Напоминание

"Современные требования к формированию предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"


Автор: Файзуллина Лариса Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Сибайский педагогический коллежд
Населённый пункт: г.Сибай, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Современные требования к формированию предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1
Министерство образования Республики Башкортостан

ГБПОУ Сибайский педагогический колледж

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

СРЕДЫ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Разработчик:

Лариса Борисовна Файзуллина,

преподаватель методик

дошкольного образования ГБПОУ

Сибайский педагогический

колледж

Сибай 2016

2
Пояснительная записка
Подготовка специалиста, способного работать в современном образовательном пространстве, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и востребованного рынком труда - ключевая задача системы среднего профессионального образования. Данная методическая разработка построена с учетом требований ФГОС СПО третьего поколения к изучению профессиональных дисциплин, где приоритетом становится практический опыт студента и умения. Профессиональный модуль 05 Методическое обеспечение образовательного процесса специальности СПО 44.02.01. «Дошкольное образование» формирует представления студентов об организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в ДОУ, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Основная цель методической разработки - уточнение знаний и представлений студентов о содержании Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования, посредством активных форм работы (практическое занятие в форме деловой игры). Проведение современного семинара-практикума подразумевает усиление практической направленности обучения, которое тесно связано с изучением нового материала при помощи мультимедийных средств. Все это способствует прочному, неформальному его усвоению. Данная методическая разработка является руководством для педагога при проведении различных форм методической работы со студентами дошкольного отделения, а также для старших воспитателей в работе с педагогами ДОУ. Методическая разработка позволит студентам глубже познакомиться со спецификой профессиональной деятельности воспитателя детского сада, совершенствовать профессиональные компетенции в умении применять теоретические знания в практической деятельности. Методическая разработка состоит из пояснительной записки, плана и хода семинара-практикума, приложений, диска с презентацией и мультимедийным сопровождением урока.
3
Дисциплина: Теоретические и прикладные аспекты методической

работы воспитателя детей дошкольного возраста

Тема: «Современные требования к формированию предметно-

пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Цель:
формирование представлений об организации методической работы в ДОУ
Задачи:
 совершенствование профессиональной компетентности студентов в вопросах организации РППС ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО посредством активных форм работы;  способствование развитию практических умений педагогов по проектированию и созданию предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС;  развивать научную основу профессиональных знаний и умений;  воспитывать сознательное отношение к овладению профессиональной деятельностью; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Оборудование:
проектор, презентация, карточка с вопросами, конверты с заданиями, магнитные доски.
Форма проведения:
семинар-практикум
Основные этапы семинара-практикума:
I. Вводная часть. 1. Приветствие. Мотивация к занятию. 2. Сообщение целей и задач, постановка проблемы. II. Теоретическая часть 1. Назначение и цели организации РППС ДОО. 2. Нормативные требования организации развивающей предметно- пространственной среды 3. Основные принципы организации развивающей предметно- пространственной среды дошкольного образовательного учреждения (РППС ДОО)
4 4. Условия организации предметно - пространственной среды дошкольного образовательного учреждения 5. Проектирование предметно-пространственной среды ДОУ III. Практическая часть 1. Задание «Разминка» 2. Задание «Вставьте слова по смыслу» 3. Задание «Определите зоны активности» 4. Задание «Проектирование зон в разных возрастных группах» Подведение итогов IV. Заключительная часть Рефлексия «Телеграмма»
Ход:

I.

Вводная часть:
- Здравствуйте, уважаемые студенты! Методическая работа в ДОУ является частью профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения, одним из условий развития и последующего совершенствования профессиональной компетенции педагогов. Ежегодно в годовой работе детского сада обязательно планируется семинар-практикум, остающийся наиболее эффективной формой повышения к в а л и ф и к а ц и и в о с п и т а т е л е й , к о т о р ы й позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Сегодня мы изучим содержание ФГОС ДО об организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в дошкольном учреждении. Вы приготовили выступления по разным вопросам, которые мы выслушаем в теоретической части семинара-практикума, в практической части проведем командную игру на закрепление полученных знаний. Начать нашу работу хочу словами российского, советского педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет
5 совершенствоваться из самого себя, от природы…». Что же такое развивающая предметно-пространственная среда?
«Развивающая

предметно-пространственная

среда
– ч а с т ь образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».
II.

Теоретическая часть

1.

Назначение и цели организации РППС ДОО
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, а д м и н и с т р ати вн ы х , экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений развивающей среды ребенка. Здесь крайне необходимо произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:  охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;  п о с т р о е н и е в а р и ат и в н о го р а з в и в а ю щ е го о б р а з о в а н и я , ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и с взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;  создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
6  открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;  построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных о собенно стей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);  создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
2.Нормативные требования организации развивающей предметно-

пространственной среды
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:  Конституция Россий с кой ̆ Федерации;  Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  Федеральный закон от 02.07.2013 № 185«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;  Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;  Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
7  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде- миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;  Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от

19.12.2013.



68

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.1.3147-13

«Санитарно-эпиде
миологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;  Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении ̆ "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);  Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;  Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
3.

Основные принципы организации развивающей предметно-

пространственной среды дошкольного образовательного

учреждения (РППС ДОО)
Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.
содержательно-насыщенной
–включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям;
8 двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
трансформируемой
– обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
полифункциональной
– обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
доступной
– обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
безопасной
– все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей– социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.). Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность
9 дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям. В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково- исследовательскую детскую деятельность. Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования. При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать: - соответствие общеобразовательной программе ДОО; - соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО; -соответствие возрастным возможностям детей; -трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей; возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности; - вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей; - наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды; - соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН. С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса. Данная задача решается системно, упорядочивая множество игровых средств ДОО в «систему игровых средств» – «игровую поддержку развития детей».
10
4. Условия организации предметно-пространственной среды

дошкольного образовательного учреждения
Требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам обозначены во ФГОС ДОО. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций: - реализация различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий; - организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; - реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения. Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей. Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице педагога с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Например, совместные игровые мероприятия, организованные в рамках общеобразовательной программы (обмен опытом семейного воспитания, проектная деятельность, участие в различных конкурсах, фестивалях, ярмарках и др.). Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. Организация РППС должным образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.
11 5.
Проектирование предметно-пространственной среды

ДОУ
Предметно-пространственная среда и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именно: − для детей третьего года жизни – это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; − для детей четвертого года жизни – это насыщенный центр сюжетно- ролевых игр с орудийными атрибутами; − для детей пятого года жизни, необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; − для детей шестого и седьмого года жизни важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д. Необходимо отметить, что с учетом взросления (развития) детей предметно- пространственная и игровая среда определяется воспитателем с учетом интересов детей в младшем возрасте, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов. Задача для педагога заключается в том, как все это устроить в ограниченном пространстве группового помещения, т.к. нет однозначного соответствия между видом культурной практики и материалом. Многие материалы полифункциональны – они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности. По характеру действий в пространстве условно можно разделить на три функциональных пространства: 1 .
«Спокойное»

функциональное

пространство
– пространство для спокойной деятельности детей. 2 .
«Активное»

функциональное

пространство
– пространство для деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных игровых построек и т.п. 3 .
«Рабочее»

функциональное

пространство
– пространство для художественно-эстетической и познавательной деятельности и т.п.

В соответствии с возрастными особенностями можно определить примерные перечни игровых уголков:
Первая младшая группа
Спокойное пространство: − книжный уголок. «Активное» пространство: − уголок ряженья; − спортивный уголок; − музыкальный центр.
12 Рабочее пространство: − уголок творчества; − уголок природы; − уголок экспериментирования − сенсорный уголок.
Вторая младшая группа
Спокойное пространство: − книжный уголок. «Активное» пространство: − уголок ряженья; − спортивный уголок; − музыкальный центр. Рабочее пространство: − уголок творчества; − уголок природы; − уголок экспериментирования.
Средняя группа
Спокойное пространство: − книжный уголок. «Активное» пространство: − уголок театрализации; − спортивный уголок; − музыкальный центр; − уголок дежурств. Рабочее пространство: − уголок творчества; − уголок природы; − уголок экспериментирования.
Старшая группа
Спокойное пространство: − книжный уголок. «Активное» пространство: − уголок театрализации; − спортивный уголок; − уголок дежурств; − музыкальный центр. Рабочее пространство: − уголок творчества; − уголок природы; − уголок экспериментирования − уголок ручного труда.
Подготовительная

к

школе

группа
Спокойное пространство: − книжный уголок; − библиотека. «Активное» пространство: − уголок театрализации; − спортивный уголок; − уголок дежурств; − музыкальный центр. Рабочее пространство: − уголок творчества; − уголок природы; − уголок экспериментирования; − уголок ручного труда.
(Выделены курсивом уголки, появляющиеся с учетом возрастных изменений и программных требований по данной возрастной группе) Таким образом, важно отметить, что введение ФГОС ДО, создает благоприятные условия для ребенка-дошкольника и активизирует переход дошкольного образования на новый высокий уровень организации деятельности
Ритмическая пауза

III.

Практическая часть
Студенты делятся на 3 группы. После выполнения задания каждая команда оценивается по пятибалльной системе. В конце игры подводится итог.
1.Задание «Разминка»
1. Что представляет собой ФГОС ДО? (Совокупность требований) 2. На основе каких документов разработан ФГОС? (Конституция Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка) 3. Какие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей охватывает содержание образовательной программы в соответствии с ФГОС? (Пять образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.) 4. Что предполагает трансформируемость развивающей предметно – пространственной среды? (возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей). 5. Что предполагает полифункциональность развивающей предметно – пространственной среды? (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе предметов не обладающих жестко закрепленным способом употребления, в том числе природных материалов, пригодных для использования в видах детской активности, в том числе в качестве предметов – заместителей в детской игре) 6. Что предполагает вариативность развивающей предметно – пространственной среды? (Наличие различных пространств: для игры, конструирования, уединения и др., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих детскую активность).

1.

Задание «Вставьте слова по смыслу»
Командам раздаются листочки с заданиями. Нужно вписать слова по смыслу, которых не хватает в тексте. Речь пойдёт об особенностях РПП среды.
1 команда
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ……………… Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это, в свою очередь, обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
2 команда
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения………………………………………………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно- пространственная развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей ………………………………………………. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………… дошкольника, где он может подумать, помечтать.
3 команда
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ……………… среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-пространственная развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, ………… развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
3 задание «Определите зоны активности»
Текст раздается каждой команде. Нужно вписать слова по смыслу, которых не хватает в тексте. При проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие: 1. 2. 3. Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности: 1 - 2 - 3 -
4 задание «Проектирование зон в разных возрастных группах»
Каждой команде сложить картинку из предложенных названий игровых уголков в соответствии с возрастом детей, указанном на одной из фигур. После обсуждения предложить одному члену команды выложить на доске и вместе проверить правильность содержания среды в данной группе. Задания выполнены, жюри подводит итоги.

IV.

Заключительная часть
Рефлексия: технология «Телеграмма» После завершения работы каждому из участников предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: -Что вы думаете о прошедшем мероприятии? - Что было для вас важным? -Чему вы научились? -Что вам понравилось? - Что осталось неясным? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе.
Список литературы

1. "ФГОС ДО" от 17 октября 2013 года № 1155( зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). 2. СанПиН 2.4.1.3049-13. 3. Письмо МО РФ от 17.05.95г. «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» 4. Жукова О.Г. Предметная среда. М.:Аркти,2007. 5. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответ ствии с федера льным го суд а р с т в е н н ы м образовательным стандартом дошкольного образования. Методические р е ко м е н д а ц и и д л я педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с. 6. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н.В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128с., ил. 7. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.-50с. 8. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста; Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004.-187с. 9. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192с. Приложение 1
Задание 2 «Вставьте слова по смыслу»


Ответ

1.
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это, в свою очередь, обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Ответ

2.
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно- пространственная развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Ответ 3
. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры,
технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты. Приложение 2
Задание 3 «Определите зоны активности»


Ответ.
При проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие: - пространство; - время; - предметное окружение. Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности: 1 - рабочая 2 - активная 3 – спокойная Приложение 3
Задание 4 «Проектирование зон в разных возрастных группах»


Первая младшая группа
Спокойное пространство: − книжный уголок. «Активное» пространство: − уголок ряженья; − спортивный уголок; − музыкальный центр. Рабочее пространство: − уголок творчества; − уголок природы; − уголок экспериментирования − сенсорный уголок.
Вторая младшая группа
Спокойное пространство: − книжный уголок. «Активное» пространство: − уголок ряженья; − спортивный уголок; − музыкальный центр. Рабочее пространство: − уголок творчества; − уголок природы; − уголок экспериментирования.
Средняя группа
Спокойное пространство: − книжный уголок. «Активное» пространство: − уголок театрализации; − спортивный уголок; − музыкальный центр; − уголок дежурств. Рабочее пространство: − уголок творчества; − уголок природы;
− уголок экспериментирования.
Старшая группа
Спокойное пространство: − книжный уголок. «Активное» пространство: − уголок театрализации; − спортивный уголок; − уголок дежурств; − музыкальный центр. Рабочее пространство: − уголок творчества; − уголок природы; − уголок экспериментирования − уголок ручного труда.
Подготовительная к школе группа
Спокойное пространство: − книжный уголок; − библиотека. «Активное» пространство: − уголок театрализации; − спортивный уголок; − уголок дежурств; − музыкальный центр. Рабочее пространство: − уголок творчества; − уголок природы; − уголок экспериментирования; − уголок ручного труда


В раздел образования