Организация проектной деятельности учащихся на уроках информатики
Автор: Колясникова Наталья Николаевна Должность: учитель информатики Учебное заведение: МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 77 Населённый пункт: Свердловская область Наименование материала: статья Тема: Организация проектной деятельности учащихся на уроках информатики Раздел: среднее образование
учащихся на уроках информатики
Каждый ребенок талантлив. Задача учителя помочь ребенку раскрыть свой потенциал.
Этому может способствовать проектно-исследовательская деятельность учащихся. В
предложенной статье изложен опыт применения метода проектов на уроках информатики и
ИКТ.
Метод
проектов
занимает
особое
место
на
уроках
информатики,
это
продиктовано
особенностью предмета. Именно через выполнение проектов идет усвоение теоретических
знаний и происходит процесс закрепления навыков работы в определенных прикладных
компьютерных программах.
Проекты предоставляют возможность не только передавать ученикам сумму определенных
знаний. Они также позволяют учащимся приобретать знания самостоятельно с помощью
огромных в о з м о ж н о с т е й
г л о б а л ь н о й
к о м п ь ю т е р н о й
с е т и
И н т е р н е т ,
пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических
задач. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других
формах обучения.
Проектный метод используется как творческая, индивидуальная (групповая) деятельность
учащихся на протяжении определенного отрезка времени. Такая работа формирует навыки
самообразования ребят и состоит из нескольких этапов:
1.
подготовительный,
связанный
с
подготовкой
проблемы,
разработкой
нескольких
вариантов и выбора одного их них;
2.
исследовательский этап (разбиение проекта на части, анализ составляющих частей);
3.
реализация проекта;
4.
защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности учащихся).
На каждом этапе учащимся прививаются навыки работы в информационной образовательной
среде, в открытом образовательном пространстве, в социальных сетевых сервисах.
Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой
деятельности.
Данный
вид
учебной
деятельности
позволяет
развивать
у
учеников
логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации
своих
наработок
обучающиеся
приобретают опыт
публичных
выступлений.
Вовлечение
учащегося
в
творческую
работу,
развивает
у
него
умение
самостоятельно
собирать
информационно-иллюстративный
материал,
творческую
смекалку,
способности
дизайнерского
оформления, а
самое
главное
–
у
него
появляется
удовлетворение
от
результатов своего труда.
Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности я широко использую проекты
на всех ступенях обучения информатике, начиная с мини-проектов в среднем звене до
сквозных проектов в старших классах. У меня сложилась следующая система. Сначала даю
базовые
теоретические
знания,
которые
нацелены
на
всеобщее
понимание.
Затем
мы
переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе
знаний и умений учащихся по базовому курсу информатики. После этого переходим к
выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных
ситуациях, желательно имеющих практическое значение.
При выборе темы проекта, по моему мнению, не надо навязывать детям определенную
тематику будущей работы. Ведь выбор темы это одно из составляющих первого этапа
разработки проекта. При этом учащиеся должны сами определить название и подобрать
материал, который позволит проиллюстрировать основные возможности той программы, на
которой будет создан проект.
В
процессе
выполнения
проектов
учащиеся изучают
материал,
выходящий
за
пределы
учебной
программы, используя
информацию,
как
из
традиционных источников
(книги,
словари, энциклопедии), так и из сети Интернет. При этом учащиеся обучаются работе в
сети, поиску информации, использованию различных поисковых систем. В процессе работы
над проектом происходит не просто накопление знаний, но и их творческое осмысливание.
Метод
проектов
предполагает
обязательное
создание
конечного
продукта
совместной
деятельности (создание мультимедийных презентаций, баз данных, Webстраниц, сайтов). На
завершающем этапе проект требует презентации своего продукта.
В нашей школе организован свой способ для защиты проектов – фестиваль ученических
проектов «Открытие» и научно-практические конференции.Лучшие работы затем участвуют
в муниципальных и региональных конкурсах и конференциях. Об эффективности нашей
работы говорят успешные выступления учащихся на региональном уровне.
В завершении хотелось бы отметить, что метод проектов способствует развитию основных
компетенций:
информационных,
коммуникативных,
учебно-познавательных.
Применение
проектной деятельности на уроках информатики позволяет учащимся полноценно осмыслить
и усвоить учебный материал, повышает внутреннюю мотивацию учащихся, развивает их
творческие способности и дает возможность для самовыражения.
Список использованных источников
1.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под
ред. Е.С.Полат – М., 2000;
2.
Бухтиярова И. Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном
обучении.// Школьные технологии. 2001 №2. С. 108-115;
3.
Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом.//
Образование в современной школе. 2000.№4.с.21-27;
4.
Ларина Э.С. Проектная деятельность учащихся // Издательство «Учитель» Волгоград
2009.