Автор: Панкратова Галина Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная" Населённый пункт: город Новый Уренгой, Тюменская область Наименование материала: учебная программа Тема: "Развитие математических способностей" Раздел: начальное образование
АВТОНОМНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»
Развитие математических способностей
Программа предметной школы
4 класс
Программа составлена
учителем начальных классов
Панкратовой Г.П.
Пояснительная записка
I . Направленность образовательной программы : естественнонаучная.
II.
Новизна .
В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала
личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в
процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.
Математика – это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий
способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.
К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без
использования
в
учебном
процессе
задач
на
сообразительность,
задач-шуток,
математических
фокусов,
числовых
головоломок,
арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.
Данная работа содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики,
правильному
применению
математической
терминологии,
умению
отвлекаться
от
всех
качественных
сторон
предметов
и
явлений,
сосредотачивая внимание только на количественных, умению делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.
В каждом классе есть ученики, проявляющие устойчивый интерес к математике, отличающиеся высоким уровнем математических
способностей. Поэтому организация предметной школы в МОУ СОШ «Земля родная» г. Новый Уренгой является важным компонентом в
образовании школьников.
III.Актуальность.
В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого
потенциала
личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в
процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.
Математика – это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий
способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.
К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без
использования
в
учебном
процессе
задач
на
сообразительность,
задач-шуток,
математических
фокусов,
числовых
головоломок,
арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.
Данная работа содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики,
правильному
применению
математической
терминологии,
умению
отвлекаться
от
всех
качественных
сторон
предметов
и
явлений,
сосредотачивая внимание только на количественных, умению делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.
В каждом классе есть ученики, проявляющие устойчивый интерес к математике, отличающиеся высоким уровнем математических
способностей. Поэтому организация предметной школы в МАОУ СОШ «Земля родная» г. Новый Уренгой является важным компонентом в
образовании школьников.
В настоящий момент программы основного (общего) образования рассчитаны, в основном, на развитие конкретных навыков и умений. В то
же
время,
реальная
жизнь
требует,
в
первую
очередь,
умения
адаптироваться
к
окружающему
миру,
способности
самостоятельно
анализировать нестандартные ситуации, навыков разработки новых методов.
Подобные
задачи,
к
сожалению,
являются
практически
неразрешимыми
в
рамках
основного
образовательного
процесса,
что
обуславливает
актуальность
реализации
нашей
программы
в
рамках
дополнительного
образования.
Следует
отметить,
что
многие
преподаватели ВУЗов (в том числе — нематематических дисциплин) отмечают, что учащиеся дополнительно занимающиеся по тому или
иному предмету выделяются своим умением анализировать информацию, придумывать новые подходы, проводить нетривиальные аналогии
и т.д.
IV.
Цель:
Овладение комплексом математических знаний, умений и навыков, направленных на:
развитие познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
развитие математических способностей младших школьников;
формирование активного познавательного интереса к предмету;
для самоопределения личности и создания условий для ее самореализации;
для
повседневной
жизни
и
профессиональной
деятельности,
содержание
которой
не
требует
знаний,
выходящих
за
пределы
потребностей повседневной жизни;
для изучения на современном уровне предметов естественнонаучного цикла;
для продолжения изучения математики в любой из форм системы непрерывного образования.
V.
Задачи.
Данная программа направлена на решение следующих образовательных, развивающих и воспитательных задач:
1.
Образовательные
формирование математического языка и аппарата как средства описания и исследования мира и его закономерностей, в частности —
как базы компьютерной грамотности;
ознакомление с ролью математики в развитии человеческой цивилизации;
ознакомление с природой научного знания, с принципами построения научных теорий в единстве и противоположности математики и
естественных наук;
реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения;
формирование адекватной современному уровню знаний картины мира.
2.
Развивающие
формирование
и
развитие
качеств
мышления,
необходимых
для
полноценного
функционирования
в
современном
обществе,
в
частности — эвристического и аналитического мышления;
формирование и развитие абстрактного мышления.
3.
Воспитательные
интеграция личности в мировую науку и культуру;
формирование и развитие потребности и способности целенаправленно расширять и углублять свои знания;
формирование и развитие морально-этических качеств личности, адекватных процессу математической деятельности.
VI.Основные принципы программы:
Математика — язык науки.
Универсальность логического мышления.
Систематизация должна «вызреть».
Никакого натаскивания на методы решения.
Теория создается для решения конкретных задач.
Освоение теории «в задачах».
Олимпиадные задачи решаются «с высшей точки зрения».
VII. Отличительные особенности программы:
Особенностью данной программы является занимательность предлагаемого материала, более свободное выражение своих чувств младшими
школьниками во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий. Нестандартные задачи, предлагаемые в
начальных классах, как правило, носят практическую направленность и основаны на реальном сюжете. Это вызвано в первую очередь
психологическими особенностями младших школьников, их слабыми способностями к абстрактному мышлению. В этой связи система
заданий строится таким образом, чтобы обеспечить постепенный переход от манипуляций с предметами к действиям в уме. Решение
нестандартных задач дает богатый материал для развития и воспитания учащихся.
VIII . Контингент программы:
Программа предназначена для школьников 3 классов. Распределение часов по темам дано из расчета 34часа за год.
IX.
Условия приема:
При формировании классов никаких вступительных испытаний не проводится. Принимаются все желающие, интересующиеся математикой.
Индивидуальные приглашения получают школьники, успешно выступившие на олимпиаде, а также школьники, каким-либо образом
проявившие математические способности.
X.Формы организации деятельности :
Индивидуальная.
Наиболее распространена на занятиях объединения предметной школы. В этой форме проходит большинство занятий в каждом году
обучения.
Групповая (командная).
Данная форма наиболее широко используется при проведении различных математических игр и соревнований.
Фронтальная.
Эта форма используется в начале каждого занятия при объяснении основной темы или вводном инструктаже. Также в конце занятия эта
форма используется при подведении итогов.
XI.Формы проведения занятий.
Для учащихся подготовительной ступени (3-4 класс) проводятся следующие виды занятий.
Практикум по решению задач.
Игровые занятия (проведение различных математических игр, включающих индивидуальное или коллективное решение задач детьми).
X
II.Материальная база и технические средства обучения:
Учебные аудитории для проведения групповых занятий с партами, стульями, доской.
Библиотека математической литературы (литература для преподавателей, учащихся, справочная и энциклопедическая литература, сборники
олимпиадных задач и пр.).
Ксерокс.
Компьютер с принтером и мультимедийным проектором.
Компьютерный класс с доступом к сети Интернет (для участия в междугородних и международных соревнованиях и конкурсах).
XIII.Методы проведения занятий
Практические (решение задач).
Знакомство с объединением для детей начинается именно с практических занятий. На занятии детям предлагают «серию»
задач на
различные темы, которые учащиеся индивидуально сдают преподавателю. В конце занятия происходит разбор.
Словесные (лекция, беседа, доклады учащихся).
С первого года работы предметной школы дети регулярно сталкиваются с дискуссионной формой проведения занятия. Причем эта форма
практикуется как работа педагога с учащимся (например, во время разбора и обсуждения задач серии), так и как общение между учащимися
(в основном — во время соревнований).
Наглядные (схемы, графики, модели).
При начале планомерного изучения теоретического материала для его визуализации активно применяются различные наглядные пособия.
XIV.Ожидаемые результаты и способы проверки
4- классы
Для учащихся первого года обучения ожидается получение следующих навыков.
Уметь логически мыслить.
Уметь излагать решения простых задач.
Уметь отличать доказательство от правдоподобных рассуждений в простых случаях.
Уметь воспринимать материал, рассказанный преподавателем.
Уметь применять метод математической индукции.
Уметь применять метод доказательства «от противного».
Быть способным установить соответствие между элементами двух множеств.
Уметь построить отрицание к высказыванию, содержащему «и» и «или».
Различать необходимые и достаточные условия.
Знать основы логики и теории множеств.
Уметь решать задачи на конструкции.
Выполнять различные действия с конкретными множествами.
Понимать задачи, сформулированные в форме игры.
Знать правила математических соревнований.
Способы проверки преподавателем навыков учащегося.
Изложение учащимися своих решений задач.
Изложение учащимися решений задач, рассказанных преподавателем.
Участие в математических соревнованиях, различных этапах олимпиады.
Для учащихся второго года обучения ожидается получение следующих навыков.
Уметь выстраивать цепочку из нескольких причинно-следственных связей.
Уметь связно излагать свои мысли.
Уметь отличать доказательство от правдоподобных рассуждений в более сложных случаях.
Уметь воспринимать материал, рассказанный преподавателем.
Уметь сосчитать количество способов.
Различать число перестановок, размещений и сочетаний.
Уметь вычислять остатки при делении чисел без вычисления частного.
Знать признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 8, 9 и 10.
Знать не менее трех раскрасок, уметь их применять при решении задач.
Владеть понятием инварианта, применять его при решении задач.
Выполнять геометрические построения (в т.ч. с ограничениями).
Уметь рассказывать решение задачи у доски.
Способы проверки преподавателем навыков учащегося.
Изложение учащимися своих решений задач.
Изложение учащимися решений, рассказанных преподавателем задач.
Участие в математических соревнованиях, различных этапах олимпиады.
Учебно-методический комплекс программы содержит
Учебные и методические пособия для педагогов (см. также список литературы).
Учебные пособия для учащихся (см. также список литературы).
Комплекс технических средств (компьютерный класс с мультимедийным проектором, подключением к Интернет, интерактивная
доска, электронные учебные пособия).
Исследовательские работы учащихся
Учебно-тематический план. 4 КЛАСС
№
п/п
ТЕМА
Количество часов
Виды деятельности
1
Вводные задачи.
8
Решение
задач,
семинарские
занятия,
математические
соревнования, математические игры.
2
Игры
1 6
Решение
задач,
семинарские
занятия,
математические
соревнования, математические игры.
3
Основы комбинаторики
5 3
Решение
задач,
семинарские
занятия,
математические
соревнования, математические игры.
4
Основы теории множеств
5 2
Решение
задач,
семинарские
занятия,
математические
соревнования, математические игры.
5
Основы логики.
9 9
Решение
задач,
семинарские
занятия,
математические
соревнования, математические игры.
6
Математические соревнования
6 6
Решение
задач,
семинарские
занятия,
математические
соревнования, математические игры.
Итого:
3 34 часа
Содержание программы
2-й год обучения (4 класс)
1. Задачи игровой формы (8 часов).
Игры – задачи. Решение ребусов. Математическая викторина. Задачи со спичками. Числовые головоломки. Старинные задачи. Конкурсные
задачи.
2. Основы логики (9 часов).
Математическая смекалка. Верные и неверные высказывания. Удивительный мир чисел.
3. Основы теории множеств(2часов).
Понятие множеств. Действия с множествами: объединение и пересечение.
Нестандартные задачи.
4. Основы комбинаторики (3часов).
Подсчет числа способов. Забавная арифметика.
5. Математические соревнования (6часа).
Математические аукционы. Математический сундучок.
6. Игры (6 часов)
Математические игры. Конкурсные задания.
XV . Литература для преподавателя
1.
Бухштаб А.А., Теория чисел. М., Просвещение, 1966.
2.
Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. Киров, 1993.
3.
Геометрические олимпиады им. И.Ф. Шарыгина / Сост. А.А. Заславский, В.Ю. Протасов, Д.И. Шарыгин. – М.: МЦНМО,
2007. – 472 с.
4.
Голомб С.В., Полимино. М., Мир, 1975.
5.
Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К., Как решают нестандартные задачи. М., МЦНМО, 1997.
6.
Котов А.Я., Вечера занимательной математики. – М.: «Просвещение», 1998 г.
7.
Математика для каждого. Технология, дидактика, мониторинг. – М.: «Красная звезда», 2004 г.
8.
Математический кружок. Задачник первого – второго года. Составитель С.В.Иванов. СПб, 1993.
9.
Н.В. Заболотнева. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и
олимпиад: развитие творческой сущности учащихся / авт. сост. Н.В. Заболотнева. - Волгоград: Учитель, 2006. – 99 с.
10.
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. – М.: «Баласс»,2008 г.
11.
Олимпиады и интеллектуальные игры – М.: «Первое сентября»,2002 г.
12.
Труднев В.П., Внеклассная работа по математике в начальной школе. – М.: «Просвещение»,1975 г.
13.
Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. / О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева – М. Изд-во
НЦ ЭНАС, 2007.-2008 с.
14.
Шклярский Д. О., Ченцов Н. Н., Яглом И. М. Геометрические оценки и задачи из комбинаторной геометрии. М.: Наука, 1974.
15.
Яглом И. М., Болтянский. Выпуклые фигуры. М.: ГИТТЛ, 1951.
XVI.Литература для учащихся
1.
Г.Т. Дьяченко . Математика 2-4 классы.- Олимпиадные задания., - Учитель, 2008.
2.
Гнеденко Б. В., Хинчин А. Я. Элементарное введение в теорию вероятностей. М. Наука, 1982.
3.
Ефимова А.В. , Гринштейн М.Р. 214 задач и примеров по математике для 4 класса.: Издательский Дом «Литера», 2008.
4.
Клименченко Д.В. Задачи по математике для любознательных: Кн. Для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1992.
– 192 с.
5.
Курант Р., Роббинс Г. Что такое математика. М.: Просвещение, 1967.
6.
Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975.
7.
Пойа Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1970.
8.
Пуханичев Ю. В., Попов Ю. П. Математика без формул. М. столетие.
Календарно – тематическое планирование.
№
п/п
Темы занятий
Кол-во
часов
Учебные универсальные действия
Дата
План
Факт
1 четверть. 8 часов.
1
Задачи игровых форм
Решение ребусов.
1
Уметь
выстраивать
цепочку
из
нескольких
причинно-следственных
связей.
2
Задачи игровых форм.
Числовые головоломки.
1
Уметь
выстраивать
цепочку
из
нескольких
причинно-следственных
связей.
3
Задачи игровых форм.
Удивительный мир чисел.
1
Уметь
выстраивать
цепочку
из
нескольких
причинно-следственных
связей.
4
Задачи игровых форм
Задачи связанные с величинами.
1
Уметь
выстраивать
цепочку
из
нескольких
причинно-следственных
связей.
5
Задачи игровых форм
Задачи связанные с величинами.
1
Уметь связно излагать свои мысли.
6
Задачи игровых форм.
Задачи связанные с величинами.
1
Уметь связно излагать свои мысли.
7
Задачи игровых форм
1
Уметь связно излагать свои мысли.
8
Задачи игровых форм
1
Уметь излагать решения простых задач
2 четверть. 8 часов.
9
Симметрия
1
Уметь излагать решения простых задач
10
Танграммы
1
Уметь излагать решения простых задач
11
Игры- шутки
1
Уметь
отличать
доказательство
от
правдоподобных
рассуждений
в
более сложных случаях
12
Занимательные задачи.
2
Уметь
отличать
доказательство
от
правдоподобных
рассуждений
в
более сложных случаях
13
Задачи сказочного характера.
1
Уметь
отличать
доказательство
от
правдоподобных
рассуждений
в
более сложных случаях
14
Подсчёт числа способов.
2
Уметь
отличать
доказательство
от
правдоподобных
рассуждений
в
более сложных случаях
3 четверть. 10 часов.
15
Основы логики. Перестановки.
1
Уметь
отличать
доказательство
от
правдоподобных
рассуждений
в
более сложных случаях
16
Понятие множества. Объединение.
1
Различать число перестановок, размещений и сочетаний
17
Основы логики. Пересечение. Действие
с множествами.
1
Различать число перестановок, размещений и сочетаний
18
Основы логики.
Верные и неверные
высказывания.
2
Различать число перестановок, размещений и сочетаний
19
Основы логики. Нестандартные задачи.
3
Выполнять геометрические построения (в т.ч. с ограничениями).
20
Основы
логики.
Задачи
повышенной
сложности.
2
Выполнять геометрические построения (в т.ч. с ограничениями).
4 четверть .8 часов.
21
Задачи повышенной сложности.
2
Уметь рассказывать решение задачи у доски.
22
Устные олимпиады.
2
Уметь рассказывать решение задачи у доски.
23
Письменные олимпиады
4
Уметь выполнять письменные вычисления.