Автор: Афанасьева Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Шугаровский ЦРР д/с "Колосок"
Населённый пункт: c.Шугарово, городской округ Ступино
Наименование материала: Методическая разработка открытого занятия
Тема: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение центр развития ребенка детский сад «Колосок»
Ступинского муниципального района
Районный конкурс
конспектов организованной образовательной деятельности в
соответствии с ФГОС ДО «Педагогическое открытие»
организационной образовательной деятельности
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
«Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать»
Средняя группа
Афанасьева Ольга Сергеевна
Воспитатель
1 квалификационная категория
1
ООД на тему «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
Основная образовательная область – «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: закреплять знания детей о зимних явлениях в природе, расширять
представления о зимующих птицах.
Программные задачи:
Воспитательные:
воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в
трудных зимних условиях.
Образовательные:
формировать у детей представление о зимующих птицах (синица, воробей,
сорока, снегирь).
Развивающие:
развивать любознательность, познавательные способности.
Словарная работа:
зимующие, перелётные птицы, гроздь, стрекотать, тинькать,
крошки,
лакомство.
Предварительная работа:
беседы о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, наблюдение за
птицами, изготовление кормушек совместно с детьми, объяснение её
назначения, проведение подвижных игр, чтение художественных
произведений, пополнение словарного запаса, его активизация.
Материал: презентация «Зимующие птицы», аудиозапись «Зима», муляжи
птиц, шапочки птиц по количеству детей, кормушка, корм; клей, салфетки.
2
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости заглянула одна добрая знакомая.
Вы её тоже знаете.
Воспитатель: Я помогу загадкой: «Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
птица говорливая, самая болтливая. Догадались, кто это?
Дети: это птица сорока.
Воспитатель: правильно, это сорока, (воспитатель достаёт из-за ширмы
сороку).
Сорока: здравствуйте, ребята! (сорока здоровается с ребятами, за сороку
говорит воспитатель).
Сорока: Ребята, а вы слышали, как я умею стрекотать?
Дети: ответы детей.
Сорока: тогда послушайте, как я умею стрекотать! (звук сороки, слайд№3).
Сорока: Ребята, сегодня я была в лесу и увидела, что одни птицы улетели, а
другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель: Ребята, сорока ведь не знает, почему не все птицы улетели.
Давайте расскажем ей, почему одни птицы улетели, а другие остались.
Воспитатель: поможем сороке разобраться?
Дети: Да.
Воспитатель: (звучит фонограмма вьюги и метели.)
Ребята, послушайте и отгадайте:
Замела дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила!
Какое же время года сейчас гостит у нас?
Ответ детей: Зима.
Воспитатель: правильно, зима.
Воспитатель: что зима нам принесла?
Ответ детей: мороз, снег, лёд
Воспитатель: Ребята, с приходом осени, некоторые птицы улетели в тёплые
края.
3
Воспитатель: как вы думаете, почему они не остались зимовать?
Ответ детей: нет корма, не стало насекомых.
Воспитатель: Назовите птиц, которые улетели. (При затруднении ответа
помочь назвать).
Ответ детей: Ласточка, грач, скворец.
Воспитатель: Ребята, а как называют таких птиц?
Ответ детей: Перелётные.
Воспитатель: А как называются птицы, которые остаются у нас зимовать
и не боятся холода?
Дети: Зимующие
Воспитатель: правильно ребята, остаются только те птицы, которые не
боятся морозов и могут добывать себе еду даже в холодные зимы. Таких
птиц мы называем зимующими.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки.
А наша сорока послушает.
Воспитатель: Загадка первая:
Эта маленькая пташка.
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки,
И спасается от кошки.
Ответ детей: Воробей, (слайд№5)
Воспитатель: Воробей – маленькая птичка. Живут воробьи стайкой.
Питаются хлебными крошками, зернышками.
Воспитатель: Ребята, а как поёт воробей?
Ответ детей: чирикает, (звук воробья слайд№5)
Воспитатель: Давайте повторим, как чирикает воробей, (повторить вместе с
детьми).
4
Воспитатель: ещё загадка:
Что за птицы? Не синицы.
Грудка алая, горит.
На снегу уселись птицы,
Эти птицы...
Ответ детей: Снегири, (слайд№7)
Воспитатель: Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым
снегом. Снегири очень красивые птицы. Питаются снегири — ягодами
рябины, семенами деревьев.
Воспитатель: когда прилетают снегири, знаете, как они здороваются с нами?
Ответ детей: да (нет).
Воспитатель: Давайте послушаем, (звук снегиря слайд№7)
Воспитатель: повторите, как поёт снегирь, (повторить вместе с детьми: снег-
снег, снег).
Воспитатель: А теперь послушайте последнюю загадку:
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня...
Ответ детей: Синичка, (слайд №9)
Воспитатель: Правильно. Ребята, эту птичку мы с вами, каждый день
видим на улице. Синички очень подвижные и ловкие птички. Больше всего
они любят свежее несолёное сало.
Воспитатель: Ребята, а знаете, как поет синица? (тинькает).
Ответ детей: Тинькает.
Воспитатель: Давайте послушаем, (звук синицы слайд
№9
)
Сорока: Молодцы! Как много вы знаете про птиц! А давайте отдохнем?
Воспитатель: (одевает шапочки синицы на каждого ребенка).
Воспитатель:
дружно
скажем
волшебные
слова:
вокруг
себя
все
повернитесь и в птичек быстро превратитесь.
5
Физкультминутка «Скачет шустрая синица».
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) (А. Барто)
Воспитатель: хорошо птички попрыгали!
Воспитатель: Ребята, зимой птицам голодно. Подумайте, как помочь птицам
зимой, ведь корма мало?
Ответ детей: вывешивать кормушки, подкармливать.
Воспитатель: правильно, птичек надо подкармливать.
Коллективная аппликация «Ветка рябины»
Воспитатель: вот сейчас мы с вами будем делать угощение для снегирей и
остальных птичек. У нас есть гроздь рябины, (не цветная, нарисованная
веточка рябины на мольберте).
Воспитатель: Какого цвета ягоды рябины?
Ответ детей: Красные.
Воспитатель: у вас на подносах лежат нарезанные салфетки, какого они
цвета? Ответ детей: Красные.
Воспитатель: из каждого кусочка салфетки мы скатаем шарик – это и будет
ягодка рябины. Когда скатаем шарик, то намажем клеем ягодку рябины и
приклеим к веточке. (Дети подходят к мольберту).
Показ. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь детям.
Под сопровождение легкой музыки клеят ягоды рябины.
Воспитатель читает стихотворение:
6
Дружно клеят ребята картинку –
Сочную, спелую, чудо-рябинку.
Словно костёр полыхает она,
Птицам подарит радость добра!
Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь птицы не погибнут от голода.
Птички так обрадовались нашему угощению.
Итог «Чем любят питаться птицы»
Воспитатель: Ребята, давайте покажем сороке, какой корм любит каждая
птичка.
Воспитатель: что едят синички?
Дети: сало, (корм в коробочке)
Воспитатель: Какое лакомство воробьёв?
Дети: питаются семечками (корм семечек)
Воспитатель: Любимое лакомство снегирей?
Дети: Снегири любят клевать ягоды рябины (корм ягод рябины)
Воспитатель: Ребята, а какой корм нравится сороке?
Дети: питается любым кормом.
Воспитатель: Молодцы, ребята, всех накормили. Нашей сороке
понравилось угощение для птичек.
Воспитатель: Сороке пора лететь обратно в лес, теперь сорока всем
расскажет, почему не все птицы улетели, и что птиц зимой, подкармливают
ребята в детском садике.
7