Автор: Лариса Михайловна Антипина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 25
Населённый пункт: Иркутская область, г.Усть - Илимск
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие личности ребенка с ОВЗ через ТИКО конструирование
Раздел: дошкольное образование
«Развитие личности ребенка с ОВЗ через ТИКО конструирование »
Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и
свободно
мыслящей
-
несомненно,
будет
возрастать
по
мере
совершенствования социально - экономических и культурных условий
жизни. Реализация такого направления в образовании и воспитании требует
обращения к общеразвивающим системам интегрированного типа. В такой
системе заметное место занимает ТИКО конструирование.
Модельно
-
конструктивная
деятельность
ТИКО способствует
формированию таких ценных качеств личности, как умение проявлять
самостоятельность, инициативу, трудолюбие, быть организованными и
ответственными
в
деятельности.
Кроме
того,
в
непосредственной
деятельности детей воспитываются волевые качества, умение доводить
начатую работу до конца, развиваются коммуникативные навыки, так как
деятельность направлена на достижение общей цели. При определенной
направленности совместной конструктивной деятельности имеются большие
возможности для воспитания начальных навыков работы в социуме.
Практическая значимость опыта помогает определить пути решения
всестороннего развития личности дошкольника связанной с недостаточным
уровнем развития речи, мышления, памяти и других психических процессов,
личностных качеств через модельно - конструктивную деятельность Тико
конструктора при применении личностно - ориентированного подхода к
ребенку.
Новизна заключается в использование развивающего конструктора
ТИКО как инструмента для обучения дошкольников конструированию,
развитию пространственного и логического мышления на играх-занятиях.
Конструктор ТИКО представляет собой набор ярких плоскостных фигур из
пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для
ребенка
становится
наглядным
процесс
перехода
из
плоскости
в
пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать
можно бесконечное множество игровых фигур, что вызывает безграничное
желание ребенка конструировать из ТИКО конструктора.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе:
- умение брать на себя роли, распределять обязанности и четко выполнять
правила поведения. С использованием конструктора дети самостоятельно
приобретают знания при решении практических задач или проблем,
требующих интеграции знаний из различных предметных областей. У детей
развиваются
волевые
качества
личности
и
навыки
партнерского
взаимодействия.
-
игры
с
плоскостным
конструктором
стимулируют
интерес
и
любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций,
умение исследовать проблему, анализировать, планировать и реализовывать
их. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают
ребенка возможности творить самому. А такой открывает ребенку новый
мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие
социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность,
ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества,
повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на
позитивный
лад,
снятия
эмоционального
и
мышечного
напряжения.
Конструирование нацелено не столько на обучение детей сложным способам
крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения
личности ребенка. В ходе образовательной деятельности дети становятся
строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и
воплощают в жизнь свои идеи.
Конструктор ТИКО может
использоваться в различных формах
организации детей:
− в индивидуальной работе с детьми (в том, числе коррекционной) ;
− в совместной деятельности воспитателя и детей (фронтальной или
подгрупповой/коллективной)
с
целью
закрепления
и
уточнения
представлений детей;
-как составная часть занятия;
-при организации коллективной деятельности детей, когда дети
объединяются в мини-группы для выполнения заданий;
−
при организации парной работы детей в виде совместного
выполнения одного задания или индивидуального выполнения разных
заданий с последующей взаимопроверкой;
−
при организации самостоятельной деятельности детей, путем
обогащения предметно-развивающей среды.
Внедрение технологии ТИКО-моделирование помогает создать условия
для
творческой
самореализации
детей,
обогатить
и
разнообразить
развивающую среду, создать игровой формат совместной деятельности
педагога и детей, увлечь детей активной творческой деятельностью, сделать
жизнь детей в детском саду интересной, полезной и разнообразной.
В результате использования технологии ТИКО – моделирования в
различных
видах
деятельности
повышается
самооценка
ребенка,
что
положительно влияет на мотивацию к деятельности, дети более успешно
ориентируются на плоскости и в пространстве, работают в группе и
коллективе, увлекаются самостоятельно техническим творчеством, полезно
обсудить с детьми результаты конструкторской деятельности, достигнутые в
процессе занятия и варианты применения ТИКО-конструкции в игре, в быту.
С конструктором «ТИКО» жизнь ребенка станет ярче, интереснее и
многообразнее.
Применение конструктора ТИКО
на занятиях и в играх является
средством не только умственного воспитания, но и формирования моральных
качеств личности ребенка. Обучение дошкольников сооружению построек:
домиков для птиц и животных воспитывает у детей определенную
направленность нравственных чувств (заботу о людях, птицах, животных).
Конструирование имеет большое значение для организации дружного
детского коллектива. Дети учатся совместно выполнять общую работу
(вместе готовят игрушки для макетов на разные темы, например «Наша
улица», вместе строят мост, дома и др.). В этом случае деятельность детей
направлена на достижение общей цели. Для этого требуется умение
договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности, в нужный
момент оказать помощь товарищам, мотивировать свои предложения.
Таким образом, ТИКО–конструирование влияет на развитие творческого
потенциала личности дошкольника. Использование ТИКО -конструирования
в детском саду позволяет поднять на более высокий уровень развитие
творческого
потенциала
личности
дошкольника,
а
это
–
одна
из
составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.