Автор: Щелокова Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Нижегородская область Арзамасский район село Водоватово
Наименование материала: Доклад
Тема: Дидактическая игра - как одна из форм экологического воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
В
современном
мире
взаимодействие
человека
с
природой
представляет большую экологическую проблему. Детям, живущим в наше
время, необходимо научиться бережно обращаться с природой, управлять
своим поведением в интересах собственного благополучия, экологической
безопасности
окружающего
мира.
Поэтому
так
важно
побуждать
экологическое
сознание
именно
маленькой
личности,
обогащать
представления
детей
о
себе,
о
природном
мире,
развивать
их
любознательность.
Первоначальные
элементы
экологической
культуры
формируются
при
взаимодействии
детей
с
окружающим
предметно-
природным миром — растениями, животными, средой их обитания. В
первую очередь, положительное отношение к окружающей природной среде
закладывается в семье и продолжает развиваться в условиях детского сада.
Мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему
живому для того, чтобы ребёнок понимал, что у каждого объекта есть свое
место и свое значение в природе. Взрослому необходимо вызвать у детей
чувство радости от встречи с природой, желание позаботиться о живом
существе, вызвать гордость и удовольствие от правильно выполненного
поступка.
Каким же образом мы можем это осуществить? В данном конкретном
возрасте, на начальном этапе мы знакомим детей с дикими и домашними
животными, их средой обитания, явлениями живой и неживой природы,
бережному к ней отношению, т.е. закладываем необходимый базис для
дальнейшего
экологического
воспитания
подрастающего
поколения.
В условиях реализации ФГОС образование детей проводится в игре, т. к.
игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и
является его ведущей деятельностью. Через игру осуществляется воспитание
и обучение малыша.Одним из эффективных и наиболее интересных способов
формирования экологической культуры являются дидактические игры.
Дидактическая игра дает возможность формировать новые знания, расширяя
уже изученные. В ходе игры малыши учатся применять имеющиеся у них
знания, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают и
активизируют словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть
вместе, договариваться. Ребенок по натуре очень любознателен и игра
позволяет удовлетворить его потребность в познании, вовлечь ребёнка в
активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами
познания связей между предметами и явлениями. Дидактические игры
решают
огромное
количество
образовательных,
развивающих
и
воспитывающих задач. Дети в процессе игры учатся находить характерные
признаки
в
предметах
и
явлениях,
окружающего
мира;
сравнивать,
группировать, классифицировать предметы по определенным признакам,
делать правильные выводы, обобщения. Очень важно на первом этапе -
зрительное восприятие (наглядность), слова воспитателя и действий самих
детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами. Сначала мы малышу
рассказываем, затем показываем и на последнем этапе он уже сам
манипулирует с игрушкой, предметом, пособием. Таким образом, мы решаем
главный принцип педагогики: «Услышу, увижу, сделаю – значит пойму!».
Игра никогда не надоедает малышу. Таким образом, дети и заняты
интересным
делом,
и
познают
азы
экологии.
Любая
игра
носит
дидактический характер, т.к. решает определенные задачи.
Можно выделить несколько видов дидактических игр. Рассмотрим
некоторые из них:
1. Игры с природным материалом (предметные игры). Сюда можно
отнести игры с использованием разнообразных природных материалов
(листья, фрукты, семена, овощи). Это, пожалуй, самый доступный и
эффективный вид игры в работе с детьми. Их можно проводить на улице и в
группе. Малышам всегда интересно поиграть с листочками, собрать шишки,
камешки, а заодно и пополнить природным материалом экологический
уголок. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются
представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов
природы. Малыши учатся классифицировать по определенному признаку,
происходит формирование представления о форме, величине, цвету. Сюда
можно отнести такие игровые упражнения: «Найди листок, какой покажу»,
«Найди в букете такой же листок», «Принеси желтый листик», «Узнай на
вкус» и т.д. Такие игры развивают наблюдательность, ориентировку в
пространстве. Их проводят со всей группой или с частью ее. Но не стоит
забывать
о
мерах
предосторожности.
Дети
раннего
возраста
очень
любопытны и могут попробовать природный материал на зуб (вкус),
спрятать его в карман, засунуть в ухо, нос. Поэтому с играми природным
материалом необходимо быть очень осторожными и не оставлять ребенка без
присмотра.
2. Настольные дидактические игры. Данный вид игр разнообразен:
«лото», «домино», «парные картинки» и т.д. Малыши с помощью таких игр
знакомятся с животными, растениями, у них формируется представление о
явлениях живой и неживой природы, о жизни и среде обитания животных
(птиц, насекомых), а также развивается наблюдательность, внимание,
логическое мышление. Это такие игры, как: «Чья мама? Чей малыш?», «Кто,
где живет?», «Чей хвостик?», «Положи все фрукты на тарелку», «Когда это
бывает», «Можно – нельзя» и т.д. Эти игры для малышей очень
занимательны и увлекательны.
3. Словесные дидактические игры.
Они выстроены на словах и
действиях
играющих.
Дети
самостоятельно
решают
разнообразные
мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их
признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих
предметов и явлений природы. Этот вид дидактических игр подходит для
более взрослых детей. Однако, и малыши 2 – 3 лет тоже очень любят играть
втакого рода игры. Примером может служить игра «Провокация» (тематика –
разнообразная). Мы нарочно предлагаем детям заведомо неправильные
ответы. Дети бурно реагируют и с готовностью исправляют неточности.
Таким образом, дети учатся мыслить, выстраивать логические цепочки
(почему вы так думаете?).
4. К дидактическим можно отнести и творческие игры, связанные с
природой. В ходе таких игр дети усваивают знания о труде взрослых в
природе, формируют положительное к нему отношение. Строительные игры
с природным материалом как песок, шишки, камешки и т. д. – это вид
творческих игр. В процессе такой игры, у детей формируются знания о
свойствах, качествах этих материалов (из мокрого песка можно лепить - из
сухого нельзя и т.д.) К тому же развивается мелкая моторика, тактильное
восприятие.
5. Подвижные игры
тоже можно отнести к разряду дидактических. В
раннем
возрасте
много
подвижных,
хороводных
игр
связанных
с
подражанием
повадкам
животных,
их
образу
жизни.
Это
игры
природоведческого характера: «Мыши и кот», «Медведь по лесу бродит»,
«Вышла курочка гулять», «Мы в лесу гуляли» и т.д. А такая игра, как
«Солнышко и дождик» отражает явления неживой природы. В игровой
форме (подражая движениям, повадкам, имитируют звуки) дети лучше
усваивают знания, а также это способствуют углублению интереса к природе.
Не стоит забывать и о поощрении. Они могут носить экологический
характер. В конце игры все вместе можно спеть веселую песенку про дождик
или время года, или просто послушать «песенку» дождя, пение птичек, шум
ручейка и т.д.
Дидактические игры экологического характера можно и нужно
проводить
во
время
целевых
прогулок
или
просто
прогулок,
при
ознакомлении детей с трудом взрослых, при обучении их трудовой
деятельности в природе, а также в ходе познавательно – исследовательской
деятельности детей.
Конечно, экологическое воспитание детей раннего возраста, не может
проходить без участия родителей. Зачастую можно увидеть такую картину:
малыш берет в руки птичье перо (листочек, камешек, шишку и т.д.), чтобы
полюбоваться им, и тут же слышит резкий окрик: «Брось это сейчас же».
Ребенок присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков,
плавающих в ней. Для него это новые впечатления, то, что он может быть,
еще не видел, а в ответ: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!» И
все, весь красочный, загадочный мир растворился. Поэтому огромное
значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей
среды, их экологической грамотности. Для этого в уголках размещается
информация соответствующей тематики: консультации - «Экологическое
воспитание в семье», «Научите ребенка любить живую природу» и т.д.;
памятки - «Прогулки в природу», «Правила поведения в лесу»; анкета -
«Экологическое воспитание в семье» и т.д.
Дидактические
игры
с
экологическим
уклоном
способствуют
повышению уровня экологической культуры, активизации словаря, развитию
воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также
воспитанию бережного отношения к природе.
Рассмотрев роль и основные виды дидактических игр, следует
остановиться на этапах дидактических игр по экологии. Использование
осуществляется в три этапа:
1
этап
-
подготовительный.
Педагог
отбирает
подходящую
дидактическую игру, которая соответствует возрастным особенностям,
программным требованиям. Необходимо продумать, где провести эту игру, в
какое время, подготовить дидактический материал. На данном этапе надо
заранее объяснить материал, который поможет решить детям игровую задачу
(предварительная работа по определенной теме).
2 этап
- проведение самой игры. Данный этап включает в себя
ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,
который будет использован в ходе нее (через показ предметов, картин,
проведение
краткой
беседы,
в
ходе
которой
уточняются
знания
и
представления детей о природных явлениях); объяснения хода и правил
игры. С детьми раннего возраста педагогу необходимо самому включаться в
игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, показать, как
играть - это помогает быстрее овладеть навыками данной игры, развивать
сюжет. Ведь ребенку необходимо понять, как взаимодействовать. Вначале
воспитатель активный участник игры, затем он постепенно становится
пассивным и на последнем этапе предполагается стороннее наблюдение за
игрой
и
руководство
ею.
Таким
образом,
постепенно
подводить
к
самостоятельному игровому действию детей. Эмоциональный настрой,
переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов – это
то, к чему надо стремиться.
На 3-м этапе воспитатель анализирует весь процесс игры, все ли дети
были задействованы, какие приемы игры были самыми наилучшими, что
больше всего детям понравилось - это помогает совершенствовать как
подготовку, так и сам процесс проведения игры.
Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и от нас во
многом зависит, каков он вырастит: бережно относиться к каждому кустику,
цветочку, собачке, ко всему живому и неживому или же напротив.
Воспитатель выступает в роли наставника, который показывает правильную
дорогу. Педагог должен обладать богатой фантазией. Ведь от этого зависит,
насколько игра будет интересной, занимательной и увлекательной. Очень
важно подпитывать интерес детей к окружающему миру, учить замечать
каждую мелочь, быть активным наблюдателем, при этом воспитывать
бережное отношение к природе, не нанося ей вреда. К.Ушинским был сделан
вывод, что 90% информации остается у нас из дошкольного детства.
Поэтому, очень важно заложить азы экологической культуры с раннего
детства. Ведь ребенок как чистый лист и что мы на нем нарисуем, таким он и
будет.
Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра – это
многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым
методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и
самостоятельной
игровой
деятельностью,
и
средством
всестороннего
воспитания
ребенка.
Дидактическая
игра
способствуют
развитию
координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными
ориентировками, а такжепомогает лучше узнать окружающие предметы и
возможные действия с ними.
Экологическое обучение и воспитание через игру является самым
результативным и естественным. Оно помогает выработать у детей основы
экологических навыков, закрепить элементарные научные представления, о
природе и взаимосвязях в ней, воспитать эмоциональное и нравственное
отношение ко всему живому.Плоды своих трудов мы увидим через годы,
ведь не просто так в народе говорят: «что посеешь, то и пожнёшь».
МБДОУ «Водоватовский детский сад №10»
Сообщение на тему:
«Дидактическая игра, как одно
из средств воспитания
экологической культуры»
Выполнила:
воспитатель Щелокова Е.В.
2020-2021уч.г.