Автор: Ласкаржевская Снежана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКДОУ детский сад №7
Населённый пункт: г. Ессентуки
Наименование материала: статья
Тема: "Методика повышения компетентности профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
"Методика повышения компетентности профессионального мастерства
педагогов дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации
ФГОС ДО"
В рамках реализации ФГОС ДО основным приоритетом в системе
дошкольного образования стоит доступность, открытость, вариативность и
нацеленность
на предоставление качественных образовательных услуг
семьям, имеющим детей дошкольного возраста. В связи с этим, в
дошкольном образовании сформировался новый подход к организации
деятельности в детском саду, соответственно изменились и требования к
результатам освоения основной образовательной программы дошкольного
образования. Методическая работа приобретает все большее значение -
система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на
всестороннее повышение квалификации и профессионального роста каждого
педагога – залог успешного развития ДОУ и повышения качества уровня
дошкольного образования.
Основными методическими направлениями в моей работе я определила
‒ субъективное методическое сопровождение (процесс взаимодействия
между субъектами - зам. по УВР - педагог, направленное на выявление,
поиск и формирование методов решения возникающих проблем педагога в
ходе осуществляемой профессиональной деятельности);
‒
методическое
обеспечение
(поиск,
внедрение,
апробация,
выбор,
испытание и дальнейшее внедрение новых планов, технологий и методик
развития деятельности);
‒ усовершенствование компетентности всех участников образовательного
процесса;
‒
обеспечение
необходимыми
аналитическими
и
информационными
материалами;
‒ педагогическое проектирование;
‒ наблюдение и оценка;
‒ предоставление необходимой (!) помощи участникам образовательного
процесса;
‒ создание творческой группы в целях повышения профессионального
мастерства педагогов;
‒
использование
интерактивных
форм
повышения
мастерства
в
профессиональной деятельности педагога.
Анализируя весь спектр методической деятельности в ДОУ я пришла
к тому, что педагоги сталкивается в своей деятельности с рядом трудностей и
проблем. Существует необходимость интегрирования новых требований в
образовательный процесс. В результате между существующей практикой,
сложившейся десятилетиями ранее, и реальным образовательным процессом
возникает некое противоречие. Для решения этой проблемы необходимо
индивидуально подходить к образовательному процессу каждого педагога,
учитывая его индивидуальные возможности, желание (!) и способности,
помимо этого обеспечивать необходимое методическое сопровождение
образовательного процесса.
Методическая работа в дошкольном учреждении заставляет задуматься
над вопросами компетентности непосредственно самого педагогического
состава,
необходимостью
владения
достаточности
знаний,
понимания
структуры ФГОС, умений и навыков, компетенций педагогов, а также
возможности и важности повышения квалификации и профессионального
мастерства.
При
этом
необходимо
учитывать
эффективность
и
оптимальность содержания методического сопровождения в дошкольном
образовательном
учреждении.
Как
правило,
функции
методического
сопровождения в дошкольном образовательном учреждении возложены на
методиста.
Приоритетами методической деятельности являются:
- контроль деятельности педагогов в ходе образовательного процесса в
ДОУ
-
помощь
в
решении
общих
задач,
стоящих
перед
дошкольным
образовательным учреждением, реализуя и направляя профессиональную
деятельность воспитателей;
‒
осуществление
взаимодействия
и
контроля
взаимодействия
между
воспитателями и с другими субъектами педагогического процесса;
‒ осуществление работы с материалами, имеющимися в методическом
кабинете ДОУ, учитывая запросы педагогического состава;
‒ развивать на практике предметно-развивающую среду дошкольного
образовательного учреждения;
‒ способствовать и содействовать организации процесса самообразования,
организовывать
повышения
квалификации
и
уровня
собственной
профессиональной компетенции и педагогического состава.
Как правило, работа с педагогами строится субъективно,
рассматривается с позиции передачи педагогом некоторой новой суммы
педагогических знаний (о социальной ситуации развития, зоне ближайшего
развития, деятельностном подходе и т. д.). При этом почти не затрагиваются
вопросы
воздействия
педагогов
на
самих
себя.
Последствия
такого
положения привели
к преобладанию формального перехода на новый
стандарт,
«нежелание»
понимать
индивидуальность
воспитанников,
«нежелание»
принимать
изменения
детей
современности,
отсутствие
навыков
конструктивного
взаимодействия
с
детьми,
родителями,
несформированы навыки саморегуляции.
В связи с этим основным приоритетом в работе с педагогами
изменение и создание вариативных условий для полноценного раскрытия и
реализации потенциала их личности. Готовность педагогов дошкольного
учреждения к профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС
ДО представляет собой взаимосвязь трех компонентов:
- мотивационно-личностный: установка на педагогическую деятельность с
детьми
в
новой
идеологии,
переориентация
педагога
на
личностно-
развивающий и гуманистический характер взаимодействия;
-
содержательный
компонент:
освоение
педагогом
профессионально-
значимых
знаний,
соответствующих
требованиям
и
содержанию
профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО;
-
деятельностный
компонент:
овладение
педагогом
профессионально-
значимыми умениями, необходимыми для профессиональной деятельности в
условиях реализации ФГОС ДО.
Новый образовательный стандарт сегодня определяет состояние
педагогической
деятельности,
формирует
новый
социальный
заказ,
соответственно перестраиваются и требования к самой системе дошкольного
образования,
как
я
и
упоминала
выше.
Значительные
изменения
в
современном мире, как в социальной, так и экономической сферах, ставят
перед человеком задачу быстрой адаптации, принятия решений при
возникновении вопросов, при этом современный человек должен проявлять
гибкость и креативность, уметь существовать в состоянии неопределенности,
применять навыки эффективной коммуникации. Главная задача современной
образовательной системы (ФГОС) — подготовить воспитанника, который
будет обладать таким набором знаний, умений и навыков, которые позволят
ему уверенно чувствовать себя и быть самостоятельным. Дошкольное
образовательное учреждение, выступая в качестве первой образовательной
ступени, отвечает за подготовку воспитанника к обучению в школе, при этом
единые образовательные стандарты предоставляют равные возможности для
познания всем детям.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать о необходимости
организации методического сопровождения педагогов в каждом конкретном
дошкольном учреждении, с целью оказания своевременной педагогической
помощи и поддержки в организации педагогического процесса.