Напоминание

Формирование коммуникативных навыков у детей с трудностями в бщении


Автор: Раптанова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №9 СП "Детский сад №13"
Населённый пункт: город Октябрьск, Самарская область
Наименование материала: Рекомендации для родителей по формированию коммуникативных навыков у детей с трудностями в общении
Тема: Формирование коммуникативных навыков у детей с трудностями в бщении
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации для родителей по формированию коммуникативных

навыков у детей с трудностями в общении.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей.

Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и

другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него

будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе

детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий

межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся,

общаются, ревнуют, помогают друг другу, и иногда делают мелкие пакости.

Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой

разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той

богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и,

естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем

фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к

другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих

детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное

отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные

отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в общении и помочь

ребенку преодолеть их важнейшая задача педагогов, психологов, родителей.

Имеются некоторые причины, мешающие развитию коммуникативных

умений и навыков. Причинами нелюдимости являются:

1.Индивидуально невысокая потребность в общении у ребенка, с хорошо

развитым вербальным интеллектом. Ему часто бывает неинтересно общаться

со сверстниками. Он будет получать удовольствие от общения с детьми

старше себя или взрослыми.

2.Ребенок повторяет развитие кого-то из своих предков. Если мама, папа или

кто-то из других родственников были не общительными, то не нужно

требовать высокого уровня общительности у ребенка. В таком случае у

ребенка нет образца поведения в ходе общения с другими.

3.Ребенку достаточно общения в своей многочисленной семье.

4.У ребенка высокий уровень тревожности.

5. У ребенка уже сформировалась определенная модель поведения в социуме.

Существуют основные модели ролевого поведения ребенка в общении с

окружающими, особенно со сверстниками:

«Клоун» - ребенка в коллективе не замечают, не ценят. Для поднятия

своего авторитета малыш начинает паясничать. Его девиз «Пусть

смеются, зато я в центре внимания».

«Добрая фея» - ребенок старается всем понравиться через подкуп. Он

приносит жвачку, игрушки, конфеты и т.п. Через такое приношение

ребенок чувствует себя нужным.

«Изгой» - ребенок имеет какое-то отличие от других. Дети в силу ряда

объективных и субъективных причин очень жестокие. Свою жестокость в

виде драки, обзывания, насмешек они переносят на непохожих деток.

«Ябеда» - ребенок с повышенной импульсивностью старается быть

«хорошим» на фоне «плохого» ребенка.

Чтобы помочь ребенку с трудностями в общении родители должны:

- Обратите внимания на то, как строятся отношения между членами семьи,

ведь, первые навыки общения ребенок получает дома.

- Помогите ребенку сформировать уверенность в себе, стимулируйте его к

общению, в том числе и с незнакомыми людьми.

- Формируйте положительное отношение к сверстникам.

- Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений,

возможностей,

достижений,

тем самым

умаляя и

даже

унижая его

достоинство либо достоинство сверстника.

Не навешивайте на него ярлыков

("ты - неуклюжий", "ты - невнимательный"). Можно сравнивать достижения

ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как

он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу

позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.

- Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание

своего отличия от других, права на это отличие, а также признание

аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального

«Я», начинающегося уже в раннем детстве.

- Не забывайте мотивировать действия ребенка словами, объятиями,

улыбкой, походами в интересные для ребенка места, новой игрушкой и т.п.

- Не обсуждайте и не осуждайте в присутствии ребенка тех, по вашему

мнению «не любит» и «не ценит» вашего сына или дочь.

- Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку

необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды.

Серьезное и

сочувственное отношение близких

взрослых,

их совет,

поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе

друзей.

Главное, о чем стоит всегда помнить родителям - нельзя проявлять

невнимание и запускать проблему малыша, в надежде что все "само

образуется". Чем раньше мама и папа возьмут ситуацию под контроль - тем

легче и быстрее придут результаты коррекционной работы. Любовь и

поддержка самых близких людей и помощь профессионалов - залог успеха в

решении проблем общения.



В раздел образования