Напоминание

Вставные конструкции, урок русского языка в 8 классе


Автор: Сорокина Ирина Тимофеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: п. Майский, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Вставные конструкции, урок русского языка в 8 классе
Раздел: среднее образование





Назад




Сценарий урока «Вставные конструкции», 8 класс

I. Организацион-

ный этап

Слайд 1

Работа со слова-

рем

Слайд 2

Целеполагание

- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего

настроения и успеха.

1.

Словарная работа (слайд 4) ИНФОРМИРОВАТЬ – морфемный разбор

(у доски – ученик).

2.

Дополнительный вопрос: - Каким способом образовано это слово?

(суффиксальным)

Слайд 5: Повторение темы « Вводные слова»

3.

Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добыва-

ния» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и

действиям автора.

- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложениях должны стоять запятые?

1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3

Cлайд 6 (ключ).

- Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?

- Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?

- Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов

(следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще

сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить

слово из предложения.

- Итак, что мы будем делать на уроке? Сформулируйте цели занятия (

повторим, обобщим

сведения о вводных словах и предложениях и познакомимся со вставными

конструкциями и знаками препинания при них

).

- На столе у каждого лежит «Карта

мысли». Вам предстоит заполнить её в течение урока, выполняя практические

задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке.

Запишите число, классная работа, тему урока

II. Подготовитель-

ный этап.

Актуализация

знаний с помо-

щью приема «Ис-

ключи лишнее»

Слайд 3

- Начнем с задания «Исключи лишнее»

1.

Тестовое задание. Найти лишнее, объяснить. Пропущенные буквы подчёркнуты.

1) собиратель, зажигать, сочетание, внимание;

2) современник, связаны, естественно, пустынный;

3) по-французски, по_зимнему, по нашему, по_видимому;

4) окружённый, холщовый, плечом, горячо.

Проверим:

Решение пунктуа-

ционных задач

Слайд 7

Работа с учебни-

ком

Слайд 8

-

Физминутка

Этап комплексно-

го применения

1) сочетание - слово-исключение среди корней с чередованием;

1) связаны - -н- в суффиксе краткого причастия;

2) по-французски — остальные слова могут писаться и через дефис, и раздельно;

3) окружённый — -ё- в суффиксе глагольной части речи (причастие - особая форма

глагола).

Решим несколько пунктуационных задач:

Графический диктант (на интерактивной доске пустой слайд 7 – по цепочке.

Каждый ученик называет значение и структурный тип (сочетание слов — слово —

предложение) вводных слов:

1) По мнению автора, «человечество-это своеобразная болезнь планеты».

2)Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению свое-

му, может быть, попал бы в статские советники.

3)С этого холма, действительно, открывался самый лучший вид.

4)

Она умная, красивая и, наконец, она очень добра ко мне.

- Какую информацию нам дают эти предложения?

- Что в них общего и чем отличаются?

Учитель: Привычка ссылаться на источник высказывания – это элементарная

этическая норма. Вводные слова, как сказал А.Кушнер, хотя и «замедляют речь»,

«мешают суть сберечь», важны, потому что делают речь логичной, выразительной.

Неуместное же использование вводных слов ведёт к её засорению. Такую речь

трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре чело-

века. Слова – сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего

сказать.

Знакомство с теоретическими сведениями. § 30

-Как отличить вводные слова или словосочетания от вставных

конструкции?(ответы)

Для их разграничения существует функциональный критерий: вводные

слова и предложения служат для выражения отношения говорящего (автора тек-

ста) к тому, что сообщается, при этом они могут указывать на достоверность сооб-

щения, предположительность, повторяемость действий, источник информации,

выражать эмоциональную оценку, отношение к способу оформления мыслей и др.

Вставные же конструкции используются для передачи дополнительных замечаний,

попутных комментариев, пояснений и уточнений, адресованных собеседнику (чи-

тателю).

Ср.: К счастью или к несчастью, в нашей жизни не бывает ничего, что

не кончалось бы рано или поздно.

Однажды, войдя в квартиру — у меня был от нее собственный ключ, —

я услышал, что Елена Николаевна поет.

Учитель: Составьте схемы этих предложений. У доски работает…

Учитель: Мы познакомились с теоретическим материалом, данным в

учебнике.

В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вставных

знаний и способов

действий.

Слайды- 9 -11

Прием «Ярмарка

заданий»

Ш. Работа с тек-

стом. Пунктуаци-

онный и орфогра-

фический повтор.

Работа в группах

конструкциях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при

выделении вставных конструкций?

- Сравните предложения и сделайте вывод. (слайд 9):

Выразительное чтение, определение вставных конструкций, письменно:

Затруднение, которое Демосфен сам себе устроил, - камешки во

рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо.

Постепенно голос Демосфена окреп, у него выработалась пра-

вильная дикция (т.е. отчетливое произношение), и это помогло ему стать

одним из самых замечательных ораторов Древней Греции.

- Все ли понятно в правиле выделения вставных конструкций с помощью

тире и скобок?

- Кто нашел более точную формулировку этого правила? Когда именно ста-

вится тире, а когда скобка?

Ответы уч-ся:

Cкобки. Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препина-

ния: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его.

Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения.

Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, кото-

рое является многофункциональным знаком.

Выделите вставную конструкцию и выберите при её оформлении на письме

знак препинания — тире или скобки.

Слайд 10 (без скобок)

Слайд 11 – проверка

Если я заболею,

к врачам обращаться не стану.

Обращаюсь к друзьям

(не сочтите, что это в бреду):

постелите мне степь,

занавесьте мне окна туманом,

в изголовье поставьте

ночную звезду.

(Я. Смеляков)

1.

Ребята, сегодня мы будем работать с текстами. Какие задания вы можете

предложить для их анализа? Самые интересные мы выполним на уроке. (Уча-

щиеся могут предложить пересказать текст, озаглавить его, определить основ-

ную мысль, выписать вводные слова или словосочетания и т.п.) Сузим рамки

задания, предложив, чтобы задание было связано с изучаемой темой «Вставные

конструкции». Обязательно выполняется 2-3 задания, выбранных учениками.

2. Работа с текстами по вариантам

I вариант

В доме у нас царила аккуратность, отчего у меня выработалась стойкая не-

приязнь ко всякому «живописному беспорядку», «рабочему беспорядку» на пись-

менном столе; я не верю, что за этим всегда стоит творчество и богатство мыслей.

К книгам это имело самое прямое отношение: они не пачкались, не мялись, не

или в парах

Мини-исследова-

ние

IV. Творческое за-

дание.

Прием «Откры-

тый финал»

Заполнение «Кар-

ты мысли»

V. Этап инфор-

мирования о до-

загибались, не клались куда попало. Это был культ книги (причем не обязательно

старой и редкой, об этом — далее). Поэтому книгу и не давали кому угодно. Это

была семейная библиотека (сейчас охотно популяризируют опыт семейных биб-

лиотек, превращаемых в районные, поселковые, словом, — публичные, тут, конеч-

но, возможны разные мнения). На меня, на отца производили тягостное впечатле-

ние случаи потребительского, небрежного отношения к книгам.

О. Трубачев. Книга в моей жизни

1.Найдите вводные и вставные конструкции. Какова их смысловая роль в тексте?

2.Как они изменяют строение предложения?

3.Напишите сочинение-миниатюру о своем отношении к книгам, употребляя ввод-

ные слова, словом, конечно, и др.

II вариант

Люди всегда хотели больше знать. И не только больше, а лучше:

знать и не ошибаться. Знание — это наука. А размышление о надежности

знания — это уже философия.

У начала европейской философии стоят три древних грека: Сократ,

ученик Сократа Платон и ученик Платона Аристотель. Конечно, у них были

предшественники. Но вопрос «как правильно знать?» (и, соответственно,

«как правильно вести себя» в соответствии с этим знанием) сделали глав-

ным именно они. О Сократе мы сейчас говорить не будем. Это он первый

сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю», — и стал искать знания в беседах со

всеми встречными и поперечными (которые, конечно, считали, что они все

знают), на каждый ответ задавая переспрос, пока у собеседников не начина-

ла кружиться голова и не появлялось очень неприятное чувство, что они

тоже ничего не знают. В конце концов, Сократа привлекли к суду и пригово-

рили к смертной казни, чтобы не беспокоил народ расспросами. Казнь он

принял как герой — нет, больше, чем герой: как добродушный мученик. Ни

одного сочинения он не оставил, но беседы его запоминались людям на всю

жизнь.

Круг чтения

1.

Найдите в тексте вводные и вставные конструкции, выпишите их.

2.

Спишите весь текст, опуская выписанные конструкции.

3.

Сравните оба текста. Сделайте вывод о роли вводных и вставных

конструкций в предложении и в тексте.

4.

Напишите сочинение – миниатюру на тему «Зачем нужны в речи

предложения с вводными словами и вставными конструкциями»

Чтение и обсуждение сочинений-миниатюр

Домашнее задание:

§ 31; упр. 231, 235 устно, из упр. 238 выписать предло-

машнем задании

Слайд 12

VI. Этап подведе-

ния итогов урока

VII. Этап рефлек-

сии

Слайд 13

жения с вводными словами (1-й абзац — предложения 1, 2, 5, 6, 7; 2-й абзац

- 1, 3; 3-й абзац - 1; 4-й абзац- 1; 5-й абзац- 1, 3; 6-й абзац- 1,2) или анализ

предложенного текста

- Что же мы сегодня на уроке нового узнали? Что вам запомнилось?

- Выразите свое отношение к тому, чем занимались сегодня на уроке, продолжив

предложения:

Сегодня мне было интересно узнать….

Я никогда раньше не задумывался над тем….

На следующих уроках мне пригодится….

На уроке у меня возникла проблема….

- Как вы оцените свою работу?

Думаю, что за работу на уроке можно поставить следующие отметки……………

Спасибо, до свидания. Счастливых школьных дней!!!

Список использованной литературы:

1.Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Учеб.: в 3-х ч. – М.: Просвещение,

2001. – Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. – 271с. Там же, С.166

2.Кротевич Е.В. О связях вводных слов в словосочетании и предложении // Русский язык в школе.

– 1958. №6 С.16-25

3.Прияткина А.Ф. Синтаксис осложненного предложения. М., 2006 С.8

4.Русская грамматика: в 2-х т.- М.: Наука. 2001.-Т.2 С.229-231

5.Студнева А.И. О связи вводных предложений с основным составом высказывания // Учен. зап.

Рязанского гос. пед. института. – 1968.- Т.51 – С.309

6.Студнева А.И. Из наблюдений над функционально – семантическими отношениями вводных и

вставных предложений // Учен. зап. М.ОП.И.- 1967. Т. 197. С.259-268



В раздел образования