Напоминание

Технологии и методические особенности разработки и проведения уроков в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования


Автор: Попова Наталья Анатольевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Технологии и методические особенности разработки и проведения уроков в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования
Дата публикации: 13.01.2021
Раздел: начальное образование





Назад




Технологии и методические особенности разработки и проведения

уроков в начальной школе в соответствии с требованиями

Федерального государственного стандарта начального общего

образования

Принципиальные методические отличия уроков в соответствии с

требованиями

ФГОС.

Типы

уроков.

Дидактические

требования

к

современному уроку. Понятие «учебная ситуация». Технологическая карта

урока согласно ФГОС.

Федеральный

государственный

стандарт

начального

общего

образования направлен прежде всего на деятельное освоение различных

сторон науки и искусства. Безусловно, такой подход к обучению музыки

позволяет повысить мотивацию учащихся, раскрыть и реализовать их

творческие потребности и способности. Ситуация успеха в различных видах

деятельности, в данном случае музыкальной, смягчает кризисы школьного

возраста, выполняя компенсирующую функцию.

Одним из главных принципов методики в настоящее время является

развивающий

характер

учебной

деятельности.

При

этом

в

системе

«взрослый-ребенок», «наставник-ученик» должно преобладать общение, при

котором учитель играет стимулирующую роль: мотивирует поиск решений,

в целом раскрывающий смысл музыки как значимого явления. Ведущую

роль в такой ситуации играет непосредственно искусство.

Усиленное внимание в содержании образования также обращено на

различные информационные технологии. Не секрет, что прочное место в

жизни школьников даже начальных классов заняли интернет, он-лайн

просмотр зрелищных и культурных программ, электронная музыка. К

современным ИК-технологиям можно также отнести и игру на синтезаторе, и

использование интерактивной доски, и показ презентаций.

В отношении уроков музыки и прочих музыкальных занятий очень

важно помнить, что несмотря на разнообразие современных технических

средств обучения, использовать их нужно вдумчиво, отдавая в отчет в их

целесообразности.

Так,

например,

прослушивание живого

исполнения

музыки будет полезнее, чем записи. Идеально заменить живое слово учителя

и звучание детского голоса современные гаджеты не могут.

В то же время, полностью отрицать и исключать технические средства

из своей работы не следует, при грамотном употреблении они могут оказать

помощь учителю, разнообразить учебную деятельность.

Для

обучения

универсальным

учебным

действиям

используются

различные методики, большинство из которых, конечно же знакомо

учителям: это могут быть экскурсии, поиск дополнительного материала на

определенную тему, обмен мнениями и обсуждение проблемных или

спорных вопросов, выступление перед другими учениками или работа в

группах.

Привычный нам и распространенный объяснительно-иллюстративный

метод проведения урока не приветствуется ФГОС. При объяснительно-

иллюстративном методе главной фигурой на уроке является учитель: он

объясняет тему, возможно, сопровождает ее показом наглядных пособий,

затем для контроля производится выборочный опрос. Минус такого подхода

в том, что при нем ребенок может так и не быть вовлеченным в

образовательный процесс, остаться незамеченным, а его стремления,

способности и потребности не будут раскрыты в полной мере.

В

соответствии с требованиями ФГОС, схема урока должна быть строиться

принципиально по-новому, и роли должны быть распределены по-другому:

на первое место выходит именно взаимодействие в системе «учитель-

ученик» и «ученик-ученик». Каждый ребенок должен стать полноценным

участником урока.

Одной из самых эффективных форм работы при таких требованиях

является работа в группах. Она имеет множество положительных сторон:

- в течение одного урока ребенок может попробовать себя в разных

ролях (например, руководителя или консультанта группы);

- меняющийся состав групп способствует более тесному общению

между детьми;

- не возникает страха перед ответом у доски на глазах у всего класса и

т.д.

Идеалом воплощения требований нового стандарта является урок, на

котором учитель лишь направляет детей и дает рекомендации, а основную

проблему дети решают самостоятельно, фактически ощущая себя ведущими

урока.

Типы уроков при этом остаются прежними, однако в них необходимо

вносить соответствующие изменения:

1. Урок изучения нового. Таким уроком может стать комбинированный

урок, лекция, урок-экскурсия, урок-практикум и др. Своей целью он имеет

изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний. Целью его является выработка умений по

применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Его цель можно определить

как выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в

новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Цель -

обобщение

отдельных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Формы проведения урока

- контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Цель – определение и

контроль уровня овладения знаниями, умениями и навыками.

К современному уроку и его схеме предъявляются определенные

дидактические требования.

Прежде всего, это четкая формулировка

образовательных задач в целом, определение составных элементов урока, их

связи с задачами урока. При этом опираться необходимо:

- на требования к результатам освоения основной образовательной

программы;

- требования к структуре основной образовательной программы

начального общего образования;

-

требования к условиям реализации основной образовательной

программы начального общего образования.

Нормативные документы содержат качественно новые дидактические

требования к урокам в целом, что касается, в частности, и уроков музыки.

О целях и задачах мы с вами уже говорили на прошлой лекции. По

сравнению с ранними стандартами их формулировки изменились не

значительно. Принципиальный момент – это то, что основное внимание

сместилось

на

результаты

основной

программы

начального

общего

образования. Эти результаты, как вы уже знаете, делятся на три группы:

личностные, метапредметные и предметные. Проще всего провести аналогию

с обучающими, развивающими и воспитательными задачами, однако следует

понимать, что они рассматривают результат урока в разных плоскостях.

Как мы уже говорили, основой учебной деятельности при реализации

ФГОС является системно-деятельностный подход. Целью этого подхода

является развитие личности учащегося на основе освоения универсальных

способов деятельности.

При пассивном участии в уроке, о котором говорилось выше, ребенок не

может развиваться в достаточной степени.

Залогом формирования его

самостоятельности является собственное, личное действие. Следовательно,

образовательной задачей является создание условий, в которых это действие

провоцировалось и стимулировалось бы.

Еще одним новым важным понятием, которое вводится во ФГОС,

является учебная ситуация. Под учебной ситуацией имеется в виду такой

цельный

элемент

учебного

процесса,

в

рамках

которого

дети

под

руководством

учителя

находят

предмет

своего

действия,

исследуют,

преобразуют (например, дают новую формулировку, предлагают свое

описание), запоминают в процессе такой работы. Задача учителя – научиться

выявлять и создавать учебные ситуации в качестве отдельных структурных

единиц

учебных

деятельности.

Кроме

того,

учебные

задачи

также

необходимо уметь трансформировать в учебные ситуации.

При создании учебной ситуации необходимо учитывать следующие

моменты:

- возраст ученика;

- специфику учебного предмета (в данном случае «Музыки»);

- сформированность универсальных учебных действий учащихся.

Существуют приёмы, облегчающие учителю задачу создания учебной

ситуации. Можно, например:

- предъявить противоречивые факты, теории;

- сравнить житейское представление и научный факт;

- использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Изучаемый на уроке учебный материал будет служить как основа для

создания учебной ситуации, а ребенок должен будет совершить конкретные

действия – работать с литературой, проанализировать текст, создать

презентацию и т.д. При этом он будет осваивать характерные для предмета

способы

действия,

т.е.

приобретать

не

только

предметные,

но

и

познавательные компетенции.

Динамика

структуры

еще

одно

дидактическое

требование

к

современному уроку. Общая, объединенная целью деятельность, должна

состоять

из

набора

разнообразных

операций.

При

этом

учителю

поддерживать инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивать

приоритет деятельности ребенка по отношению к деятельности самого

учителя.

Один из вариантов построения уроков музыки – в соответствии с

принципом развития и смены эмоциональных состояний, связанных с

этапами

драматургии

урока:

вступление

(сообщение

темы),

завязка

(постановка проблемы), развитие (изложение материала), эмоциональная

кульминация (разрешение проблемы), заключение (вывод).

Одной из глобальных проблем в обучении музыке является устойчивое

заблуждение о том, что главным, чуть ли ни единственным, механизмом

изучения музыкальных произведениях является обсуждение настроения от

прослушанного. Это не так. Говоря об эстетическом развитии личности,

слово

«эстетическое»

используют

как

синонимичное

«чувственному».

Отсюда следую в целом правильное заключение о том, что на уроках

необходимо говорить о чувствах и настроениях, возникающих в результате

взаимодействия

с

искусством.

Однако,

если

учебная

деятельность

ограничивается

этим,

музыкально-эстетического

развития

ребенка

не

происходит, уровень остается прежним, а восприятие искусства (в данном

случае, музыки) остается поверхностным.

В этом плане ФГОС дает нам подсказку. При контакте с искусством,

необходимо использовать логические и мыслительные операции – оценивать,

анализировать, размышлять, обсуждать, причём не только сами возникающие

чувства, но и их причины. Таким образом, содержанием произведения

искусства окажутся не только сами чувства, но и общечеловеческие ценности

и закономерности. Это как раз и приведет к более глубокому осмыслению

явлений искусства и развитию ученика.

Все

вышеуказанное,

конечно,

отражается

и

на

требованиях

к

оформлению

письменной

документации,

относящейся

к

урокам.

В

различных

образовательных

учреждениях

форма

представления

технологической карты и конспекта урока может различаться. Однако есть

обязательные моменты, которые в них должны быть отражены. Перечислим

их и структуру технологической карты.

1. УМК, авторы, класс, предмет

2. Методический комментарий при необходимости

3. Описание информационно-образовательной среды. Сюда относятся

учебно-методическое сопровождение, дидактические материалы, ИКТ.

4.

Планируемые

результаты:

предметные,

метапредметные

(познавательные, коммуникативные, регулятивные), личностные.

Подсказкой для формулировки предметных результатов могут служить

формулировки

из

Примерной

основной

образовательной

программы

начального общего образования и учебно-методических материалов авторов

учебника. При Формулировке метапредметных и предметных результатов

необходимо руководствоваться ФГОС НОО и

Примерной основной

образовательной программы начального общего образования.

5. Далее следует непосредственно ход урока, в котором указываются

этапы урока с указанием времени, отведенного на каждый этап, описывается

деятельность учителя и деятельность учеников с указанием способов ее

организации

(фронтальной,

индивидуальной,

групповой,

в

парах),

информационно-образовательная среда и формируемые на каждом этапе

учебные действия.



В раздел образования