Автор: Чистякова Ирина Владимировна Должность: учитель Учебное заведение: МАОУ СОШ Населённый пункт: город Новый Уренгой,Ямало-Ненецкий автономный округ Наименование материала: методическая разработка Тема: Мастерская по рассказу В. Набокова "Рождество" Раздел: полное образование
Мастерская по рассказу Набокова «Рождество». 11 класс.
Цель
:
вызвать интерес учащихся к творчеству В. Набокова,
попытаться раскрыть особенности творческого метода писателя,
определить главную мысль произведения через ассоциации,
раскрыть замысел писателя,
обучение написанию рецензии по рассказу «Рождество»,
повышение читательской квалификации учащихся.
Методические приемы
: метод проблемного и ассоциативного мышления.
Урок построен на технологии мастерских.
Оборудование . Распечатка каждому ученику 4 главы рассказа.
Ход урока
.
Н а доске запись – образец.
Название произведения не произносится. На доске не записывается. Ситуация интриги.
Работа в тетрадях. Запись будет производится в 5 столбиков.
1 этап
.
Работа 1 главой. Учитель читает вслух 1 главу.
Задание. а) Во время чтения выписывать в 1 столбик смыслообразующие (ключевые)
слова или словосочетания. б) из выписанных подчеркните самые важные, (ограничьтесь
до 3) Зачитать вслух. (Желательно, Чтение чтобы прочитали все).
2 этап .Чтение учителем 2 главы.
Задание. Во 2 столбик выпишите слова и словосочетания, которые формируют
эмоциональное настроение главы, её тональность. Подчеркнуть 3 самых важных,
контрастных слова, несущих настроение. (зачитать вслух)
3 этап . Задание. Как может называться рассказ? Надписать над 3 столбиком
предположительное название рассказа.
4 этап . Работа с 3 главой. Чтение учителем 3 главы.
Задание. Выписать в 3 столбик ключевые слова из 3 главы, подтверждающие ваше
предполагаемое название
5 этап . – С чем для вас связано слово Рождество ? Запишите в 4 столбик слова –
ассоциации по звучанию к «рождеству» по образцу слова «холод», записанного на
доске. (Звуковой портрет слова)
6 этап . Задание. Самостоятельно прочитать 4 главу. В 5 столбик записать из этой главы
слова, проясняющие название автора «РОЖДЕСТВО». Подчеркните самые основные.
7 этап . Задание. Опираясь на подчеркнутые слова во всех столбиках, на их основе
составьте связный текст ( 4-5 предложений), раскрывающий основную мысль
произведения Набокова. ( Возможна работа в группах ). Начните писать, пропустив
строчку.
8 этап . Давайте прочитаем, какие сочинения-миниатюры у вас получились, и озаглавим
общим названием « Приглашение к Рождеству ».
Подведение итогов . – У нас получилось, что сочинения разделились на 2 точки зрения в
зависимости от вашего восприятия. Первая точка зрения: жизнь умерла. Всё покрыто
саваном. Вторая- смерть и рождение живут рядом. Жить надо, чтобы жива была память.
Жизнь продолжается.
Но рассказ заканчивается оптимистически словом «счастье». И поэтому рассказ переходит
в философскую притчу о вечной жизни. Попробуйте дописать свой текст, который будет
иметь оптимистический пафос.
Рефлексия.
Работа показалась трудной? Где было трудно?
Где был подъем?
Каков результат работы?
Результат : у нас получился оригинальный текст, мы вышли на понимание мировоззрения
писателя. Мы продолжили развивать такие качества читателя, как воображение, память,
словарный запас, художественное чувство. Вы испытали процесс самопознания,
погружались в собственный мир , ассоциаций.