Напоминание

Дидактическая игра - как одна из форм экологического воспитания детей дошкольного возраста


Автор: Щелокова Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Нижегородская область Арзамасский район село Водоватово
Наименование материала: Доклад
Тема: Дидактическая игра - как одна из форм экологического воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




В

современном

мире

взаимодействие

человека

с

природой

представляет большую экологическую проблему. Детям, живущим в наше

время, необходимо научиться бережно обращаться с природой, управлять

своим поведением в интересах собственного благополучия, экологической

безопасности

окружающего

мира.

Поэтому

так

важно

побуждать

экологическое

сознание

именно

маленькой

личности,

обогащать

представления

детей

о

себе,

о

природном

мире,

развивать

их

любознательность.

Первоначальные

элементы

экологической

культуры

формируются

при

взаимодействии

детей

с

окружающим

предметно-

природным миром — растениями, животными, средой их обитания. В

первую очередь, положительное отношение к окружающей природной среде

закладывается в семье и продолжает развиваться в условиях детского сада.

Мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему

живому для того, чтобы ребёнок понимал, что у каждого объекта есть свое

место и свое значение в природе. Взрослому необходимо вызвать у детей

чувство радости от встречи с природой, желание позаботиться о живом

существе, вызвать гордость и удовольствие от правильно выполненного

поступка.

Каким же образом мы можем это осуществить? В данном конкретном

возрасте, на начальном этапе мы знакомим детей с дикими и домашними

животными, их средой обитания, явлениями живой и неживой природы,

бережному к ней отношению, т.е. закладываем необходимый базис для

дальнейшего

экологического

воспитания

подрастающего

поколения.

В условиях реализации ФГОС образование детей проводится в игре, т. к.

игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и

является его ведущей деятельностью. Через игру осуществляется воспитание

и обучение малыша.Одним из эффективных и наиболее интересных способов

формирования экологической культуры являются дидактические игры.

Дидактическая игра дает возможность формировать новые знания, расширяя

уже изученные. В ходе игры малыши учатся применять имеющиеся у них

знания, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают и

активизируют словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть

вместе, договариваться. Ребенок по натуре очень любознателен и игра

позволяет удовлетворить его потребность в познании, вовлечь ребёнка в

активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами

познания связей между предметами и явлениями. Дидактические игры

решают

огромное

количество

образовательных,

развивающих

и

воспитывающих задач. Дети в процессе игры учатся находить характерные

признаки

в

предметах

и

явлениях,

окружающего

мира;

сравнивать,

группировать, классифицировать предметы по определенным признакам,

делать правильные выводы, обобщения. Очень важно на первом этапе -

зрительное восприятие (наглядность), слова воспитателя и действий самих

детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами. Сначала мы малышу

рассказываем, затем показываем и на последнем этапе он уже сам

манипулирует с игрушкой, предметом, пособием. Таким образом, мы решаем

главный принцип педагогики: «Услышу, увижу, сделаю – значит пойму!».

Игра никогда не надоедает малышу. Таким образом, дети и заняты

интересным

делом,

и

познают

азы

экологии.

Любая

игра

носит

дидактический характер, т.к. решает определенные задачи.

Можно выделить несколько видов дидактических игр. Рассмотрим

некоторые из них:

1. Игры с природным материалом (предметные игры). Сюда можно

отнести игры с использованием разнообразных природных материалов

(листья, фрукты, семена, овощи). Это, пожалуй, самый доступный и

эффективный вид игры в работе с детьми. Их можно проводить на улице и в

группе. Малышам всегда интересно поиграть с листочками, собрать шишки,

камешки, а заодно и пополнить природным материалом экологический

уголок. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются

представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов

природы. Малыши учатся классифицировать по определенному признаку,

происходит формирование представления о форме, величине, цвету. Сюда

можно отнести такие игровые упражнения: «Найди листок, какой покажу»,

«Найди в букете такой же листок», «Принеси желтый листик», «Узнай на

вкус» и т.д. Такие игры развивают наблюдательность, ориентировку в

пространстве. Их проводят со всей группой или с частью ее. Но не стоит

забывать

о

мерах

предосторожности.

Дети

раннего

возраста

очень

любопытны и могут попробовать природный материал на зуб (вкус),

спрятать его в карман, засунуть в ухо, нос. Поэтому с играми природным

материалом необходимо быть очень осторожными и не оставлять ребенка без

присмотра.

2. Настольные дидактические игры. Данный вид игр разнообразен:

«лото», «домино», «парные картинки» и т.д. Малыши с помощью таких игр

знакомятся с животными, растениями, у них формируется представление о

явлениях живой и неживой природы, о жизни и среде обитания животных

(птиц, насекомых), а также развивается наблюдательность, внимание,

логическое мышление. Это такие игры, как: «Чья мама? Чей малыш?», «Кто,

где живет?», «Чей хвостик?», «Положи все фрукты на тарелку», «Когда это

бывает», «Можно – нельзя» и т.д. Эти игры для малышей очень

занимательны и увлекательны.

3. Словесные дидактические игры.

Они выстроены на словах и

действиях

играющих.

Дети

самостоятельно

решают

разнообразные

мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их

признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих

предметов и явлений природы. Этот вид дидактических игр подходит для

более взрослых детей. Однако, и малыши 2 – 3 лет тоже очень любят играть

втакого рода игры. Примером может служить игра «Провокация» (тематика –

разнообразная). Мы нарочно предлагаем детям заведомо неправильные

ответы. Дети бурно реагируют и с готовностью исправляют неточности.

Таким образом, дети учатся мыслить, выстраивать логические цепочки

(почему вы так думаете?).

4. К дидактическим можно отнести и творческие игры, связанные с

природой. В ходе таких игр дети усваивают знания о труде взрослых в

природе, формируют положительное к нему отношение. Строительные игры

с природным материалом как песок, шишки, камешки и т. д. – это вид

творческих игр. В процессе такой игры, у детей формируются знания о

свойствах, качествах этих материалов (из мокрого песка можно лепить - из

сухого нельзя и т.д.) К тому же развивается мелкая моторика, тактильное

восприятие.

5. Подвижные игры

тоже можно отнести к разряду дидактических. В

раннем

возрасте

много

подвижных,

хороводных

игр

связанных

с

подражанием

повадкам

животных,

их

образу

жизни.

Это

игры

природоведческого характера: «Мыши и кот», «Медведь по лесу бродит»,

«Вышла курочка гулять», «Мы в лесу гуляли» и т.д. А такая игра, как

«Солнышко и дождик» отражает явления неживой природы. В игровой

форме (подражая движениям, повадкам, имитируют звуки) дети лучше

усваивают знания, а также это способствуют углублению интереса к природе.

Не стоит забывать и о поощрении. Они могут носить экологический

характер. В конце игры все вместе можно спеть веселую песенку про дождик

или время года, или просто послушать «песенку» дождя, пение птичек, шум

ручейка и т.д.

Дидактические игры экологического характера можно и нужно

проводить

во

время

целевых

прогулок

или

просто

прогулок,

при

ознакомлении детей с трудом взрослых, при обучении их трудовой

деятельности в природе, а также в ходе познавательно – исследовательской

деятельности детей.

Конечно, экологическое воспитание детей раннего возраста, не может

проходить без участия родителей. Зачастую можно увидеть такую картину:

малыш берет в руки птичье перо (листочек, камешек, шишку и т.д.), чтобы

полюбоваться им, и тут же слышит резкий окрик: «Брось это сейчас же».

Ребенок присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков,

плавающих в ней. Для него это новые впечатления, то, что он может быть,

еще не видел, а в ответ: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!» И

все, весь красочный, загадочный мир растворился. Поэтому огромное

значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей

среды, их экологической грамотности. Для этого в уголках размещается

информация соответствующей тематики: консультации - «Экологическое

воспитание в семье», «Научите ребенка любить живую природу» и т.д.;

памятки - «Прогулки в природу», «Правила поведения в лесу»; анкета -

«Экологическое воспитание в семье» и т.д.

Дидактические

игры

с

экологическим

уклоном

способствуют

повышению уровня экологической культуры, активизации словаря, развитию

воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также

воспитанию бережного отношения к природе.

Рассмотрев роль и основные виды дидактических игр, следует

остановиться на этапах дидактических игр по экологии. Использование

осуществляется в три этапа:

1

этап

-

подготовительный.

Педагог

отбирает

подходящую

дидактическую игру, которая соответствует возрастным особенностям,

программным требованиям. Необходимо продумать, где провести эту игру, в

какое время, подготовить дидактический материал. На данном этапе надо

заранее объяснить материал, который поможет решить детям игровую задачу

(предварительная работа по определенной теме).

2 этап

- проведение самой игры. Данный этап включает в себя

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,

который будет использован в ходе нее (через показ предметов, картин,

проведение

краткой

беседы,

в

ходе

которой

уточняются

знания

и

представления детей о природных явлениях); объяснения хода и правил

игры. С детьми раннего возраста педагогу необходимо самому включаться в

игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, показать, как

играть - это помогает быстрее овладеть навыками данной игры, развивать

сюжет. Ведь ребенку необходимо понять, как взаимодействовать. Вначале

воспитатель активный участник игры, затем он постепенно становится

пассивным и на последнем этапе предполагается стороннее наблюдение за

игрой

и

руководство

ею.

Таким

образом,

постепенно

подводить

к

самостоятельному игровому действию детей. Эмоциональный настрой,

переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов – это

то, к чему надо стремиться.

На 3-м этапе воспитатель анализирует весь процесс игры, все ли дети

были задействованы, какие приемы игры были самыми наилучшими, что

больше всего детям понравилось - это помогает совершенствовать как

подготовку, так и сам процесс проведения игры.

Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и от нас во

многом зависит, каков он вырастит: бережно относиться к каждому кустику,

цветочку, собачке, ко всему живому и неживому или же напротив.

Воспитатель выступает в роли наставника, который показывает правильную

дорогу. Педагог должен обладать богатой фантазией. Ведь от этого зависит,

насколько игра будет интересной, занимательной и увлекательной. Очень

важно подпитывать интерес детей к окружающему миру, учить замечать

каждую мелочь, быть активным наблюдателем, при этом воспитывать

бережное отношение к природе, не нанося ей вреда. К.Ушинским был сделан

вывод, что 90% информации остается у нас из дошкольного детства.

Поэтому, очень важно заложить азы экологической культуры с раннего

детства. Ведь ребенок как чистый лист и что мы на нем нарисуем, таким он и

будет.

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра – это

многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым

методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и

самостоятельной

игровой

деятельностью,

и

средством

всестороннего

воспитания

ребенка.

Дидактическая

игра

способствуют

развитию

координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными

ориентировками, а такжепомогает лучше узнать окружающие предметы и

возможные действия с ними.

Экологическое обучение и воспитание через игру является самым

результативным и естественным. Оно помогает выработать у детей основы

экологических навыков, закрепить элементарные научные представления, о

природе и взаимосвязях в ней, воспитать эмоциональное и нравственное

отношение ко всему живому.Плоды своих трудов мы увидим через годы,

ведь не просто так в народе говорят: «что посеешь, то и пожнёшь».

МБДОУ «Водоватовский детский сад №10»

Сообщение на тему:

«Дидактическая игра, как одно

из средств воспитания

экологической культуры»

Выполнила:

воспитатель Щелокова Е.В.

2020-2021уч.г.



В раздел образования