Проект "Живи родник" как эффективный способ организации социально - значимой деятельности в начальной школе.
Автор: Ведерникова Наталия Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Покровская СОШ" Населённый пункт: с. Покровское, Каменский р-н, Свердловская обл. Наименование материала: статья Тема: Проект "Живи родник" как эффективный способ организации социально - значимой деятельности в начальной школе. Раздел: начальное образование
Проект «Живи родник» как эффективный способ организации социально
значимой деятельности в начальной школе.
“Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как
прекрасна была бы земля наша!”
/ А.П.Чехов/
Основная миссия российской школы сегодня: обучение и воспитание мыслящих
людей, имеющих систему нравственных убеждений и волю, готовых и способных
активно
участвовать
в
развитии
России,
защите
её
национальных
интересов,
становлении гражданского самосознания, преодолении социальной пассивности и
апатии.
Главная цель гражданского воспитания - это воспитание в человеке нравственных
идеалов общества, чувства любви к Родине, формирование цивилизованного
человека, способного обрести гражданскую позицию.
Новые социальные требования, выдвинутые государством к системе образования,
в
условиях
реализации
ФГОС
второго
поколения,
призваны
обеспечить
воспитание нравственных, инициативных, коммуникабельных, предприимчивых,
ответственных, социально активных граждан. Поэтому выбранная тема проекта
представляется нам актуальной.
Социально-значимая проектная деятельность является одним из наиболее важных
и эффективных способов в воспитании чувства гражданственности у ребенка. В
настоящее время большое внимание придается благоустройству родников, городов
и сел, территорий, прилегающих к образовательным учреждениям. Ребят
необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить
красоту. Необходимо научить ребят видеть красоту родного края, ценить и беречь
её. Что может быть наиболее дорого, чем то, что человек создал своим трудом?
Поэтому нужно выбирать такие формы деятельности коллектива учащихся,
результат которых является наглядным и значимым.
В нашей Покровской школе с 2015 года реализуется Программа развития
«Школа РОСТа: Результативность. Открытость. Сотрудничество. Творчество», в
концепции
которой рост качества образования достигается
через создание
личностного
роста
каждого.
Это
возможно
при
создании
зоны
ближайшего
развития на основе проектной технологии. Развитие в этом случае понимается как
личный проект, приводящий к новому результату образования. Воспитательная
и внеурочная
деятельность в начальной школе направлена на
социализацию
ребёнка.
Приоритет
воспитания
в
начальной
школе
-
воспитание
психологической
и практической
готовности
школьников
к
труду
как
умственному, так и общественно полезному.
В нашем понимании это не только
труд по самообслуживанию в школе и дома, но и посильная волонтерская работа
на территории села.
На основании письма Администрации Южного управленческого округа
№ 36-
01-80/956
от
03.06.2015 года
«О предоставлении информации реализации
областной
программы
«Родники»,
во
исполнение
протокола
заседания
Координационного
совета
по
реализации
областной
государственной
целевой
программы
«Родники»
и
муниципальной
программы
на
территории
Администрации
Каменского городского округа
в МАОУ «Покровская СОШ»,
составлен проект «Живи родник».
Участники проекта: учащиеся 2 а класса
Руководитель
проекта:
Ведерникова
Наталия
Николаевна,1
к.к.-
учитель
начальных классов
Проблема проекта:
Существует угроза исчезновения родников, так как велика их загрязнённость и
запущенность. Решить проблему сохранения родников можно через совместные
активные
природоохранные
мероприятия
учащихся
школ,
родителей,
органов
власти.
Участие каждого человека в сохранении природных водных источников поможет
решить экологические проблемы не только села Покровского и района, но и
России в целом.
Цель проекта:
Формирование экологической культуры у школьников. Привлечение
внимания
жителей
к
проблеме
сохранения
родников,
находящихся
на
территории
села
Покровского.
Задачи проекта:
1.Решить проблемы сохранения родников родного края.
2.Пропагандировать природоохранную деятельность.
3.Составить паспорт родника.
4.Рассчитать стоимость обустройства родника.
5. Найти спонсоров.
6.Определить,
как
мы,
уч ащие ся
М АОУ
« П о к р о в с к а я
с р е д н я я
общеобразовательная школа», сможем участвовать в реализации проекта.
Продукт проекта:
Паспорт родника
Смета благоустройства родника.
Благоустройство территории родника: навес, скамейки и столик.
Механизм и этапы реализации проекта
Проект
рассчитан
на
один
год
и
представляет
собой
сочетание
элементов
исследовательской работы и социального проекта. Исполнители - обучающиеся 2
а класса, МАОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»
Сроки
проведения
–
июнь
2015
-
май
2016
г.
Работа
носит
сезонный
характер, поэтому в ней выделены несколько временных этапов:
1. Лето
2015
года
–
формирование
проектной
группы,
постановка
проблемы, изучение общественного мнения, сбор реферативного материала.
2. Лето 2015 года – первичный мониторинг, отбор проб воды родника.
3. Осень
2015
года
–
очистка
территории
родника,
проведение
исследований проб воды, отобранных в роднике.
4.
Зима
2015-2016
года
–
расширение
источниковой
базы,
поиск
спонсоров, оформление паспорта родника.
5. Весна 2016 года – благоустройство родника.
Наше участие в проекте:
- расчистить территорию вокруг родника от мелкой поросли;
- выровнять площадку вокруг родника и засыпать песком;
- обустроить пешеходную дорожку к роднику;
- посадить молодые деревья на склоне оврага;
- оказывать посильную помощь строителям при строительстве сооружений;
- следить за чистотой территории около родника.
Детально
изучив
проблему,
пройдя
ряд
практических
шагов
по
внедрению
социального проектирования в жизнь школьников мы пришли к выводу, что
процесс
социально-педагогического
сопровождения
социально
значимой
деятельности будет эффективным если:
-
удовлетворяются
потребности
школьников
в
общении,
творчестве
и
самореализации;
- каждому школьнику обеспечивается позиция активного участника;
- привлекаются родители;
-
в
процессе
организации
социально
значимой
деятельности
школьников
используются социокультурные возможности села.
Практика реализации социальных проектов — это настоящая жизненная школа,
уроки которой помогут нам, как в обычной жизни, так и в самых неожиданных
обстоятельствах.
Из высказываний учащихся: «…Нам интересно заниматься родниками, мы
многое узнаём, общаемся с жителями, чистим территорию - показываем пример
другим учащимся…»
Высказывания родителей: «… Мы даже не знали, где находятся родники…
Детям очень нравится, они с удовольствием рассказывают о своих достижениях…
Мы поддерживаем своих детей и то, чем они занимаются очень важно для всех
жителей нашего села. Мы во всём помогаем и будем помогать нашим детям…»
Высказывания местных жителей: « Мы рады, что хоть кто-то заинтересовался
проблемой благоустройства родников нашего села, а мы рады помочь».
Работая над социальным проектом, решая социальные проблемы конкретного
сообщества, принимая на себя ответственность за будущее своего родного села
или города, мы тем самым становимся Личностью, Гражданином, Жителем
планеты Земля.
А.С. Прутченков