетаний, предложений и тд. становится содержанием

умственной работы детей.

Структура построения коррекционной работы:

Упражнения и игры на развитие понимания нужной падежной

формы;

Упражнения в практическом образовании падежных форм

существительных (в односложных ответах);

Практические упражнения в составлении словосочетаний или

падежных конструкций, содержащих форму проработанного падежа;

Упражнение в сопоставлении различных падежей;

Употреблении предлогов;

Самостоятельное конструирование фразы, предложения, связного

грамматически правильного высказывания;

Закрепление материала в играх, заданиях, упражнениях, свободной.

речи.

К основным приемам обучения относятся:

- Образец

- Объяснение

- Повторение

- Пример правильной речи (взрослый, ребенок)

- Сравнение

- Исправление

- Подсказка

Вся коррекционная работа как и всегда проводится от простого к

сложному, с форм существительных единственного и множественного числа

именительного падежа, Н-р: «Назови парные картинки» (шар –шары, оса-

осы, вагон – вагоны, ..), «Назови кто это?» (котенок –котята, утенок –

утята…), Постепенно усложняются игры и упражнения «Измени слово как я

«Кого дети увидели в лесу?» (волчат, зайчат) «Что ты взял?» «Кто что

любит?» (котенок – молоко, собака –косточку..) «Кого, (что) я видел в

магазине?» ( по картинкам –запомнить , перевернуть. Назвать).

Далее переходим к формам дательного и творительного падежей: «Кому

какой корм даешь?» (по картинкам или предметам) «Кому что нужно для

работы?» (врачу градусник, …) – здесь паралельно идет развитие словаря.

Творительный падеж : «Чем ты будешь рисовать шар?» (мелом,

карандашом…) «Кто чем работает?» «Когда это бывает»

Для обозначения совместности с предлогом С «С чем едят?» (с хлебом,

с мясом…), «Кто с чем вышел гулять?» С предлогом ЗА : «Кто зачем

прячется?»,Что за чем (или за кем) стоит?»

БЕЗ «Без чего?» (показ) Чайник без носика, стол без ножки..

Для обозначения местонахождения с предлогами ПОД, НАД над столом под

столом и т.д.

Родительный падеж с числительными понятиями – много мало,

«Магазин» Я возьму две вишенки, два огурца..) 1,2,3,4,5… «Один –много»

(конь -коней, гусь –гусей,) «Докончи предложение по картинкам «В лесу

много деревьев, ягод, грибов, муравьев….. «Чего здесь много, а чего здесь

мало?» «Поручения», «Угадай кого я спрятала?» (котят, щенят, бельчат…)

Полезны упражнения в употреблении обобщающих слов «Мы видим

много : фруктов, ягод, яблок, груш,. «Узнай по листу дерево» «Это часть

какого предмета?» (чайника, стула, куклы).и тп.

Предложный падеж «Кто о ком заботится?» (лиса о лисятах, кошка о

котятах…), «Кто где живет?» Медведь в берлоге, лиса в норе, «Что где

растет?» (ель, яблоня, роза.) «Загадочное животное» - приятяжательные

прилагательные (ПОКАЗ – Чьи части тела? Ответы полным предложением -

туловище гуся, хвост рыбий, голова льва))

Игры и упражнения с предлогами: «Назови предлог, придумай

предложение» (формирование понятий о предлоге, обучение правильному

употреблению предлогов- «Разложи по цвету по форме» - сформировать

понятие цветов, геометрических форм, обучению согласовывать

существительные с прилагательными, числительными.

(ПОКАЗ), «Мы считаем»

При изучении лексических тем н-р: «Из чего сделана посуда?» -игра с

мячом. Вилка из металла –металлическая, ваза из хрусталя –хрустальная и тд.

Игры на обобщающие понятия «Предметы и вещи» при запоминаниии

усложняются из чего изготовлены вещи, о их назначении, где используются.

«Каким бывает день?» (погожий, ясный, короткий…)

С помощью аква-игр и элементов пескотерапии можно работать

с ребенком над грамматическим строем речи. Например, в этом игровом

упражнении с водой можно учить правильно употреблять в речи

грамматические категории. Так ребенок обнаруживает плавающие по воде

различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям

прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка —

полосатая, кораблик — легкий, блюдце — пластмассовое).

Игры Воскобовича «Прозрачный квадрат» -здесь формируются все виды

речевой деятельности, развивается мышление, память , воображение.

Ребенок, играя, пересказывает сказочную историю, придумывает

описательный или сюжетные рассказы»

На каждой изучаемой грамматической форме нужно задерживаться до

тех пор пока у детей не выработается прочный навык в употреблении данной

конструкции, и лишь после этого переходить к новому материалу. Такая

коррекционная работа позволяет успешно формировать не только лексико –

грамматический строй речи, но и совершенствовать практическое овладение

сложными формами словоизменения и способами словообразования, что

существенного подготавливает ребенка к поступлению в школу.

Рефлексия. Если используемые мной в работе игровые приемы Вам

понравились, вы нарисуете улыбающийся смайлик, если не очень, то

рот нарисуем прямой, а если все было непонятно, то недовольный

смайлик.

Спасибо всем за внимание и сотрудничество!



В раздел образования