Напоминание

Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с нарушениями слуха с использованием элементов творческой деятельности


Автор: Латышева Мария Николаевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО МПГУ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с нарушениями слуха с использованием элементов творческой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с

нарушения слуха с использованием элементов творческой деятельности

Латышева М.Н.

Нарушение слухового анализатора ведёт к всесторонним проблемам в

развитии ребёнка: замедляются важнейшие процессы жизнедеятельности,

происходят

нарушения

в

психическом,

речевом,

физическом

и

познавательном развитии дошкольника. Всё это влечёт за собой трудности

ребёнка в полноценном общении и познании окружающего мира, овладению

жизненно необходимыми умениями и навыками.

Слуховое восприятия начинает развиваться и иметь огромную роль уже

в раннем возрасте. С помощью слухового восприятия ребёнок может

обогащать свои знания об окружающей его среде, у него формируется

понимание обращенной к нему и окружающей его устной речи. Ребёнок с

нарушениями слухового восприятия не способен полноценно овладеть

коммуникативной

функцией

речи,

а

значит

социализироваться,

без

коррекционно-педагогической помощи.

Периодом наиболее интенсивного развития слухового восприятия

является ранний и дошкольный возраст. Работа по его развитию обогащает

представления

детей

об

окружающей

действительности,

способствует

формированию речи. Данной проблемой занимались такие известные

отечественные ученые как Е.П. Кузьмичева, Э.И. Леонгард, Л.П.Назарова,

Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко, а из зарубежных-Петер Губерина, Младен

Ловрич, Армин Лёве и др.

Актуальность исследования обусловлена тем, что снижение слуха

оказывает отрицательное влияние на формирование речи, произношение и

общее развитие детей изучаемой категории. Недоразвитие слухового

восприятия ведёт за собой отрицательное влияние на развитие речи,

мышление и общее развитие детей.

Развитие детских творческих способностей является одним из самых

важных

вопросов

современной

педагогики

и

определяет

в

системе

образования существенную задачу — воспитание в детях творческой

интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в

познании.

Развитие

слухового

восприятия

с

элементами

творческой

деятельности делает процесс обучения наиболее эффективным и помогает

ребенку качественнее и интереснее развиваться не только с точки зрения

слухового восприятия, но и общего развития ребенка.

Объект исследования - особенности развития слухового восприятия у

детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Предмет

исследования

-

педагогические

условия

и

средства,

обеспечивающие

развитие

слухового

восприятия

у

детей

старшего

дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Гипотеза исследования

у детей с нарушениями слуха имеются

особенности

развития

слухового

восприятия,

что

влияет

на

коммуникативные, мыслительные способности и общее развитие ребенка, а

специально разработанный комплекс заданий с использованием элементов

творческой

деятельности,

может

способствовать

более

эффективному

развитию этого восприятия.

Цель исследования - изучение и развитие слухового восприятия у

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

нарушениями

слуха

с

использованием элементов творческой деятельности.

Задачи исследования:

1.

Изучение теоретической и методической литературы по проблеме

развития слухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха.

2.

Подбор диагностических методик, направленных на изучение уровня

сформированности

слухового

восприятия

у

дошкольников

с

нарушениями слуха

3.

Разработка и апробирование комплекса заданий с использованием

элементов творческой деятельности у детей старшего дошкольного

возраста с нарушениями слуха.

4.

Выявление эффективность разработанного

комплекса заданий с

использованием

элементов

творческой

деятельности

в

развитии

слухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха.

5.

Анализ результатов экспериментального обучения.

Методы исследования:

Теоретический (анализ специальной литературы, обобщение

различных подходов к проблеме, изучение и обобщение педагогического

опыта).

Эмпирический (наблюдение за детьми во время занятий и

режимных моментов).

Экспериментальный

(констатирующий,

формирующий

и

контрольный эксперименты).

Статистический

(количественный

и

качественный

анализы

результатов, подсчет и перевод данных в процентные соотношения).

Научная новизна - на основе теоретического анализа и обобщения

психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта и

экспериментального

исследования,

разработан

и

научно

обоснован

специальный комплекс заданий по развитию слухового восприятия с

использованием

элементов

творческой

деятельности

у

старших

дошкольников с нарушениями слуха.

Практическая

значимости

-

предложенный

нами специальный

комплекс по развитию слухового восприятия с использованием элементов

творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста с

нарушениями слуха может быть использован не только в практической

деятельности специалистов психолого-педагогического профиля, которые

занимаются в системе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, но

также и родителями детей с нарушениями слуха.

Мы провели констатирующий эксперимент, целью которого было

выявление уровня развития динамического, пространственного, временного,

тембрового и ритмического компонентов слухового восприятия изучаемой

категории детей.

Экспериментом было охвачено 20 детей. В экспериментальную группу

вошли 10 воспитанников с нарушениями слуха, протезированные слуховыми

аппаратами и без них в возрасте 5-6 лет.

У 2 дошкольников отмечается задержка психического развития,

интеллектуальное развитие остальных воспитанников в пределах возрастной

нормы.

В сравнительную группу составили 10 дошкольников того же возраста

с нарушениями слуха, но протезированные кохлеарными имплантами.

У двух человек их этой группы наблюдалась задержка психического

развития.

Результаты изучения слухового восприятия следующие:

Дети экспериментальной группы испытывают трудности в локализации

неречевых и речевых звучаний в пространстве, отмечается неспособность

различать и воспроизводить длительность звуков, с некоторым затруднением

могут

улавливать

изменения

качества

голоса,

определять

его

принадлежность, наблюдались сложности в определении силы звучания

голоса, значительные трудности возникали в определении количества

звучаний, проблемы в воспроизведении акцентов в слоговых рядах и

постановке ударения.

В процессе сопоставления результатов исследования неречевого и

речевого слуха выяснилось, что при выполнении заданий на изучения

неречевого слуха

дети обеих групп испытывали большие трудности

восприятия

пространственных,

временных,

тембровых

и

ритмических

компонентов,

а в процессе восприятия речи наиболее выраженные

затруднения

наблюдались

при

дифференциации

динамических

и

ритмических характеристик звуков.

Однако, испытуемые сравнительной группы имеют более высокие

результаты.

Количественная и качественная оценка полученных данных позволила

разделить детей в обеих группах по уровню сформированности слухового

восприятия на высокий, средний и низкий.

Группу с высоким уровнем в основном составили дошкольники с

кохлеарными имплантами, большинство неимплантированных детей имеют

средний уровень. А в группу с низким уровнем вошло определенное

количество детей изучаемой категории обеих групп.

Констатирующий эксперимент позволил нам выявить все особенности

развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха с кохлеарными

имплантами и детей, чей слух компенсирован слуховыми аппаратами.

Полученные нами данные говорят о том, что необходимо включать в

коррекционную работу задания, игры и упражнения на развитие слухового

восприятия с ранних этапов работы с детьми, чей слух не компенсирован

кохлеарными имплантами. Таким образом, показатели слухового восприятия

детей без кохлеарных аппаратов смогут приблизиться к показателям

развития слухового восприятия детей с кохлеарными аппаратами.

Список использованных источников.

Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия

у глухих дошкольников. - М.: Просвещение, 1971.

Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение

дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений. – М.: ВЛАДОС, 2010.

Шматко Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с

нарушенным слухом // Воспитание и обучение детей с нарушениями

развития. - 2009. - № 6. - С. 16-25.

Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с

нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 2001. - 155 с.



В раздел образования