Напоминание

Предметная деятельность и ее роль в развитии малыша


Автор: Юнина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №9 СП
Населённый пункт: город Октябрьск, Самарская область
Наименование материала: Совместная деятельность взрослого и ребенка как средство развития предметной деятельности
Тема: Предметная деятельность и ее роль в развитии малыша
Раздел: дошкольное образование





Назад




1. Реферат «Совместная деятельность взрослого и ребенка как средство

развития предметной деятельности».

Введение

Предметная деятельность ребёнка раннего возраста является ведущим видом

деятельности. В этом возрасте ребёнок открывает для себя мир окружающих

предметов. Взрослый становится проводником ребёнка в этот мир. В

процессе совместной деятельности со взрослым малыш знакомится с

разнообразными предметами и их свойствами. Переход к предметному

восприятию

является

результатом

овладения

ребёнком

простейшими

действиями – манипуляциями с предметами.

В младенчестве малыша интересовали сначала только родители и общение

с ними

через предметы.

Постепенно

доминирующий

интерес

ребенка

смещается со взрослого на мир предметов и действия с ними. Постепенно

развивается новая деятельность - предметная. Познание предметов и

усвоение способов действия с ними и есть содержание предметной

деятельности, которая отчетливо проявляется и формируется после первого

года жизни, в раннем возрасте (с 1—3 лет) и становится ведущей. Но

способы

употребления

этих

предметов

придумывали

люди

многих

поколений, и они ребенку неизвестны. Кто же раскроет ребенку эти способы

действия, употребления предметов? Конечно же, взрослые, он по-прежнему

нуждается в них. Поэтому предметная деятельность — это деятельность,

совместная со взрослым, и она немыслима без общения ребенка и взрослого.

Общение как бы оформляет предметную деятельность, становится фоном,

средством передачи взрослым и присвоения ребенком опыта использования

предметов.

1. Предметная деятельность и ее роль в развитии малыша.

Ранний

возраст – чрезвычайно важный

и ответственный период

психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только

начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о

себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее

важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная

активность,

любознательность, уверенность в себе и доверие к другим

людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая

позиция и многие другое. Причём, все эти способности не возникают сами по

себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного

участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

В

раннем

возрасте

содержанием

совместной

деятельности

ребёнка и взрослого

становится

усвоение

культурных

способов

употребления предметов. Взрослый становится для ребёнка не только

источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком"

самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами.

Такое сотрудничество

уже

не сводится к

прямой

помощи

или

к

демонстрации

предметов.

Теперь

необходимо

соучастие

взрослого,

одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного

и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно

получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и,

главное - новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый

теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом

передаёт способ действия с ним.

Связь действия с предметом проходит три

фазы развития. На первой

с предметом

могут выполняться любые известные ребенку действия. На

второй фазе предмет употребляется только по прямому назначению.

Наконец, на третьей фазе происходит как бы возврат к старому, свободному

употреблению предмета, но на совершенно другом уровне: ребенок знает

основную

функцию

предмета.

Важно,

что,

усваивая

действия

по

употреблению предметов обихода, ребенок вместе с тем усваивает и правила

поведения в обществе, связанные с этими предметами. Так, рассердившись

на взрослого, ребенок может швырнуть чашку на пол. Но сразу, же на его

лице выразятся испуг и раскаяние: он уже понимает, что нарушил правила

обращения с предметом, которые обязательны для всех.

Помимо

предметов с фиксированным функциональным

назначением

и

способами действия, закрепленными исторически в культуре, существуют и

так

называемые полифункциональные

предметы. В

игре

ребенка

и

практической жизни взрослых эти предметы могут замещать другие

предметы.

Ребенок

открывает

возможности

применения

полифункциональных предметов чаще всего с помощью взрослого, который

в совместной деятельности с ним выполняет сразу несколько функций:

во-первых,

взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его

общественную функцию;

во-вторых, он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему

технические приёмы осуществления действия;

в-третьих,

он

через поощрения и порицания

контролирует

ход выполнения действий ребёнка.

Ранний

возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения

способов действий с предметами.

К концу этого периода, благодаря

сотрудничеству со взрослым,

ребёнок

в основном умеет пользоваться

бытовыми предметами и играть с игрушками. В рамках предметной

деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

Предметная деятельность способствует усвоению ребенком социального

опыта посредством овладения с помощью взрослого способами действий с

предметами окружающей действительности.

На

втором

году

жизни

происходит

совершенствование

способов

взаимодействия с предметным миром. Интенсивное психическое и моторное

развитие

способствует

совершенствованию

действий,

производимых

ребёнком с предметами.

К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с

овладением такими функциями, как сравнение и сопоставление. Характерной

особенностью в возрасте от 1,5 до 2 лет является опредмеченность

восприятия. Ребёнок может подобрать предметы по названию формы.

На третьем году жизни у ребёнка появляется желание более чётко следовать

образцу взрослого. В этом возрасте для малыша представляет интерес весь

окружающий его предметный мир. Он постигает, как использовать посуду,

столовые приборы, предметы быта, одежду. Таким образом, происходит

овладение орудийными действиями.

В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи, как

основному средству общения взрослых с ребенком. В связи со значительным

развитием понимания речи слова взрослого теперь не просто привлекают

внимание ребенка к показываемому предмету, не только направляют и

организуют его действия, но и определяют их содержание. Речь вплетается

взрослым в действие и выступает в качестве носителя опыта действий – в ней

этот опыт закреплен и через нее передается.

2. Линии развития предметной деятельности.

Предметная деятельность,

в которой

в раннем

возрасте происходит

умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий

развития, среди которых:

- становление орудийных действий;

- развитие наглядно-действенного мышления;

- развитие познавательной активности;

- формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы

и особые характеристики игрушек.

Орудийные

действия. Ранний

возраст

является

периодом

наиболее

интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого

периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и

играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют

орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою

руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые

обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр.

Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко

даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных

бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы

действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов.

Наглядно-действенное

мышление. Ребёнок

раннего

возраста

познаёт

окружающий мир в основном руками, т. е. наглядно-действенным способом.

Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки,

предусматривающие действия с несколькими однородными предметами

разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество

должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и

автодидактические игрушки, т. е. сами подсказывающие способ игры.

Действуя с этими игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали

игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом,

формируется его восприятие, и складываются представления о свойствах

предметов.

Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте

осуществляется и развивается главным образом в такой специфической

деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой

деятельности

нужны

игрушки

и

пособия,

предполагающие

поиск

и

самостоятельное открытие новых способов действия, и сюрпризный момент.

Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости

и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых

продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном

результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению

целенаправленности.

3. Приемы,

повышающие общую продуктивность взаимодействия

ребенка и взрослого (в форме диалога).

Для

формирования

у

детей

раннего

возраста

предметных

действий

необходимо использование приемов, повышающих общую продуктивность

взаимодействия ребенка и взрослого:

-

приемы

эмоционально-речевого

воздействия

(комментирование

всех

действий с предметами, игрушками: молоток стучит – тук, тук; машина едет

– би - би); изменение интонации, высоты голоса, ласковый взгляд и разговор,

использование потешек, стихов, подвижных игр с речевым сопровождением

и т. д.) ;

- приемы тактильного воздействия (поглаживания, прижатие к себе,

демонстрация доброжелательного отношения к ребенку, ласковое обращение

к ребенку по имени, зрительный контакт «глаза в глаза» и т. д.);

- приемы поощрения (похвала, возможность поиграть с новой игрушкой

после занятия, иногда – долька мандарина или печенье и т. д.);

-

приемы,

привлекающие

внимание

ребенка

(волшебные

мешочки,

сюрпризные моменты, различные механические игрушки, игрушки с

музыкальным

сопровождением,

с

различными

звуковыми

эффектами,

включающие элементы новизны, неожиданности и т. д.);

- прием отсроченного речевого сопровождения;

- подхватывание встречных действий ребенка – манипуляций с предметом.

Приемы и направления работы по формированию предметных действий у

детей раннего возраста способствуют развитию интереса к сотрудничеству со

взрослыми и к действиям с предметами; мотивируют к самостоятельным

действиям с игрушками в соответствии с их функциональным назначением;

положительно влияют на становление у детей ведущего вида деятельности

(предметно-игровой), на развитие связной речи. Способствуют появлению

предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка,

конструирование),

самостоятельности

в

быту,

овладении

бытовыми

навыками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предметная деятельность – ведущая деятельность раннего возраста. Ранний

возраст - период, когда ребенок, психологически погружаясь в предметную

деятельность, осваивает разнообразные виды замещений: в его действиях

любой предмет может взять на себя функцию другого предмета, обретая при

этом значение изображения или знака отсутствующего предмета.

Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для

манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и

определенный способ употребления.

Важная роль принадлежит деловому общению, которое способствует тому,

что предметная деятельность приобретает статус ведущей в раннем возрасте.

Предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию

познавательных процессов ребенка.

В

действиях

с

предметами

формируются

способы

восприятия,

сенсомоторные предэталоны. Именно в процессе освоения общественных

способов употребления вещей происходит зарождение интеллектуальной

деятельности – наглядно-действенного мышления в простейших формах.

Активно

развиваются

мыслительные

операции

анализа,

сравнения,

обобщения и, конечно же, речь ребенка.

Формируются

предпосылки

ведущей

в

детском

возрасте

игровой

и

изобразительной деятельности.



В раздел образования