Автор: Анна Юрьевна Сергеева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Дубневский детский сад общеразвивающего вида
Населённый пункт: д.Дубнево г.о.Ступино Московская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Конспект занятия в средней группе по теме «Зимующие и перелетные птицы»
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ Дубневский детский сад общеразвивающего вида “Полянка”
г.о.Ступино
Конспект занятия в средней группе по теме
«Зимующие и перелетные птицы»
Составила: воспитатель
Сергеева А.Ю.
2019г.
Конспект занятия в средней группе по теме «Зимующие и
перелетные птицы»
Цель: Закрепить представление детей о характерных особенностях зимнего
периода времени. Уточнить и расширить представление о зимующих птицах,
их строении. Учить понимать детей образный смысл загадок, формировать
грамматический строй речи.
Задачи: Закрепить понятие «перелётные и зимующие птицы». Углубить
представление детей о причинах отлёта птиц. Знать их строение, внешние
признаки, их повадки и передвижение. Развивать чувство ответственности по
отношению к живой природе.
Оборудование:
Предметные
картинки
с
изображением зимующих
и
перелетных птиц.
Предварительная работа: Разучивание загадок,рассматривание картинок с
зимующими и перелетными птицами,
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и постарайтесь
правильно отгадать:
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на
санках прокатила. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям
подарила И на санках прокатила.
На
юг
уж
птицы
улетели,
Пришли
морозы
и
метели.
Стоят
деревья
в
серебре,
Мы лепим крепость во дворе.
Воспитатель: Когда это бывает? (зимой).
Сколько месяцев длится зима? (3 мес.).
Ребята,какие зимние месяцы вы знаете ? (декабрь,январь,февраль).
А какая погода бывает зимой? (холодная, снежная, морозная).
Как называются птицы, которые улетают в теплые края ? (зимующие птицы).
Птицы, которые остаются зимовать? (зимующие).
Чем они отличаются? (перелётные - улетают, зимующие остаются)
Воспитатель: Как вы думаете,почему птицы улетают в теплые края? (зимой
нет мух, комаров, мотыльков и бабочек, недостаточно корма для птиц, поэтому
насекомоядные птицы вынуждены улетать на теплый юг.)
Воспитатель:
Ребята,
а
как
живётся птицам,
которые
остаются
зимой? (холодно, голодно).
А чем мы можем помочь птицам зимой? (развесить кормушки и покормить).
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Улетают-остаются».
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч по очереди каждому
ребёнку, называя птичку. Ребёнок ловит мяч и отвечает улетает или остается
птичка. (Примеры птиц: воробей, ворона, лебедь, утка, тетерев, куропатка,
дрозд, голубь, попугай, грач, курица, иволга, пингвин (так как он вообще не
летает, это может внести в игру весёлое оживление).
Воспитатель: Чем птицы похожи?
(У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело
покрыто перьями.)
Воспитатель: Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?
(Они отличаются размером, окраской, по разному подают голос.)
Физминутка "Птички летают"
Птицы высоко летали(дети бегают),
Птицы крыльями махали
(дети машут руками),
А теперь они спустились
(приседают),
У них крылышки сложились(прячут руки за спину).(повторить 2 раза)
Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним пословицы о птицах.
Видно птицу по полету.
Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.
Журавль прилетел и тепло принес.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Большой птице большое гнездо нужно.
Молодой воробей учится чирикать у старого.
Загадки
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Красный клюв
И пестрый хвост –
Как красив поющий … (Дрозд)
В серой шубке перовой И в морозы он герой Скачет, на лету резвится,— Не
орел,
—
а
все
же
птица!
(Воробей)
Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
Хочет — прямо полетит, Хочет — в воздухе висит, Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).
Воспитатель: Хорошо птицам в тёплых странах, но почему же они
возвращаются назад.
- Чем занимаются птицы по возвращению на Родину? (строят гнёзда,
выводят птенцов, ищут корм, растят птенцов.)
- Из чего птицы вьют гнёзда? (из перьев, из прутиков, из пуха, из мха, из
соломы.)
Дидактическая игра: «Чего не хватает» Силуэт птицы без какой-нибудь
части тела.
(нет хвоста, глаз, крыльев и т. д. Дети называют)
Дидактическое упражнение «Чей голос?»
В разных местах комнаты размещаются изображения птиц. Воспроизводится
аудиозапись
голоса
одной
из
птиц,
а
дети
должны
найти
глазами
соответствующую картинку, а затем подойти к ней.
Дидактическая игра «Чего не хватает?»
Цель : воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;
Воспитатель выставляет картинки птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и
т. д.) /
Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.
Воспитатель: - Молодцы ребята вы хорошо отвечали и проявили большую
активность на занятии. Занятие окончено.