Автор: Попова Светлана Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ
Населённый пункт: Минусинск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развивающая предметно-пространственная среда (речевой уголок) как средство развития речи у детей 3-4 лет.
Раздел: дошкольное образование
Развивающая предметно-пространственная среда (речевой уголок) как
средство развития речи у детей 3-4 лет.
Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое
значение в условиях стандартизации дошкольного образования.
Именно
дошкольный возраст является благоприятным периодом для усвоения
ребенком разговорного языка и развития его речи со всех сторон.
В
Федеральном Государственном образовательном Стандарте дошкольного
образования “Речевое развитие” выделена как основная образовательная
область. Речь является основанием для развития всех остальных видов
детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской
и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из
актуальных проблем в деятельности педагога ДОО.
По
мнению
ведущих
педагогов,
речь
играет
важную
роль
в
становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в
психологии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии
психического
развития:
мышления,
воображения,
памяти
и
эмоций.
Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие
ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева и
др.
Проблема развития речи младшего дошкольного возраста приобретает
свою актуальность в связи с психофизиологическими особенностями
развития ребенка в период 3-4 лет, ввиду сензитивности речевого развития.
Именно в этом возрасте ребенок чувствителен к восприятию речи
окружающих, следовательно данный возраст является продуктивным для
речевого развития ребенка. К 4 годам у детей увеличивается словарный
запас, происходит развитие смысловой стороны речи, большинство детей
овладевает элементарным грамматическим строем родного языка
В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является
благоприятным фактором для развития активной речи ребенка.
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой
среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с
которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда
имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей,
особенно в их самостоятельной деятельности [20].
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется
постепенно, вместе с развитием ребенка. Если ребенок не получает ярких
впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию речи,
задерживается и его физическое и психическое развитие.
Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта,
игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его
развитие и формирование.
Для решения речевых задач в детском саду, важнейшей предпосылкой
является
правильно
организованная
обстановка,
предметно
–
пространственной среды, в которой у детей появилось бы желание говорить,
вступать в речевое общение. Развитие речи ребенка проходит нитью через
все предметно – развивающее пространство группы, где непосредственно
находится ребенок. Поэтому требования к среде речевого развития сводится
к требованиям предметно – пространственной среды в целом.
Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать
восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать»
способы обследования и действий. Подобраны предметы, из которых можно
извлекать звуки, чувствовать, познавать характер поверхности (гладкость,
шероховатость), прозрачность, твердость-мягкость и другие разнообразные
свойства.
При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие
требования:
дидактическое оснащение должно соответствовать возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется,
согласно лексической теме;
речевой уголок желательно разместить рядом с книжным
уголком;
оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным
для детей, вызывать стремление к самостоятельной деятельности;
игровой материал должен быть доступным для ребенка, не
следует перегружать уголок оборудованием.
Таким образом, правильно организованная предметно-пространственная
среда в речевом уголке создает возможности для речевого развития детей
младшего дошкольного возраста и позволяет ребенку закреплять свои
способности не только в непосредственно - образовательной деятельности,
но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности,
формирует чувство защищенности и уверенности в себе.