Напоминание

"Влияние семейных отношений на учебный процесс младшего школьника"


Автор: Беляева Вероника Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Черногорск
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние семейных отношений на учебный процесс младшего школьника"
Раздел: начальное образование





Назад




ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНЫЙ

ПРОЦЕСС

В. И.Беляева

Отношения родителей и детей в семье имеют большое значение для общего

психологического состоянии ребенка, а также оказывают значительное влияние на

уровень успешности обучения ребенка в школе. Исходя из этого была поставлена цель

исследования.

В соответствии с задачами мы рассмотрели особенности учебного процесса

младших школьников.

Учебный

процесс

организуется

с

учетом

возможностей

современных

технологий обучения и ориентируется на формирование образованной, гармонично

развитой

личности,

способной

к

постоянному

обновлению

научных

знаний,

профессиональной мобильности и быстрой адаптации к изменениям и развитию в

социально-культурной сфере, в областях техники, технологий, системах управления и

организации труда в условиях рыночной экономики.

Очевидно, что обучение представляет собой совместную деятельность учителя

и учащихся, носит двусторонний характер. Благодаря деятельности учителя обучение

осуществляется на основе разработанных целей, содержания и программ и учение

становится управляемым процессом, приводит к желаемым результатам. Результатом

обучения и учения являются не только знания, умения и навыки, но и владение

способами деятельности и взаимодействия, опыт осуществления различных видов

деятельности, наличие системы ценностных отношения к миру и с миром, к себе и с

собой.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Границы младшего

школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе,

устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит

дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее

возможность систематического обучения в школе. С одной стороны, ребенок

сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу

вверх, с другой стороны, он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в

поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая

деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и

определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, начинает

складываться новый тип отношений с окружающими людьми.

Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста -

создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с

учетом индивидуальности каждого ребенка

Изучив множество факторов, влияющих на успешность учения младшего

школьника, в качестве основного мы выделили семью, так как ее значимость не

утрачены в данной возрастной группе, большую часть времени ребенок проводит в

семье – с родителями и братьями, сестрами. К тому же сохраняется важнейшая

социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в

современном обществе воспринимается как институт первичной социализации

ребенка. Главными задачами семьи являются формирование первой социальной

потребности ребенка – потребности в социальном контакте.

Влияние родителей особенно велико, потому, что они являются для ребенка

источником крайне важного жизненного опыта. Запас детских знаний во многом

зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в

библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Вместе с тем, с детьми важно

много беседовать. Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных

ситуаций

и

которые

умеют

справляться

с

проблемами

общения,

радоваться

разносторонним

социальным

взаимодействиям,

будут

лучше

других

детей

адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие

вокруг перемены.

В семье, где царит либеральный тип общения, ребенок соблюдает дисциплину и

определенные правила, но при этом он знает, что родители всегда его выслушают и

поддержат. Дети, которые выросли в такой семье, обычно очень отзывчивые, умеют

себя контролировать, самостоятельны, уверены в себе. Данный тип общения в семье

считается очень эффективным, так как помогает не потерять контакт с ребенком.

В семье, где царит попустительский тип общения, чаще всего процветает

анархия, так как ребенку дают слишком много свободы. Ребенок становится

диктатором для собственных родителей и не воспринимает никого в своей семье

всерьез.

Авторитарный тип отношений взрослых и детей в семье основан на жестком

подчинении и насилии. Этот тип отношений подразумевает, что родители слишком

многого ждут от своих малышей. У детей в такой семье обычно крайне низкая

самооценка, иногда у них возникают комплексы по поводу своих умений, своей

внешности. Родители в таких семьях ведут себя очень свободно и полностью уверены в

своем авторитете. Они считают, что дети должны полностью им подчиняться.

В чистом виде эти типы отношений можно найти очень редко. Чаще всего в

семьях объединяются несколько стилей общения. Обычно в семьях практикуются

компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу.

Говоря о взаимодействии семьи и школы, хочется сказать еще об одном важном

обстоятельстве — о возросшей в последнее время необходимости компенсировать

недостатки семейного воспитания.

Проанализировав литературу по проблеме исследования мы выявили трудности,

которые испытывают дети и родители в семье: отсутствие примера мужского

(женского) поведения; отсутствие примера взаимоотношения полов (муж—жена, мать

—отец); нарушение образа родителей; отсутствие полноценного источника знаний о

мире; психологическая уязвимость и незащищенность; проблемы с дисциплиной и

порядком; проблемы в межличностном общении и социальной адаптации; повышенная

агрессивность;

нарушение

образа—Я;

опасность

двигательной

и

сенсорной

депривации; опасность материнской депривации (при условии высокой занятости

матери и как следствие — недостаток общения с матерью). Весь спектр названных

трудностей приводит к проблемам в учебной деятельности. И эти выводы очевидны.



В раздел образования