Автор: Иртакова Айана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: МО "Курильский городской округ" Сахалинской области
Наименование материала: статья
Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям как основа связной речи»
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям как
основа связной речи».
Развитие связной речи — одна из главных задач речевого развития.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку
устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения
в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
В связной речи отражаются логика мышления ребенка, словарный запас. Необходимо
подчеркнуть важность развития у дошкольников умений логически мыслить, рассуждать,
объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, эти умения и развиваются
в таком типе высказывания, как рассуждение.
Считаю, что наше время очень важно учить детей рассуждать.
Рассуждение — самый сложный тип монолога для детей дошкольного возраста.
Полноценное рассуждение требует сформированности логического мышления, появление
которого относится к концу дошкольного детства.
Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется
использованием достаточно сложных языковых средств.
Меня эта тема заинтересовала, т.к дети поступают в школу с плохой речью, многие дети
не достаточно хорошо умеют рассуждать, не у всех детей развита сообразительность,
творческое начало, и составить рассуждение самостоятельно им очень трудно.
И хотелось бы научить всему этому детей. Целенаправленное руководство взрослых по
формированию связной монологической речи через рассуждения как основу связной речи
имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста. Обучение рассказам-
рассуждениям даёт возможность формировать знания, умения и навыки, которые, прежде
всего, необходимы для успешного обучения в школе, чтобы ребенок грамматически
правильно излагал определенное содержание рассказа, умел логически мыслить, умел
доказывать решения задач, объяснять высказанное.
Обучение рассуждениям будет способствовать развитию связной речи дошкольников
если:
воспитатель использует формы работы по обучению детей рассказов –
рассуждений
если воспитатель знает особенности детских рассуждений
выстраивает сотрудничество в работе с родителями по развитию у детей
рассуждений.
Рассуждение — это логическое изложение материала в форме доказательства.
Рассуждение ведется с целью достижения выводов: научных, обобщенных или бытовых,
основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи
и отношения реального мира. По мнению Стародубовой Натальи Анатольевны.
Особенности детских рассуждений: доказательства их обычно кратки (приводится 1-2
аргумента). Дети высказывают мысль, ссылаясь на несущественные свойства предметов
(явлений). Объем высказываний в среднем — 10-15 слов, 2 -3 предложения, реже 4 и
более. Частота и характер высказываний зависит от ситуации общения, от организации
детской деятельности.
Обучение рассуждению целесообразно начинать с развития у детей умений выделить и
обобщать признаки, действия, устанавливать между ними логические связи, решать
проблемные ситуации в разных видах деятельности. Базой для рассуждения являются
накопленные знания, содержание и уровень которых влияют на глубину рассуждения, т.е.
познавательная деятельность должна достичь определенного уровня.
Для этого Валентина Ивановна Яшина и Наталья Владимировна Семенова рекомендуют
использовать: разнообразные наблюдения за живой и неживой природой (вопросы типа:
«Почему осенью листья меняют цвет и раскрашиваются разными красками?»; «Куда
улетают птицы, которых называют перелетными?» и др.; различные опыты с водой,
снегом, льдом, деревом, металлом; в процессе их проведения дети высказывают свои
предложения и объясняют, почему они так думают; речевые игры и упражнения:
«небылицы в картинках». Дети должны объяснить, что и почему не так, как должно
быть на самом деле). Проблемно-речевые ситуации. Например, ситуация «Как спасти
зайку?».
Одним из главных условий для формирования умения рассуждать является организация
содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом. В процессе
общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем,
побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Обследование
предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют
летнюю, зимнюю одежду и почему?);
конструктивно-строительные задания (собрать конструкцию и объяснить, как собирал,
что получилось; объяснить, какие детали отобрал и почему);
классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну
группу. Ещё можно использовать след. методы:
- создание ситуации. Например, в групповой комнате «неожиданно» появляется гость —
попугай. Чтобы педагог разрешил его оставить, необходимо привести как можно больше
аргументов.
объяснение пословиц и поговорок, отгадывание загадок
- решение речевых логических задач.
Данная тема показывает эффективность развития речевых способностей старших
дошкольников средствами обучения рассуждениям. Разнообразие приемов и методов,
используемых при обучении дошкольников рассуждениям, позволяет варьировать
задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде
самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов других видах
деятельности. Обучение рассказам-рассуждениям даёт возможность формировать знания,
умения и навыки, которые, прежде всего, необходимы для успешного обучения в школе,
чтобы ребенок грамматически правильно излагал определенное содержание рассказа,
умел логически мыслить, доказывать решения задач, объяснять высказанное.