Автор: Раптанова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №9 СП "Детский сад №13"
Населённый пункт: город Октябрьск, Самарская область
Наименование материала: Рекомендации для родителей по формированию коммуникативных навыков у детей с трудностями в общении
Тема: Формирование коммуникативных навыков у детей с трудностями в бщении
Раздел: дошкольное образование
Рекомендации для родителей по формированию коммуникативных
навыков у детей с трудностями в общении.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей.
Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и
другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него
будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе
детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий
межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся,
общаются, ревнуют, помогают друг другу, и иногда делают мелкие пакости.
Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой
разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той
богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и,
естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам.
Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем
фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.
Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к
другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих
детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное
отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные
отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в общении и помочь
ребенку преодолеть их важнейшая задача педагогов, психологов, родителей.
Имеются некоторые причины, мешающие развитию коммуникативных
умений и навыков. Причинами нелюдимости являются:
1.Индивидуально невысокая потребность в общении у ребенка, с хорошо
развитым вербальным интеллектом. Ему часто бывает неинтересно общаться
со сверстниками. Он будет получать удовольствие от общения с детьми
старше себя или взрослыми.
2.Ребенок повторяет развитие кого-то из своих предков. Если мама, папа или
кто-то из других родственников были не общительными, то не нужно
требовать высокого уровня общительности у ребенка. В таком случае у
ребенка нет образца поведения в ходе общения с другими.
3.Ребенку достаточно общения в своей многочисленной семье.
4.У ребенка высокий уровень тревожности.
5. У ребенка уже сформировалась определенная модель поведения в социуме.
Существуют основные модели ролевого поведения ребенка в общении с
окружающими, особенно со сверстниками:
«Клоун» - ребенка в коллективе не замечают, не ценят. Для поднятия
своего авторитета малыш начинает паясничать. Его девиз «Пусть
смеются, зато я в центре внимания».
«Добрая фея» - ребенок старается всем понравиться через подкуп. Он
приносит жвачку, игрушки, конфеты и т.п. Через такое приношение
ребенок чувствует себя нужным.
«Изгой» - ребенок имеет какое-то отличие от других. Дети в силу ряда
объективных и субъективных причин очень жестокие. Свою жестокость в
виде драки, обзывания, насмешек они переносят на непохожих деток.
«Ябеда» - ребенок с повышенной импульсивностью старается быть
«хорошим» на фоне «плохого» ребенка.
Чтобы помочь ребенку с трудностями в общении родители должны:
- Обратите внимания на то, как строятся отношения между членами семьи,
ведь, первые навыки общения ребенок получает дома.
- Помогите ребенку сформировать уверенность в себе, стимулируйте его к
общению, в том числе и с незнакомыми людьми.
- Формируйте положительное отношение к сверстникам.
- Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений,
возможностей,
достижений,
тем самым
умаляя и
даже
унижая его
достоинство либо достоинство сверстника.
Не навешивайте на него ярлыков
("ты - неуклюжий", "ты - невнимательный"). Можно сравнивать достижения
ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как
он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу
позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.
- Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание
своего отличия от других, права на это отличие, а также признание
аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального
«Я», начинающегося уже в раннем детстве.
- Не забывайте мотивировать действия ребенка словами, объятиями,
улыбкой, походами в интересные для ребенка места, новой игрушкой и т.п.
- Не обсуждайте и не осуждайте в присутствии ребенка тех, по вашему
мнению «не любит» и «не ценит» вашего сына или дочь.
- Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку
необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды.
Серьезное и
сочувственное отношение близких
взрослых,
их совет,
поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе
друзей.
Главное, о чем стоит всегда помнить родителям - нельзя проявлять
невнимание и запускать проблему малыша, в надежде что все "само
образуется". Чем раньше мама и папа возьмут ситуацию под контроль - тем
легче и быстрее придут результаты коррекционной работы. Любовь и
поддержка самых близких людей и помощь профессионалов - залог успеха в
решении проблем общения.