Напоминание

«Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям как основа связной речи»


Автор: Иртакова Айана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: МО "Курильский городской округ" Сахалинской области
Наименование материала: статья
Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям как основа связной речи»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям как

основа связной речи».

Развитие связной речи — одна из главных задач речевого развития.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку

устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения

в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

В связной речи отражаются логика мышления ребенка, словарный запас. Необходимо

подчеркнуть важность развития у дошкольников умений логически мыслить, рассуждать,

объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, эти умения и развиваются

в таком типе высказывания, как рассуждение.

Считаю, что наше время очень важно учить детей рассуждать.

Рассуждение — самый сложный тип монолога для детей дошкольного возраста.

Полноценное рассуждение требует сформированности логического мышления, появление

которого относится к концу дошкольного детства.

Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется

использованием достаточно сложных языковых средств.

Меня эта тема заинтересовала, т.к дети поступают в школу с плохой речью, многие дети

не достаточно хорошо умеют рассуждать, не у всех детей развита сообразительность,

творческое начало, и составить рассуждение самостоятельно им очень трудно.

И хотелось бы научить всему этому детей. Целенаправленное руководство взрослых по

формированию связной монологической речи через рассуждения как основу связной речи

имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста. Обучение рассказам-

рассуждениям даёт возможность формировать знания, умения и навыки, которые, прежде

всего, необходимы для успешного обучения в школе, чтобы ребенок грамматически

правильно излагал определенное содержание рассказа, умел логически мыслить, умел

доказывать решения задач, объяснять высказанное.

Обучение рассуждениям будет способствовать развитию связной речи дошкольников

если:

воспитатель использует формы работы по обучению детей рассказов –

рассуждений

если воспитатель знает особенности детских рассуждений

выстраивает сотрудничество в работе с родителями по развитию у детей

рассуждений.

Рассуждение — это логическое изложение материала в форме доказательства.

Рассуждение ведется с целью достижения выводов: научных, обобщенных или бытовых,

основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи

и отношения реального мира. По мнению Стародубовой Натальи Анатольевны.

Особенности детских рассуждений: доказательства их обычно кратки (приводится 1-2

аргумента). Дети высказывают мысль, ссылаясь на несущественные свойства предметов

(явлений). Объем высказываний в среднем — 10-15 слов, 2 -3 предложения, реже 4 и

более. Частота и характер высказываний зависит от ситуации общения, от организации

детской деятельности.

Обучение рассуждению целесообразно начинать с развития у детей умений выделить и

обобщать признаки, действия, устанавливать между ними логические связи, решать

проблемные ситуации в разных видах деятельности. Базой для рассуждения являются

накопленные знания, содержание и уровень которых влияют на глубину рассуждения, т.е.

познавательная деятельность должна достичь определенного уровня.

Для этого Валентина Ивановна Яшина и Наталья Владимировна Семенова рекомендуют

использовать: разнообразные наблюдения за живой и неживой природой (вопросы типа:

«Почему осенью листья меняют цвет и раскрашиваются разными красками?»; «Куда

улетают птицы, которых называют перелетными?» и др.; различные опыты с водой,

снегом, льдом, деревом, металлом; в процессе их проведения дети высказывают свои

предложения и объясняют, почему они так думают; речевые игры и упражнения:

«небылицы в картинках». Дети должны объяснить, что и почему не так, как должно

быть на самом деле). Проблемно-речевые ситуации. Например, ситуация «Как спасти

зайку?».

Одним из главных условий для формирования умения рассуждать является организация

содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом. В процессе

общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем,

побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Обследование

предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют

летнюю, зимнюю одежду и почему?);

конструктивно-строительные задания (собрать конструкцию и объяснить, как собирал,

что получилось; объяснить, какие детали отобрал и почему);

классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну

группу. Ещё можно использовать след. методы:

- создание ситуации. Например, в групповой комнате «неожиданно» появляется гость —

попугай. Чтобы педагог разрешил его оставить, необходимо привести как можно больше

аргументов.

объяснение пословиц и поговорок, отгадывание загадок

- решение речевых логических задач.

Данная тема показывает эффективность развития речевых способностей старших

дошкольников средствами обучения рассуждениям. Разнообразие приемов и методов,

используемых при обучении дошкольников рассуждениям, позволяет варьировать

задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде

самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов других видах

деятельности. Обучение рассказам-рассуждениям даёт возможность формировать знания,

умения и навыки, которые, прежде всего, необходимы для успешного обучения в школе,

чтобы ребенок грамматически правильно излагал определенное содержание рассказа,

умел логически мыслить, доказывать решения задач, объяснять высказанное.



В раздел образования