Напоминание

Формирование навыка чтения в начальной школе.


Автор: Жигалина Елена Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: моу сош №41
Населённый пункт: город Борзя забайкальский край
Наименование материала: инновационный проект
Тема: Формирование навыка чтения в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад





КАРТА АВТОРСКОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

1.

Название проекта: Формирование навыка чтения в начальной школе.

2.

Автор проекта: Жигалина Елена Алексеевна, учитель начальных

классов

3.

Образовательная организация: Муниципальное общеобразовательное

учреждение: средняя общеобразовательная школа №41 г.Борзи

4.Контактный тел., e-mail: ___89141378073,
school0041@yandex. ru
Аннотация проекта
Для современной школы, развертывающей интенсивную работу по повышению качества знаний учащихся, по максимальной реализации их учебных способностей, овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно ее использовать. Беглость чтения влияет на качество запоминания материала: чем быстрее ребенок читает, тем легче воспринимает прочитанное. ФГОС НОО по «Литературному чтению» предполагает следующие предметные результаты: овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. В планируемых результатах ФГОС НОО выпускник научится читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения. Данный проект «Формирование навыка чтения в начальной школе» направлен на формирование и отслеживание результатов техники чтения при помощи разработанного речевого тренажёра « Учись читать быстро». Деятельность проекта - показать и доказать, что тренажёр, активно влияют на скорость чтения, а это залог успешного учения, как в начальной школе, так и в средней, основной источник получения информации и способ общения.
Целевая аудитория проекта
Целевая аудитория: учащиеся начальной школы, родители учащихся начальной школы, учителя начальной школы. Деятельность в рамках проекта позволяет включить педагогов, учащихся, родителей в исследовательскую деятельность – по повышению формирования у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения, а
также даёт возможность читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения, при помощи разработанного тренажёра « Учись читать быстро» организовать социальные практики,— тем самым, заставить каждого задуматься над формированием навыка чтения в начальной школе.
Актуальность
Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта - формирование у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования, и главным образом, возможность усвоения предметов гуманитарного цикла. Овладение чтением – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот проце сс будет до ставлять, ему мало радо сти и уд о в ол ь с т в и я . Несформированный навык чтения мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение - навык общеучебный. Литературное чтение является базовым предметом в начальной школе, с помощью которого решаются не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров. Какую бы деятельность школьника мы не затронули, каждая из них базируется на чтении - правильном, осознанном, быстром. Поэтому, овладение учеником высокой техникой чтения, повышение уровня литературного развития младших школьников – важная задача, стоящая перед учителем. Особенно актуально это сейчас, в наш век научно–технического прогресса, когда господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, когда и дети, и взрослые потеряли интерес к чтению. Перед тем, как приступить к решению поставленной перед собой задачи, я провела диагностику для выявления уровня сформированности навыка чтения в своём 3 « Б» 2011 г классе. Для этого я использовала задания, предусмотренные в работе «Проверка техники чтения». Результаты были не утешительными. Только лишь у 10% учащихся был высокий уровень сформированности. Данные показали, что необходимо срочно создать условия для системного подхода к формированию навыка чтения в начальных классах.
Цели и задачи проекта


Цель

проекта


внедрение в практическую деятельность новых нетрадиционных методов обучения по формированию навыка правильного и осознанного чтения.
Задачи
:  Разработать практический комплекс-тренажер «Учись читать быстро».  Разработать методику организации учебной деятельности обучающихся в рамках преподавания оптимального чтения.  Разработать дидактический материал для уроков обучения грамоте и литературного чтения.  Проанализировать используемые технологии по формированию навыков чтения.  Наметить основные этапы в работе по формированию навыка чтения.  Выделить эффективные методы и приёмы, отобрать специальные упражнения, отвечающие проекту исследования.  Экспериментально проверить эффективность разработанной методики, статистически обработать и методически интерпретировать результаты эксперимента.
Новизна
проекта заключается в том, что были разработаны и практически применяются специальные тренажеры «Учись читать быстро», в которые входят ряд упражнений и способы действий, активно влияющих на скорость чтения.
Ожидания
В ходе реализации данного проекта: 1. повысится умственное, эстетическое и речевое развития учащихся; 2. пополнится кабинет дидактическим материалом для уроков обучения грамоте и литературного чтения; 3.разработана памятка речевого тренажёра « Учись читать быстро» для учащихся начальной школы, родителей учащихся начальной школы и учителей начальной школы. 4. практическая часть проекта и наработки могут быть успешно использованы учителями начальных классов, при условии системности работы; 5. проект предполагает распространение опыта в школе, районе, крае.
Риски

Риски заключаются в том, что не все участники образовательного процесса готовы осознать значимость данного проекта и включиться в его деятельность.
Описание опыта
На современном этапе развития общества каждый учитель старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Понимая значимость обучения чтения в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на уроках. Для этого разработала и составила комплекс-тренажер речевой разминки «Учись читать быстро» для развития и отработки навыка чтения на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира. Работа над формированием навыка чтения начинается с речевой разминки с 1 класса. Речевая разминка направлена на решение нескольких
задач:
совершенствовать четкость произношения, развить дикцию, правильное дыхание; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения. Поэтому, для успешной работы над формированием и освоения навыков осознанного чтения в начальных классах создан определенный режим работы: 1) упражнения в чтении должны быть каждодневными; 2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов; 3) должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения; 4) должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок.
Речевая разминка:

1 этап
: речевой разминки дыхательные упражнения, так как правильное речевое дыхание – основа речи. Этот этап разминки решает следующие задачи: научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха); выработать умение делать правильный вдох (носом); научить «увеличивать объем легких» за счет правильно распределенного воздуха; развивать умение правильно выдыхать.
2 этап:
речевой разминки артикуляционные упражнения, цель которых «разогреть» мышцы языка, щек, губ, что обеспечит им наибольшую подвижность при говорении («вкусное варенье», «почистим зубки», «лошадка» и т.д.) Для этого я использую зеркала, чтобы дети видели нужное положение губ и языка.
3этап:
развить у учащихся фонематический слух. Для этого я использую музыкальный инструмент – металлофон. Учащиеся должны отстучать нужный ритм заданный педагогом. Это упражнение положительно влияет на фонематический слух и учащиеся без ошибочно производят звуко-буквенный
разбор (дети различают согласные звуки по группам: глухие, звонкие, твёрдые, мягкие).
Чтение блоков
Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный. Из класса в класс блоки увеличиваются. (Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов, чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова, фразы для чтения, чтение слов с твердыми и мягкими согласными. ( Приложение 6) Систематические упражнения приводят к автоматизации восприятия «оперативных единиц чтения», т.е. того максимального количества знаков, которые ребёнок опознаёт одномоментно при чтении. При этом увеличивается скорость чтения и обеспечивается быстрое понимание смысла читаемых слов. Деятельность проекта призвана помочь детям, овладеть правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению.
Приёмы работы:
 Артикуляционная гимнастика для губ, языка (зеркало для каждого ребёнка)  Упражнения на отработку дыхания.  Упражнения на отработку фонематического слуха (музыкальный инструмент – металлофон)  Автоматизация звуков в слогах и словах.  Произношение чистоговорок и скороговорок.  Упражнения на отработку дикции.  Работа над логическим ударением.  Работа над паузой.  Упражнения на отработку интонации.  Антиципация.  Предварительное прочитывание трудных слов из нового текста.

План реализации проекта

Этапы

работы

Мероприятие,

деятельность

Краткое

описание

мероприятия,

деятельности.

Сроки

выполне

ния.
Подгото вительный 1 . О ц е н к а г о т о в н о с т и педагога и учащихся к у ч а с т и ю в п р о е к т н о - исследовательской деятельно сти в р а м к а х проекта. 2.Теоретическое осмысление о с н о в н ы х н а п р а в л е н и й деятельно сти в р а м к а х проекта. 3.Создание организационно- педагогических условий для начала реализации проекта. 4.Разработка методического и дидактического материала д л я о б е с п е ч е н и я и реализации проекта. Изучение теоретических основ проблемы; разработка речевого тренажёра « У ч и с ь ч и т а т ь быстро»; м е т о д и ч е с ко г о и дидактического м а т е р и а л а д л я исследования уровня беглого правильного чтения. 2012- 2013г.г. Практически й 1.Исследование техники чтения учащихся. 2.Создание определённого р е ж и м а р а б о т ы н а д формированием и освоения навыков осознанного чтения в начальных классах. 3. Разработка специального тренажера «Учись читать быстро», в который входят ряд упражнений и способы действий, активно влияющих на скорость чтения. 4 . В н е д р е н и е р е ч е в о г о тренажёра в деятельность. 5.Отработка упражнений. 6. Мониторинг процесса и промежуточных результатов. 7.Повышение интереса к чтению. Мониторинг процесса и п р ом е ж у точ н ы х результатов. Апробирование речевого тренажёра. Корректировка дальнейшей работы. Артикуляционная гимнастика для губ, язычка. Упражнение на отработку дыхания, фонематического слуха. Автоматизация звуков в слогах и словах. Произношение ч и с т о г о в о р о к и скороговорок. Отработка дикции логического ударения; работа над паузой, 2014г сентябрь- 2015 май. В течение года 2014- 2016 г.г.
8.Пополнение дидактического материала за счёт помощи родителей и учителей начальных классов. 9. Участие в межрайонных и г о р о д с к и х к р а е в ы х , конференциях, семинарах с целью диссеминации опыта по реализации проекта. интонацией; антиципацией; предварительное почитание трудных слов из нового текста. Межрегиональная научно- практическая конференция « Итоги и п е р с п е к т и в ы в в е д е н и я Ф Г О С НОО» О б о б ще н и е опыта « Ф о р м и р о в а н и е н а в ы к а ч т е н и я у младших ш к о л ь н и к о в » - открытый урок по литературному чтению ( р а й о н н о е м е р о п р и я т и е д л я молодых специалистов) 2класс п о т е м е « Говорить неправду и фа н т а з и р о ват ь н е одно и то же». Сентябрь. 2014г Октябрь 2014г. Заключитель ный О б р а б о т к а , а н а л и з с и с т е м а т и з а ц и я п о п о в ы ш е н и ю б е г л о г о правильного чтения о т полученных результатов. О б о б щ е н и е и распространение опыта в районе, крае. Выпуск брошюр речевой разминки « Учись читать быстро» Анализ и оформление результатов практической деятельности речевого тренажёра « У ч и с ь ч и т а т ь быстро». Анализ результатов итогового контроля учащихся. 2016г- 2017г. Список литературы:
1.Баязова Л.Б. О некоторых приемах обучения навыкам чтения.// Начальная школа. – 1998, № 1 с.60-63 2.Безруких М.М. Формирование навыка чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная библиотека. metodisty. narod. ru/ vsd04. htm 3.Бессчастная Е.И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников.// Начальная школа. – 2000, № 9 с.76-80 4. Павлова Л.А Как формировать навык чтения у младших школьников.// Практическое пособие – 80с. 2007г. 5 . И.Т. Федоренко Набор скороговорок Начальная школа. – 1990, № 4 с.13-15 Приложение 1.

Тренажер «Учись читать быстро»
.
1.Артикуляционная гимнастика.
А) «Блинчики». «Чашечка». « Вкусное варенье» Б) а – о- у –ы –и и– ы – у- о – а а – о- у –ы –и и– ы – у- о – а
2.Отработка дыхания.
«Свеча». « Подуй на листок»
3.Фонетическая минутка.
 Игра «Поймай звук».  «Подбери и назови».  Игра « Если буква заблудилась». 4.
Отработка дикции:
 Ви-вэ-ва-во-ву-вы  Фи-фэ-фа-фо-фу-фы  Фиви-фэвэ-фото-фава  Вифи-вэфэ-вафа- вова. 5.
Чтение шепотом и медленно:




Та– та– та – хвост пушистый у кота. Ду – ду – ду – дети бегают в саду. Но – но – но – в нашей комнате темно. 6.
Чтение скороговорок

Стоит воз овса, Возле воза овца. 7.
Работа над логическим ударением.
Ветер качал берёзы. Ветер сильно качал берёзы. ( Прочитать так, что бы слушающие поняли, что и как происходит в природе). 8.
Работа над интонацией:
Игра « Чья интонация богаче? » 9.
Метод антиципации
.  Сделал дело - гуляй….  Тише едешь-….. 10
.Прочитать текст и установить нужный порядок строк.
 Красить комнаты пора  Но не с кистью и ведром  Пригласили маляра  Наш маляр приходит в дом Приложение 2.

Упражнений для развития быстрого чтения
1.Чтение вслух. 2.Чтение про себя. 3.Чтение жужжащее. 4.Чтение хором. 5.Чтение в темпе скороговорки. 6.Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу). 7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. 8.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно. 9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст. 10. «Буксир»: а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем; б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель. 11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену. 12. «Прыжки». Чтение через слово. 13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе. 14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении. 15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.). 16.Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз. 17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение. 18. «Фотоглаз»: а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова; б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру. 19. «Угадай»: а) антиципация слов, предложений, пословиц; б) чтение текста через решетку. 20. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
21. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы. 22. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации. Упражнения для формирования навыков выразительного чтения. 1.Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов. 2.Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор). 3.Чтение скороговорок. 4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. 5.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении. 6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца. 7.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений. 8.Чтение одного предложения с разной интонацией. 9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией. 10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса. 11.Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса. 12.Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа. 13.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение. 14. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.). 15. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки). 16.Чтение по ролям. 17.Чтение по ролям без слов автора. 18.Инсценирование. 19.Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором». 20.Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно. Упражнения для понимания смысла текста. 1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения. 2.Озаглавливание текста. 3.Деление текста на части, составление плана. 4.Определение темы текста, главной мысли. 5.Определение типа текста. 6.Подбор иллюстрации к тексту.
7.По иллюстрации определить содержание текста. 8.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа. 9.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др. 10.Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика. 11.Чтение для подготовки к пересказу. 12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу. 13.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте. 14.Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей. 15.Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 – самостоятельно. 16.Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом: а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание; б) придумать продолжение рассказа; в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие. 17.Составление кроссвордов по тексту. 18.Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким. 19.Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя. 20.Подбор загадок к словам из текста. 21.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста. 22.Составление ребусов к словам из текста.
Приложение 3.
Упражнения для развития четкости и правильности произношения

Чистоговорки
Сажала саженец от саженца на сажень. Саша шапкой по ошибке шишку сшиб. Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна под попом, поп под колпаком. Суровый суворовец Суворов сурово сверлил сверлом сырую стену суворовского училища. Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. То ли Боря приобрел для Толи рулон толя, То ли Толя приобрел для Бори рулон толя. Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.
Шипящие скороговорки
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, Две мыши поплоше несли по два гроша. Яшма в замше замшела.
Народные скороговорки
Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей. Три свиристели еле свистели на ели. У гусыни усов ищи, не ищи - не сыщешь. У ежа - ежата, у ужа - ужата. У елки иголки колки. У перепелa и перепелки пять перепелят. У Сашки в кармашке шишки да шашки. У села ли села лиса, у опушки ли леса.
Приложение 4.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Задуйте свечу
. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Обрызгайте белье водой
(в один прием, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
В

цветочном

магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Выдох со счетом.
Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.
Приложение 5.
Использование скороговорки
(хором): Как на горке на пригорке Стоят 33 Егорки (глубокий вдох) Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха). Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок. Медвежата. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м. Мам, меду б нам, Мам, молока б нам. В лифте. Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый. Приложение 6.
Чтение блоков.
Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Запись блоков производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.
В прямом ударном слоге в начале слова:

«Слоги»

СА, СО, СУ, СЭ, СЫ

СА, МА, СО, СУ, ВА, СА, ТА, СА, СЫ, СО, ТО

СО, СУ, ТА, МА, СА, МА, СУ, СЫ, СЭ, НА, КА, СА

2. В прямом ударном слоге в середине слова:

«Слоги»

АСА, ОСА, УСА, ЭСА, ОСО, ОСУ, ОСЫ, УСУ, УСО, ЭСУ, АСЫ,

ОСЫ, УСЫ, ЭСЫ, ЭСО

в прямом слоге при стечении согласных

«Слоги»


СВА, СВО, СВУ, СКА, СКЫ, СПА, СПУ, СЛО, СЛУ, СЛЫ, СЛЭ, СНА,

СНО, СНУ, СНЫ
Приложение 7
Отработка дикции.
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендую лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например: Сенька с Санькой вёз Соньку на санках. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста. И ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовились в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.
Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко
1. Водовоз вез воду из-под водопада. 2. Говори, говори, да не заговаривайся. 3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит. 4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит. 5. Наш дуда и туда и сюда. 6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят. 7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. 8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д. 9. Летят три пичужки через три пусты избушки. 10. В один, Клим, клин колоти. 11. Каково волокно, таково и полотно 12. Клюет курка крупку, курит турка трубку. 13. Либретто “Риголетто”. 14. Полили ли лилию, видели ли Лидию? 15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку. 16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали. Приложение 8.
Интонационная

разминка.
Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какие конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И,
конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений. Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.· Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание). Ставить логическое ударение в предложении. Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Для этого предлагаю Подай мне деревянную ложку! Выделите голосом сначала слово деревянную, затем – мне, потом – подай. Как меняется смысл предложения?
Вывод
. Ударная гласная определяет правописание слова, «логически ударное» слово уточняет смысл всего предложения.
Приложение 8.
Виды работы над текстом на уроке литературного чтения
1. Чтение всего текста (по заданию учителя). 2. Чтение, деление на части. Составление плана. 3. Чтение по готовому плану. 4. Чтение, после чтения пересказывание. 5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома. 6. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу. 7. Чтение цепочкой по предложению. 8. Чтение цепочкой по абзацу. 9. Чтение вполголоса. 10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку. 11. Чтение, ответы на вопросы. 12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. 13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении. 14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.) 15. Чтение "выше нормы" (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10 – 15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50 – 55 слов в минуту). 16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. 17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку. 18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа. 19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки). 20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни). 21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно). 22. Чтение, подборка звукового оформления "фильма". 23. Беседа с сопровождением выборочного текста. 24. Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов. 25. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником. 26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось. 27. Установление путем чтения причинно-следственных связей. 28. Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?) 29. Чтение по ролям. 30. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. 31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы. 32. "Живая картинка" (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
33. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек: 34. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело и т.д. 35. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д. 36. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе). 37. Нахождение и чтение образных слов и описаний. 38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением. 39. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно. 40. Чтение стихотворения, расстановка пауз. 41. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах. 42. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору. 43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем. 44. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме – чн.- , - жи - и т. д. 45. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило. 46. Нахождение в рассказе самого длинного слова. 47. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов. 48. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное + прилагательное; б) существительное + глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот). 49. Чтение, пометка непонятных слов. 50. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка). 51. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет. 52. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске). 53. Чтение слов, к которым даны сноски. 54. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения. 55. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме "Осень", "Зима" и т.д. 56. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором)
Приложение 9.
Итоги успеваемости и качества знаний по чтению

II -III-IV- V классы

(учитель: Жигалина Е.А. 4«Б» класс (20- человек), программа «Школа

России»).

Динамика техники чтения 2013г-2014г.

УМК « Перспективная начальная школа»



Приложение 10
Участие

учеников класса в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах.

2012 - 2013 учебный год.

Фамилия, имя участника

Муниципальный конкурс

« Первый шаг в науку»
Панина Элеонора 1 место
Международный

дистанционный

конкурс

по

литературному

чтению

проекта « Новый урок»

Муниципальный конкурс « Золотое пёрышко».

Фамилия, имя участников.

Муниципальный конкурс « Золотое

пёрышко».

Щекина Александра

1 место.

Фамилия, имя

участников.

Международный

дистанционный конкурс

по литературному

чтению проекта « Новый

урок»
Щекина Александра 1 место Миронова Екатерина 1 место Упоров Егор 1 место Муратова Анастасия 2место Киселёв Дмитрий 3место Лунёва Ульяна 2 место Миронов Антон 1 место Огнев Александр 3 место Метелёва Евгения 2 место


В раздел образования