Напоминание

Учимся говорить правильно


Авторы: Колточихина Альфия Тимирбаевна, Нестерова Людмила Сергеевна
Должность: Воспитатель, Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №420 комбинированного вида
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: Учимся говорить правильно
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

На тему: «Учимся говорить грамотно»

Протокол родительского собрания № 1

от « 25 » сентября 2020 года.

Тема: « Учимся говорить грамотно»

Повестка родительского собрания:

Участники: воспитатели, родители.

План проведения:

1. Вступительная часть

2. Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет.

3. Особенности образовательного процесса в средней группе.

4. Важность и необходимость формирования правильной речи у

дошкольников.

5. Выборы нового состава родительского комитета.

6. О разном.

По первому вопросу слушали: Нестерову Л.С.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Дети 4–5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила

поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые

представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к

пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются,

говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо

обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе

убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело

до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как

положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют

несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в

своём собственном. Таким образом, поведение ребёнка 4—5 лет не столь

импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых

ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о

необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания,

одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и

используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло,

полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения

культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в

сюжетно-ролевую игру.

К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё

самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

По второму вопросу слушали Колточихину А.Т.

Особенности образовательного процесса в средней группе.

Уважаемые родители, хочу вас познакомить с режимом дня в

нашей группе и прошу соблюдать его (режим дня).

В этом году утренняя гимнастика у нас будет проходить в группе в 08.20,

поэтому прошу вас приводить детей до 08.20. Затем идёт завтрак и

начинается НОД, занятие длится по 20 минут. В этом году мы будем

продолжать заниматься физкультурой, и музыкой, для этого детям

необходима спортивная форма (белая футболка и черные шорты) и девочкам

на музыку юбка или платье (обязательно!!!), чешки иметь всем.

Наш детский сад работает по программе «Истоки» под ред.

Программа

разрабатывалась и совершенствовалась авторским коллективом педагогов,

психологов и методистов: Алиевой Т.И., Арнаутовой Е.П., Васюковой Н.Е.,

Урадовских Г.В. и др. под руководством доктора педагогически наук Л.А.

Парамоновой.

Организованная деятельность детей проводится по следующим

образовательным областям:

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»;

«Социально-коммуникативное развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие»;

«Физическое развитие»;

«Социально-коммуникативное развитие»

-Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям,

сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к

животным и растениям.

- Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание

выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу,

обращаться к воспитателю.

«Познавательное развитие»

-Обогащать представления о мире природы, о социальном мире, о

предметах и объектах рукотворного мира.

«Речевое развитие»

-Развивать умение использовать вариативные формы приветствия,

прощания, благодарности, обращения с просьбой.

- Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать

вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной

речи.

- Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные

рассказы о предметах и объектах, по картинкам.

-. Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и

качествами объектов, предметов и материалов и выполнения

обследовательских действий.

- Развивать умение чистого произношения звуков родного языка,

правильного словопроизношения.

Художественно-эстетическое развитие

-Формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на

их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в

собственной деятельности.

Физическое развитие

Развивать умения уверенно и активно выполнять основные элементы

техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных

упражнений, соблюдать правила в подвижных играх и контролировать их

выполнение, самостоятельно проводить подвижные игры и упражнения,

ориентироваться в пространстве, воспринимать показ как образец для

самостоятельного выполнения упражнений, оценивать движения сверстников

и замечать их ошибки.

Музыка

-Развивать музыкальный слух - интонационный, мелодический,

гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте.

- Развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные

певческие навыки.

По третьему вопросу слушали: Нестерову ЛС, Колточихину А.Т.

«Основными задачами развития речи детей являются:

- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для

каждого возраста;

- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка и умение говорить правильно способствует

успешному обучению в школе».

«Речь взрослых должна быть четкая, неторопливая грамматически и

фонетически правильно оформленная. Играя с ребенком, упражняйте его в

согласовании имен существительных с разными частями речи. Учите ребенка

самостоятельно описывать игрушку. Учите детей сравнивать предметы

находить общее; чем отличается? Учите подбирать слова к определенным

глаголам, существительным. Для совершенствования правильного

звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику. Большое

значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на

основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе

наблюдений в природе. Природа имеет уникальные возможности для

развития речи детей. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо

знакомые сказки можно и проиграть». (Выступление прилагается)

«Ежедневно, вам и вашим детям приходится преодолевать много

препятствий, чтобы прийти, прибыть, приехать вовремя. Каждый из нас

должен быть очень осторожен и внимателен каждую минуту, каждое

мгновение, если мы находимся на улице».

«Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания

ребенка.

Необходимо предпринимать меры предосторожности от получения

ребенком травмы, потому что дети в возрасте до 7 лет проявляют большой

интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам,

аудио и видео технике и взрывоопасным предметам.

Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер

предосторожности, который включает в себя безопасность всех

составляющих вашего дома (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)»

Решение собрания:

1. Наблюдать за возрастными и индивидуальными особенностями детей 4-5

лет

2. Проводить ежедневно упражнения, игры направленные на

совершенствование навыков разговорной речи, возможностей речевого

аппарата, стимулирование памяти, мышления, говорить с детьми о

проведенном дне.

3. Обеспечить детей дополнительным комплектом одежды, совместно

проводить досуг и прогулки на свежем воздухе, соблюдать режим дня,

своевременно вносить плату за детский сад.

Председатель: Колточихина Альфия Тимирбаевна

Секретарь: Нестерова Людмила Сергеевна

«Учимся говорить грамотно»

Цель: дать полезные рекомендации по формированию правильной речи

дошкольника.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: - О! как же ты красива!

(Е.Щукина)

Основными задачами развития речи детей являются:

- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для

каждого возраста;

- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка и умение говорить правильно способствует

успешному обучению в школе.

Остановимся на возрастной норме детей 3-4 лет.

Развитие словаря.

Существуют такие понятия, как активный и пассивный словарь.

Активный словарь – слова, которые ребенок произносит в активной речи.

Пассивный – слова, которые ребенок не произносит, но соотносит с

предметами.

К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно

1500 — 2000 слов.

взрослые должны расширять и активизировать словарь на основе

обогащения представлений о ближайшем окружении. (Название и

назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды,

мебели, видов транспорта; детали и части предметов- у платья-рукава,

воротник, карманы, пуговицы; качества (цвет, форма, размер),

особенности поверхности (пушистая, гладкая, шероховатая).

Обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких

животных, овощей и фруктов.

в речи присутствуют существительные, глаголы, местоимения (мой,

твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два),

притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто)

Грамматический строй речи

Задача:

совершенствовать умение согласовывать прилагательные с

существительными в роде, числе, падеже.

Упражнение:

Жёлтое…. (солнце)

Пушистые…( )

Машина…какая? ( )

Задача: Учить детей употреблять в речи существительные в форме

единственного и множественного числа, обозначающих животных и их

детенышей

Упражнение:

Утка- утенок- утята.

Кошка- ……..- …….. .

Собака-………- …….. и т.д

Связная речь

Задачи:

Развитие диалогической речи.

Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов,

иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой ; после просмотра

мультфильмов и спектаклей.

Развитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и

сверстниками.

Телефон.

разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному)

способствуют развитию активной устной речи детей.

Ситуация общения «Расскажи…».

Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться

своими впечатлениями, опытом.

( …А меня научишь???)

Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный

рассказ или за то, чему он вас научил. У ребенка постепенно будет

складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать- это

интересно и здорово!

Звуковая культура речи

Задачи для детей 3-4 лет:

Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные звуки

(а,у,и,о,э,ы) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г-ф-в-т-д-с-з-ц)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей,

так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить

ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот

не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут

игры.

Чистоговорки:

Уп , уп , уп – мама варит суп. (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа» .

Речевые игры:«Насос», «Комар», «Жук».

Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…», комара- «з-з-

з», «ж-ж-ж» и др.

Артикуляционная гимнастика

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи

- язык, губы, небо.

Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе:

жевательных, глотательных, мимических.

Развитие слухового внимания

Речевой слух очень важен в овладении ребенком речью. Слыша слова,

малыш начинает сам произносить их.

Игра «Угадай, что звучит»

(Различение на слух звучания инструментов или коробочки с разными

наполнителями)

Развитие дыхания

Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться

говоритьспокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития

дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или

иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его

невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку,

например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной

выработке воздушной струи. Предлагаю вам некоторые игры и упражнения

для развития правильного речевого дыхания у детей:

«Пузырь»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя

за взрослым «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не

лопайся!», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя

большой круг. По сигналу взрослого «Пузырь лопнул» дети идут к центру

круга, произнося «С», подражая выходящему воздуху.

«Бабочка – лети»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой

(листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к

листочку). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка

плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет:

«Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества,

оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей

шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития

речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем

появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть

руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой

зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Советы родителям:

1. Речь взрослых (родителей и педагогов): четкая, неторопливая

грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать

слова, имитировать детскую речь;

2. Обращайте внимание детей, на то, как дети согласовывают слова в

предложении, поправляйте ребенка (исправлять допущенные ошибки);

3. Играя с ребенком, упражняйте его в согласовании имен существительных с

разными частями речи, например, с глаголами: возьмите куклу и спросите:

«Кто к нам приехал в гости?», и ребенок дает вам полный ответ: «К нам в

гости приехала кукла»;

4. Используйте игру «Чего не стало?» называть существительное в Р.п. ед.ч.

(поставить 3-4 игрушки и поочерёдно прятать одну из них…)

5. Учите ребенка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно:

поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы:

1. Что это? или кто это?

2. Какого цвета?

3. Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки)

4. Как можно назвать зайку?

6. Учите детей сравнивать предметы находить общее; чем отличается?

7. Учите подбирать слова к определенным глаголам, существительным:

собака бежит, а кто еще может бегать и т.д.

8. Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте

артикуляционную гимнастику.

9. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение

словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в

процессе наблюдений в природе. Природа имеет уникальные возможности

для развития речи детей.

10.Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и

проиграть.

Консультация "Безопасность на улицах"

Движеньем полон город:

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день и ночь горят.

Шагая осторожно,

За улицей следи –

И только там, где можно,

И только там её переходи.

С. Михалков

Уважаемые родители, ежедневно, вам и вашим дорогим и любимым

детям приходится преодолевать много препятствий, чтобы прийти, прибыть,

приехать вовремя. Каждый из нас должен быть очень осторожен и

внимателен каждую минуту, каждое мгновение, если мы находимся на улице.

• Рассказывайте ребёнку о таких важных движениях, как: остановка, поворот

головы для осмотра улицы, переход дороги.

• Не отправляйте ребёнка переходить проезжую часть впереди Вас!

• Учите ребёнка предвидеть опасность. Показывайте ребёнку стоящий

автобус и внезапно выезжающую из-за него машину. Придя домой, покажите

на примере игрушек-машин и кукол, что может случиться с куклами.

• При переходе улицы учите ребенка сосредоточиться, быть внимательным!

• Переходите дорогу по пешеходному переходу, обозначенному знаком

"Пешеходный переход", особенно, если вы с ребенком.

• Никогда не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора,

даже если совсем нет машин. Помните, что взрослый – образец поведения

для ребенка, и он когда-нибудь может оказаться в подобной ситуации,

только, уже без вас, уважаемые родители!

• Переходите проезжую часть ровно, как будто по «натянутой ниточке»,

объясните, что такая дорога – самая короткая.

• На проезжей части лучше поспешите перейти дорогу, взяв крепко за руку

ребенка, даже если горит зеленый свет светофора и нет машин, они как

правило появляются внезапно.

• Играйте дома семьей в игры с правилами дорожного движения. Выучите

сначала с ребенком особенности поведения и действий, когда горит зеленый

свет. Не спешите, расскажите, что у машин есть свой светофор, и они тоже

едут на зеленый. Только после успешного закрепления одного светофорного

света, приступайте к изучению и закреплению другого.

• Учите ребенка не выбегать на дорогу, даже если там случайно оказалась

ценная и важная игрушка. Приучайте ребенка сообщать о подобном вам,

взрослым.

Консультация "Безопасность в быту"

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания

ребенка.

Необходимо предпринимать меры предосторожности от получения

ребенком травмы, потому что дети в возрасте до 7 лет проявляют большой

интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам,

аудио и видео технике и взрывоопасным предметам.

Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер

предосторожности, который включает в себя безопасность всех

составляющих вашего дома (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)

Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых

(родителей, воспитателя, няни). Не оставляйте ребенка дома одного на

длительное время!

Но если Вам всё-таки пришлось уйти, то сначала:

Проведите с ним профилактическую беседу, объясните, какие из

окружающих его предметов способны причинить ему травму, пользование

какими приборами для него категорически запрещено.

Займите ребенка безопасными играми.

Закройте окна и выходы на балконы, при необходимости открытыми

можно оставить форточки или фрамуги.

Перекройте газовый вентиль на трубе.

Уберите с плиты кастрюли и чайники с горячей водой – опрокинув их,

ребенок может получить ожоги.

Проверьте правильность размещения игрушек, они не должны

находиться на высоте, превышающей рост ребенка, так как ребенок,

пытаясь достать игрушку со шкафа, может получить травму при падении.

Если малыш боится, а тем более плачет, ни в коем случае нельзя насильно

оставлять его дома одного. Иначе понадобится очень много времени, чтобы

избавить его от страхов, и еще очень долго он не сможет оставаться в

одиночестве даже в соседней комнате!

Выключите и по возможности изолируйте от ребенка все

электроприборы, представляющие для него опасность.

Изолируйте от ребенка спички, острые, легко бьющиеся и

легковоспламеняющиеся предметы.

Изолируйте от ребенка лекарства и медицинские препараты (таблетки,

растворы, мази), средства для мытья посуды и уборки помещения. Они

могут вызвать раздражение слизистой глаз, ожоги поверхности кожи,

отравление.

Следите за тем, чтобы ваш ребенок был под присмотром, ухожен, одет,

накормлен и вместе с вами познавал мир через окружающие его предметы, а

не самостоятельно, через травматизм и опасность жизнедеятельности!

Источники

потенциальной опасности для детей

1.

Предметы, которыми ребенку категорически запрещается

пользоваться:

спички;

газовые плиты;

печка;

электрические розетки;

включенные электроприборы.

2.

Предметы, с которыми детей нужно научить

обращаться (зависит от возраста):

иголка;

ножницы;

нож.

3. Предметы, которые необходимо хранить в недоступных для детей

местах:

бытовая химия;

лекарства;

спиртные напитки;

сигареты;

пищевые кислоты;

режуще-колющие инструменты.

Ребенок должен запомнить:

Когда открываешь воду в ванной или в кухне, первым отворачивай

кран с холодной водой. Чтобы не обжечься, добавляй горячую воду

постепенно.

Никогда не прикасайся к электрическому прибору (стиральная

машина, чайник, фен и т.д.), когда у тебя мокрые руки, потому что вода –

хороший проводник электричества, и ты можешь получить сильный удар

током.

Не трогай экраны включенного телевизора или компьютера. На экране

может скопиться статический электрический заряд, и тогда тебя ударит

током.

Уважаемые родители!

Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и

предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!



В раздел образования