Автор: Михайлова Анна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/c №8
Населённый пункт: Ульяновская область, р.п. Новоспасское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Кейс-технологии на интеллектуальное развитие для детей старшего возраста (5-6 лет) по теме «Времена года»
Раздел: дошкольное образование
Кейс-технологии на интеллектуальное развитие для детей старшего
возраста (5-6 лет) по теме «Времена года»
Кейс - Анализ конкретных ситуаций
Кейс-технологии направленны на интеллектуальное развитие детей:
Умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;
Умение строить логические и обоснованные прогнозы, в т. ч. с
помощью элементарных естественно-научных представлений;
Умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в
условиях неопределенности;
Умение воспитанников видеть возможный парадокс;
Способность формулировать проблему;
Умение строить гипотезы, предполагать;
Способность коллективно решать сложные задачи.
Способность вести конструктивный диалог.
Кейс 1. Кейс-проблемная ситуация
Ситуация: Мальчик очень любил майских жуков. Он восхищался ими,
когда смотрел картинки в книгах, любовался их красивыми крылышками,
разноцветным панцирем. Мальчик узнавал все самое интересное о майских
жуках и любил их рисовать. Он с нетерпением ждал весны, чтобы как можно
раньше заметить их пробуждение. Однажды зимой ему приснилось: «Как
было бы здорово, если бы всегда была весна и все майские жуки мира были
здесь, в нашем саду!»
Момент проблемного включения детей: Представьте себе, что желание
мальчика сбылось. Будет ли это здорово?
Комментарии: Педагог использует возможный тон в ходе рассказа, чтобы
разделить мнения детей. Пофантазировав с детьми о том, насколько это
здорово и красиво, педагог предлагает всерьез задуматься о последствиях и
опасностях такой ситуации.
Кейс 2. Кейс-проблемная ситуация
Ситуация: Фотографии. В суровые морозы можно увидеть различных
птиц: воробьев, синиц, голубей, когда они сидят нахохлившись. С помощью
этого птицы пытаются согреть себя.
Момент проблемного включения детей: Почему, распушившиеся перья
на морозе согревают птиц? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно,
наоборот, - перья прижать, чтобы теплее было?
Комментарии:
Основная
задача
воспитателя
не
сформировать
стереотип «нахохлилась, чтобы согреться…». Важно заострить внимание
детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез» с
действительностью.
Их перья не обладают достаточным теплом, чтобы
согревать птиц в морозы. Когда птицы нахохливаются, между перьями входит
воздух и согревается от тела птички. Таким образом, вокруг птицы образуется
пышная воздушная "шубка", которая согревает лучше, чем плотно прижатое
перо. Таким же образом согреваются все животные зимой - их шерсть встает
перпендикулярно коже и образует воздушную прослойку.
Кейс 3. Кейс-диспут
Ситуация: Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д.Тухманова).
Момент
проблемного
включения
детей:
воспитатель
предлагает
подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А,
может быть, кто-то встанет на ее защиту?
Комментарии: Основная задача воспитателя - обучить детей компетенции живого
аргументированного спора. В основе может быть любой объект, предмет или явление
окружающей действительности, в том числе фантастическое. Например: «Я виню дождь в
том, что он мокрый, холодный, не позволяющий ходить или простужаться ...» и «Я встаю,
чтобы защитить дождь, потому что он оживляет, смывает пыль с растений, можно весело
прыгать по лужам, будут расти грибы … »
Злую тучку наказали
Ты плохая, ей сказали.
И она заплакала,
Да кап-кап-кап закапала.
Кап-кап-кап дождик пошел,
Кап-кап-кап дождик пошел
Мыши сразу задрожали.
Мыши в норы побежали.
Полетели птицы вниз,
Да птицы сели на карниз.
Кап-кап-кап дождик пошел,
Кап-кап-кап дождик пошел
Ну а мы с тобой не тужим,
Босиком бежим по лужам.
Брызги прямо ввысь летят
С тучею встречаются.
А потом они назад
Да с неба возвращаются
Шлеп-шлеп-шлеп дождик идет,
Шлеп-шлеп-шлеп дождик идет,
Тучку бедную простили,
Тучку с миром отпустили.
Тучка плакать перестала,
А потом совсем пропала.
Кап-кап-кап дождик прошел
Кап-кап-кап дождик прошел
Кейс 4. Кейс-проблемная ситуация
Ситуация: Рассказывание «Сказка о зимующих и перелётных птицах»
Отцвело, отзвенело птичьими голосами красное лето. Наступила осень.
Козявки, букашечки подальше спрятались от холодов. Птенцы выросли и
птицы собрались на совет.
Момент проблемного включения детей: Как дальше жить?
Комментарии:
Лесной лекарь - дятел сказал: «У меня крепкий клюв и длинный язык -
отовсюду вытащу короедов. Деревья не могут быть без моего присмотра
зимой и летом. "
Сова сказала: «Я тоже не умею летать в теплые места. Летом мышей
много, и если их не уничтожить зимой, то летом они съедят все грибы и
ягоды. "
Голубь сказал: «Я хочу остаться, потому что привык к людям. На
крышах жарко, а там мои гнезда. Я не хочу выходить из дома. "
Подумал Воробей: «Мы ловкие воробьи, быстрые. Люди зимой вешают
кормушки, кормят нас и других птиц. Думаю, мы не будем испытывать
голода».
Эти птицы стали зимующими.
Остальные птицы - цапля, лебедь, чайка, журавль, утка - улетели,
потому что вода в реках и озерах зимой замерзает, а это водоплавающие
птицы.
Скворцы,
ласточки,
кукушки
и
другие
птицы,
питавшиеся
насекомыми, также улетели в теплые края и стали перелетными.
С тех пор это стало обычным явлением: некоторые птицы улетели в
теплые края, где вода не замерзает и где много рыб и насекомых. Некоторые
птицы остаются и кормятся зимой. И многие птицы остались на попечении
людей.