Напоминание

Развивающая предметно-пространственная среда (речевой уголок) как средство развития речи у детей 3-4 лет.


Автор: Попова Светлана Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ
Населённый пункт: Минусинск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развивающая предметно-пространственная среда (речевой уголок) как средство развития речи у детей 3-4 лет.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развивающая предметно-пространственная среда (речевой уголок) как

средство развития речи у детей 3-4 лет.

Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое

значение в условиях стандартизации дошкольного образования.

Именно

дошкольный возраст является благоприятным периодом для усвоения

ребенком разговорного языка и развития его речи со всех сторон.

В

Федеральном Государственном образовательном Стандарте дошкольного

образования “Речевое развитие” выделена как основная образовательная

область. Речь является основанием для развития всех остальных видов

детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской

и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из

актуальных проблем в деятельности педагога ДОО.

По

мнению

ведущих

педагогов,

речь

играет

важную

роль

в

становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в

психологии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии

психического

развития:

мышления,

воображения,

памяти

и

эмоций.

Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие

ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева и

др.

Проблема развития речи младшего дошкольного возраста приобретает

свою актуальность в связи с психофизиологическими особенностями

развития ребенка в период 3-4 лет, ввиду сензитивности речевого развития.

Именно в этом возрасте ребенок чувствителен к восприятию речи

окружающих, следовательно данный возраст является продуктивным для

речевого развития ребенка. К 4 годам у детей увеличивается словарный

запас, происходит развитие смысловой стороны речи, большинство детей

овладевает элементарным грамматическим строем родного языка

В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является

благоприятным фактором для развития активной речи ребенка.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой

среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с

которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда

имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей,

особенно в их самостоятельной деятельности [20].

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется

постепенно, вместе с развитием ребенка. Если ребенок не получает ярких

впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию речи,

задерживается и его физическое и психическое развитие.

Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта,

игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его

развитие и формирование.

Для решения речевых задач в детском саду, важнейшей предпосылкой

является

правильно

организованная

обстановка,

предметно

пространственной среды, в которой у детей появилось бы желание говорить,

вступать в речевое общение. Развитие речи ребенка проходит нитью через

все предметно – развивающее пространство группы, где непосредственно

находится ребенок. Поэтому требования к среде речевого развития сводится

к требованиям предметно – пространственной среды в целом.

Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать

восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать»

способы обследования и действий. Подобраны предметы, из которых можно

извлекать звуки, чувствовать, познавать характер поверхности (гладкость,

шероховатость), прозрачность, твердость-мягкость и другие разнообразные

свойства.

При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие

требования:

дидактическое оснащение должно соответствовать возрастным и

индивидуальным особенностям детей;

наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется,

согласно лексической теме;

речевой уголок желательно разместить рядом с книжным

уголком;

оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным

для детей, вызывать стремление к самостоятельной деятельности;

игровой материал должен быть доступным для ребенка, не

следует перегружать уголок оборудованием.

Таким образом, правильно организованная предметно-пространственная

среда в речевом уголке создает возможности для речевого развития детей

младшего дошкольного возраста и позволяет ребенку закреплять свои

способности не только в непосредственно - образовательной деятельности,

но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности,

формирует чувство защищенности и уверенности в себе.



В раздел образования