Автор: Сорокина Ирина Тимофеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: п. Майский, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Вставные конструкции, урок русского языка в 8 классе
Раздел: среднее образование
Сценарий урока «Вставные конструкции», 8 класс
I. Организацион-
ный этап
Слайд 1
Работа со слова-
рем
Слайд 2
Целеполагание
- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего
настроения и успеха.
1.
Словарная работа (слайд 4) ИНФОРМИРОВАТЬ – морфемный разбор
(у доски – ученик).
2.
Дополнительный вопрос: - Каким способом образовано это слово?
(суффиксальным)
Слайд 5: Повторение темы « Вводные слова»
3.
Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добыва-
ния» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и
действиям автора.
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые?
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3
Cлайд 6 (ключ).
- Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?
- Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?
- Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов
(следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще
сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить
слово из предложения.
- Итак, что мы будем делать на уроке? Сформулируйте цели занятия (
повторим, обобщим
сведения о вводных словах и предложениях и познакомимся со вставными
конструкциями и знаками препинания при них
).
- На столе у каждого лежит «Карта
мысли». Вам предстоит заполнить её в течение урока, выполняя практические
задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке.
Запишите число, классная работа, тему урока
II. Подготовитель-
ный этап.
Актуализация
знаний с помо-
щью приема «Ис-
ключи лишнее»
Слайд 3
- Начнем с задания «Исключи лишнее»
1.
Тестовое задание. Найти лишнее, объяснить. Пропущенные буквы подчёркнуты.
1) собиратель, зажигать, сочетание, внимание;
2) современник, связаны, естественно, пустынный;
3) по-французски, по_зимнему, по нашему, по_видимому;
4) окружённый, холщовый, плечом, горячо.
Проверим:
Решение пунктуа-
ционных задач
Слайд 7
Работа с учебни-
ком
Слайд 8
-
Физминутка
Этап комплексно-
го применения
1) сочетание - слово-исключение среди корней с чередованием;
1) связаны - -н- в суффиксе краткого причастия;
2) по-французски — остальные слова могут писаться и через дефис, и раздельно;
3) окружённый — -ё- в суффиксе глагольной части речи (причастие - особая форма
глагола).
Решим несколько пунктуационных задач:
Графический диктант (на интерактивной доске пустой слайд 7 – по цепочке.
Каждый ученик называет значение и структурный тип (сочетание слов — слово —
предложение) вводных слов:
1) По мнению автора, «человечество-это своеобразная болезнь планеты».
2)Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению свое-
му, может быть, попал бы в статские советники.
3)С этого холма, действительно, открывался самый лучший вид.
4)
Она умная, красивая и, наконец, она очень добра ко мне.
- Какую информацию нам дают эти предложения?
- Что в них общего и чем отличаются?
Учитель: Привычка ссылаться на источник высказывания – это элементарная
этическая норма. Вводные слова, как сказал А.Кушнер, хотя и «замедляют речь»,
«мешают суть сберечь», важны, потому что делают речь логичной, выразительной.
Неуместное же использование вводных слов ведёт к её засорению. Такую речь
трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре чело-
века. Слова – сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего
сказать.
Знакомство с теоретическими сведениями. § 30
-Как отличить вводные слова или словосочетания от вставных
конструкции?(ответы)
Для их разграничения существует функциональный критерий: вводные
слова и предложения служат для выражения отношения говорящего (автора тек-
ста) к тому, что сообщается, при этом они могут указывать на достоверность сооб-
щения, предположительность, повторяемость действий, источник информации,
выражать эмоциональную оценку, отношение к способу оформления мыслей и др.
Вставные же конструкции используются для передачи дополнительных замечаний,
попутных комментариев, пояснений и уточнений, адресованных собеседнику (чи-
тателю).
Ср.: К счастью или к несчастью, в нашей жизни не бывает ничего, что
не кончалось бы рано или поздно.
Однажды, войдя в квартиру — у меня был от нее собственный ключ, —
я услышал, что Елена Николаевна поет.
Учитель: Составьте схемы этих предложений. У доски работает…
Учитель: Мы познакомились с теоретическим материалом, данным в
учебнике.
В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вставных
знаний и способов
действий.
Слайды- 9 -11
Прием «Ярмарка
заданий»
Ш. Работа с тек-
стом. Пунктуаци-
онный и орфогра-
фический повтор.
Работа в группах
конструкциях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при
выделении вставных конструкций?
- Сравните предложения и сделайте вывод. (слайд 9):
Выразительное чтение, определение вставных конструкций, письменно:
•
Затруднение, которое Демосфен сам себе устроил, - камешки во
рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо.
•
Постепенно голос Демосфена окреп, у него выработалась пра-
вильная дикция (т.е. отчетливое произношение), и это помогло ему стать
одним из самых замечательных ораторов Древней Греции.
•
- Все ли понятно в правиле выделения вставных конструкций с помощью
тире и скобок?
- Кто нашел более точную формулировку этого правила? Когда именно ста-
вится тире, а когда скобка?
Ответы уч-ся:
Cкобки. Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препина-
ния: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его.
Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения.
Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, кото-
рое является многофункциональным знаком.
Выделите вставную конструкцию и выберите при её оформлении на письме
знак препинания — тире или скобки.
Слайд 10 (без скобок)
Слайд 11 – проверка
Если я заболею,
к врачам обращаться не стану.
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.
(Я. Смеляков)
1.
Ребята, сегодня мы будем работать с текстами. Какие задания вы можете
предложить для их анализа? Самые интересные мы выполним на уроке. (Уча-
щиеся могут предложить пересказать текст, озаглавить его, определить основ-
ную мысль, выписать вводные слова или словосочетания и т.п.) Сузим рамки
задания, предложив, чтобы задание было связано с изучаемой темой «Вставные
конструкции». Обязательно выполняется 2-3 задания, выбранных учениками.
2. Работа с текстами по вариантам
I вариант
В доме у нас царила аккуратность, отчего у меня выработалась стойкая не-
приязнь ко всякому «живописному беспорядку», «рабочему беспорядку» на пись-
менном столе; я не верю, что за этим всегда стоит творчество и богатство мыслей.
К книгам это имело самое прямое отношение: они не пачкались, не мялись, не
или в парах
Мини-исследова-
ние
IV. Творческое за-
дание.
Прием «Откры-
тый финал»
Заполнение «Кар-
ты мысли»
V. Этап инфор-
мирования о до-
загибались, не клались куда попало. Это был культ книги (причем не обязательно
старой и редкой, об этом — далее). Поэтому книгу и не давали кому угодно. Это
была семейная библиотека (сейчас охотно популяризируют опыт семейных биб-
лиотек, превращаемых в районные, поселковые, словом, — публичные, тут, конеч-
но, возможны разные мнения). На меня, на отца производили тягостное впечатле-
ние случаи потребительского, небрежного отношения к книгам.
О. Трубачев. Книга в моей жизни
1.Найдите вводные и вставные конструкции. Какова их смысловая роль в тексте?
2.Как они изменяют строение предложения?
3.Напишите сочинение-миниатюру о своем отношении к книгам, употребляя ввод-
ные слова, словом, конечно, и др.
II вариант
Люди всегда хотели больше знать. И не только больше, а лучше:
знать и не ошибаться. Знание — это наука. А размышление о надежности
знания — это уже философия.
У начала европейской философии стоят три древних грека: Сократ,
ученик Сократа Платон и ученик Платона Аристотель. Конечно, у них были
предшественники. Но вопрос «как правильно знать?» (и, соответственно,
«как правильно вести себя» в соответствии с этим знанием) сделали глав-
ным именно они. О Сократе мы сейчас говорить не будем. Это он первый
сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю», — и стал искать знания в беседах со
всеми встречными и поперечными (которые, конечно, считали, что они все
знают), на каждый ответ задавая переспрос, пока у собеседников не начина-
ла кружиться голова и не появлялось очень неприятное чувство, что они
тоже ничего не знают. В конце концов, Сократа привлекли к суду и пригово-
рили к смертной казни, чтобы не беспокоил народ расспросами. Казнь он
принял как герой — нет, больше, чем герой: как добродушный мученик. Ни
одного сочинения он не оставил, но беседы его запоминались людям на всю
жизнь.
Круг чтения
1.
Найдите в тексте вводные и вставные конструкции, выпишите их.
2.
Спишите весь текст, опуская выписанные конструкции.
3.
Сравните оба текста. Сделайте вывод о роли вводных и вставных
конструкций в предложении и в тексте.
4.
Напишите сочинение – миниатюру на тему «Зачем нужны в речи
предложения с вводными словами и вставными конструкциями»
Чтение и обсуждение сочинений-миниатюр
Домашнее задание:
§ 31; упр. 231, 235 устно, из упр. 238 выписать предло-
машнем задании
Слайд 12
VI. Этап подведе-
ния итогов урока
VII. Этап рефлек-
сии
Слайд 13
жения с вводными словами (1-й абзац — предложения 1, 2, 5, 6, 7; 2-й абзац
- 1, 3; 3-й абзац - 1; 4-й абзац- 1; 5-й абзац- 1, 3; 6-й абзац- 1,2) или анализ
предложенного текста
- Что же мы сегодня на уроке нового узнали? Что вам запомнилось?
- Выразите свое отношение к тому, чем занимались сегодня на уроке, продолжив
предложения:
Сегодня мне было интересно узнать….
Я никогда раньше не задумывался над тем….
На следующих уроках мне пригодится….
На уроке у меня возникла проблема….
- Как вы оцените свою работу?
Думаю, что за работу на уроке можно поставить следующие отметки……………
Спасибо, до свидания. Счастливых школьных дней!!!
Список использованной литературы:
1.Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Учеб.: в 3-х ч. – М.: Просвещение,
2001. – Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. – 271с. Там же, С.166
2.Кротевич Е.В. О связях вводных слов в словосочетании и предложении // Русский язык в школе.
– 1958. №6 С.16-25
3.Прияткина А.Ф. Синтаксис осложненного предложения. М., 2006 С.8
4.Русская грамматика: в 2-х т.- М.: Наука. 2001.-Т.2 С.229-231
5.Студнева А.И. О связи вводных предложений с основным составом высказывания // Учен. зап.
Рязанского гос. пед. института. – 1968.- Т.51 – С.309
6.Студнева А.И. Из наблюдений над функционально – семантическими отношениями вводных и
вставных предложений // Учен. зап. М.ОП.И.- 1967. Т. 197. С.259-268