Напоминание

здоровьесберегающие технологии


Автор: Иван Константинович Конев
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Овгортская ШИСОО
Населённый пункт: с. Овгорт
Наименование материала: Возможности применения игровых технологий в процессе обучения детей младших классов
Тема: здоровьесберегающие технологии
Дата публикации: 13.01.2021
Раздел: начальное образование





Назад




РЕФЕРАТ

Тема: «Исследование возможностей использования игровых технологий на

уроках физической культуры»

Учитель по физической культуре

Конев И.К.

Овгорт

2020

Содержание.

I. Введение – стр.3

II. Глава 1. Роль игры в процессе укрепления здоровья и реализации творческой

активности ребёнка младшего школьного возраста. – стр.6

1.1 История происхождения подвижных игр. – стр.6

1.2 Значение подвижных игр в жизни детей. – стр.7

1.3 Игра в процессе обучения младших школьников. – стр.9

1.4 Использование подвижных игр в условиях образовательного учреждения. –

стр.16

III. Глава 2. Экспериментальное изучение влияния подвижных игр на здоровье

младших школьников. – стр.23

2.1 Организация и проведение подвижных игр. – стр.23

2.2 Содержание и анализ опытно-экпериментальной работы по выявлению

влияния подвижных игр на здоровье младших школьников. – стр.25

VI. Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование возможностей

использования подвижных игр в процессе реализации активности детей

младшего школьного возраста. – стр.28

3.1 Метод и организация исследования. – стр.28

3.2 Технология использования подвижных и спортивных игр. – стр.34

3.3 Описание применяемых подвижных игр. – стр.40

3.4 Анализ полученных результатов. – стр.41

V. Заключение. – стр.50

VI. Список использованных источников. – стр.53

Введение

Бурное развитие техники в мире, широкое внедрение в нашу жизнь

компьютеров, телевидения, сотовых телефонов, киберигрушек вынуждает

современного ребёнка вести малоподвижный образ жизни. Сегодняшний темп и

образ жизни всё меньше времени оставляет школьнику для непосредственного

общения с друзьями, для прогулок на свежем воздухе.

Гиподинамия, питание фаст-фудом, психологические стрессы, недостаток

свободного времени, нечастое общение с друзьями за рамками школы –

накладывает негативный отпечаток на здоровье школьника.

Поэтому актуальность проблемы использование подвижных игр в жизни

современных детей становится острой и необходимой. Социально-

экономические перемены в современном обществе сопровождаются глубокими

изменениями в системе образования. Это явление вносит коррективы в теорию

и практику учебно-воспитательного процесса. Пришедший в действие механизм

школы показал, что его источники находятся в творчестве учителей, в их

инновационной деятельности, которая является двигателем развития творческой

индивидуальности детей.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса обучения и

разностороннее развитие личности ребенка требует гармоничное сочетание

процесса учебной деятельности, в рамках которого формируются базовые

знания, умения и навыки с творческой активностью, связанной с развитием

индивидуальных задатков учащихся, их познавательной и двигательной

активности. Многочисленные наблюдения педагогов и психологов убедительно

доказывают, что умелое использование игры в учебном процессе облегчает

процесс усвоения знаний, умений и навыков и благоприятно воздействует на

развитие психических и физических процессов, в том числе на развитие

творческих способностей детей. Также подвижные игры, являются как средство

сбережения здоровья школьников.

В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в

психическом и физическом развитии ребенка. По мнению отечественных

психологов, в игре все стороны личности формируются в единстве, во

взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в

физическом развитие, и в психике детей, подготавливающие к новой, более

высокой стадии развития (Эльконин Д.Б., 1997). В игре, как в фокусе,

собираются; в ней проявляются и через нее формируются все стороны личности,

особенно творческая индивидуальность (Рубинштейн Л.С., 1989). По мнению

Л.С. Выгодского (1984), игра является источником творческого развития и

создает зону ближайшего развития.

В данное время мы наблюдаем малое количество методических приемов,

направленных на развитие творческой индивидуальности детей младшего

школьного возраста на уроках физической культуры.

Неудивительно, что римляне единым словом «Ludens» обозначали два понятия,

по их мнению, неразрывно связанных друг с другом, - «школа» и «игра»,

полагая, что развитие всех сторон личности ребенка, в том числе развитие

творческой активности, будет происходить более эффективно в игре.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформировать цель

исследования – выявить возможности использования подвижных игр как

средства укрепления здоровья и реализации творческой активности детей

младшего школьного возраста.

Объект исследования – является здоровье младших школьников и реализация

творческой активности.

Предмет исследования – подвижная игра, как средство сбережения здоровья и

реализации творческой активности детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1) провести анализ научно - методической литературы по данной проблеме;

2) изучение игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста;

3) выявление опытно-экспериментальным путём эффективность влияние

подвижных игр на укрепление здоровья и реализации творческой активности

детей младшего школьного возраста.

Гипотеза – предполагается, что разработанная нами методика, используемая на

уроках физической культуры для детей младшего школьного возраста с

активным применением вариативности подвижных игр, окажет положительное

влияние на физическое и психологическое состояние детей и на формирование

творческой активности.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- разработана методика, используемая для реализации творческой активности на

уроках физической культуры детей младшего школьного возраста средствами

подвижных игр;

- установлена эффективность использования игровой ситуации для реализации

творческой активности;

- установлена эффективность использования подвижных игр для улучшения

физического и психологического состояния, эмоциональной комфортности

детей младшего школьного возраста, как фундамент реализации творческой

активности.

- установлена эффективность влияния подвижных игр на укрепление здоровья

младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана

методика применения вариативности подвижных игр, направленных на

реализацию творческой активности детей младшего школьного возраста на

уроках физической культуры. Полученные данные могут быть использованы в

процессе подготовки и переподготовки учителей физической культуры.

Результаты исследования могут быть непосредственно использованы в практике

педагогической деятельности.

Глава 1. Роль игры в процессе укрепления здоровья и

реализации творческой активности ребёнка младшего

школьного возраста.

1.1 История происхождения подвижных игр.

Игра – величайшее чудо из чудес, изобретённых человеком. История

современных подвижных игр уходит своими корнями в фольклор. Многие игры,

в которые сегодня играют дети, пришла к нам из древних ритуалов, обрядов и

танцев. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,

национальные устои, представление о чести, мужестве, желание обладать силой,

выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку,

выдержку, находчивость, стремление к победе. По содержанию все народные

игры лаконичны, выразительны и доступны детям. Они вызывают работу

мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствуют внимание,

память, приучают выполнять правила, укрепляют их организм.

Запас двигательной энергии ребёнка, особенно младшего возраста, настолько

велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным

путём – в игре, и это хорошо было известно с древних времён.

В России игры всегда были популярны, их называли забавами, развлечениями,

потехами. Русская народная культура издавна богата играми, в которых

сочетается веселье, удаль, выдумка и искромётность. Игра – неотъемлемая часть

народных праздников и гуляний. Народные игры, забавы всегда соотносились с

природой (плелись венки и украшались берёзы, ёлки), с определёнными этапами

в жизни человека (день рождения, свадьба и др.).

Для обозначения большой группы игр, цель которых – физическое развитие и

оздоровление детей, используется термин «подвижные игры».

Подвижные игры требуют больших открытых пространств, обилия чистого

воздуха, а потом они отвечают идеалам оздоровления.

1.2 Значение подвижных игр в жизни детей.

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего развития детей,

характерной особенностью которого является комплексное воздействие на

организм и на все стороны личности ребёнка.

Подвижная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие: она требует,

чтобы организм выполнял ряд физиологически важных движений, и, таким

образом, в значительной степени способствует правильному росту и

развитию. Игры без преувеличения можно назвать витаминами

душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой

скрывается немало возможностей.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и

совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.

Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах

жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в

самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается

химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и

обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию

мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов,

особенно позвоночника. При быстрых движениях во время игры улучшается

процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение

крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное

кровообращение. Повышенная деятельность сердца и лёгких улучшает

координацию движений, ускоряет все биологические процессы в организме,

оказывает влияние и на психическую деятельность.

Игра – естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам,

заложенным самой природой в развивающимся организме ребёнка, - неуёмной

потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия,

являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают

мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют обмен веществ.

Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.

Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему

и всестороннему их развитию. Кроме того, подробнее, с учётом возраста,

состояния здоровья, степени физической подготовленности детей, подвижные

игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению,

укреплению организма ребёнка, закаливанию и тем самым профилактике

заболеваний.

Все игры детей принято делить на две большие группы:

Игры с готовыми «жёсткими» правилами (спортивные, подвижные,

интеллектуальные);

Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых

действий.

К подвижным относятся игры, направленные преимущественно на общую

физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих;

они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связанных с

вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, и просты по

своему содержанию и правилам.

Принято делить игры на:

1. Элементарные игры с правилами:

а) сюжетного характера («Лохматый пёс», «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса»);

б) бессюжетные, где в основе лежат правила (догонялки, прятки, ловишки,

игры-эстафеты);

в) аттракционы со специально создающимися условиями (прыжки в мешках,

пронести воздушный шарик в ложке, приклей нос Буратино);

г) игры-забавы на развитие мелкой моторики пальцев (пальчик-мальчик, сорока,

колечко).

2. Сложные игры с правилами:

а) спортивные (футбол, пионербол);

б) игры с элементами спорта (городки, кегли, кольцебросы).

Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную

детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях,

совместной деятельности и радостных эмоциях.

1.3 Игра в процессе обучения младших школьников

Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. В

этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90% веса мозга

взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование

нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками,

усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7-8 годам нервная

ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает

их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закладывают

основу для следующего этапа умственного развития ребенка.

Особенности учебной деятельности. Учебная деятельность представляет собой

деятельность, направленную на самого учащегося. Собственное изменение

прослеживается и выявляется на уровне достижений. Самое существенное в

учебной деятельности, это рефлексия на самого себя, отслеживание новых

достижений и происшедших изменений.

С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне,

психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными

видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование,

конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться.

Произвольное управление действиями, которое необходимо в учебной

деятельности, соблюдение правил, возможно, на первых порах, когда ребенку

ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малым

числом заданий. Длительное напряжение произвольного внимания к учебным

действиям затрудняет и утомляет ребенка.

Игра - не только сугубо детская деятельность. Это и занятие, служащее для

развлечения, для заполнения досуга людей всех возрастов.

Обычно ребенок постепенно начинает понимать значение игры в условиях его

нового места в системе социальных отношений людей, при этом неизменно и

страстно любит играть.

Развитие познавательных процессов. Развитие мышления. Особенность

здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность

ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение

своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается

установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например,

может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. Чем активнее в

умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем

разнообразнее эти вопросы.

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через

многочисленное “зачем?” “как?” “почему?”. Он вынужден оперировать

знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа

на вопрос. При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их,

реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Он

представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем

воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в

результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным.

Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить,

что этот вопрос сенситивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом,

особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых

для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок

сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств

предметов, как длина, объем, вес и другие.

Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводит

к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Ребенок

попадает в зависимость оттого, что он видит в каждый новый момент изменения

предметов. Однако в начальных классах ребенок уже может мысленно

сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже

формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников.

Развитие внимания. Познавательная активность ребенка, направленная на

обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых

объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если 6-7-ми-летний

ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а

то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной

деятельности. Однако, такие результаты сосредоточения внимания - следствие

интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и

чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той

деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.

И, все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать

свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно

сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности

или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения.

Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания

является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и

достаточно частой смены форм деятельности.

Развитие воображения. В младшем школьном возрасте ребенок в своем

воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в

игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит в

другие виды деятельности.

В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют

специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям

воображения. Учитель на уроках предлагает детям представить себе ситуацию,

в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти

учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в

подкреплении специальными орудиями - иначе ребенок затрудняется

продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть

реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и другое.

Сочиняя всевозможные истории, рифмуя “стихи”, придумывая сказки,

изображая различных персонажей, дети могут заимствовать известные им

сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой, вовсе не замечая

этого. Однако нередко ребенок специально комбинирует известные сюжеты,

создает новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих

героев. Ребенок, если у него достаточно развиты речь и воображение, если он

получает удовольствие от рефлексии на значения и смысл слов, словесных

комплексов и образы воображения, может придумать и рассказать

занимательный сюжет, может импровизировать, наслаждаясь своей

импровизацией сам и включая в нее других людей.

В воображении ребенок создает опасные, страшные ситуации. Главное -

преодоление, обретение друга, выход к свету, например, радость. Переживание

негативного напряжения в процессе создания и развертывания воображаемых

ситуаций, управление сюжетом, прерывание образов и возвращение к ним

тренируют воображение ребенка как произвольную творческую деятельность.

Кроме того, воображение может выступать как деятельность, которая приносит

терапевтический эффект.

Воображение, каким бы фантастическим оно ни было в своей сюжетной линии,

опирается на нормативы реального социального пространства. Пережив в своем

воображении добрые или агрессивные побуждения, ребенок тем самым может

подготовить для себя мотивацию будущих поступков.

Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения

ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического

опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к

творчеству и способ освоения нормативности социального пространства.

Последнее принуждает работать воображение непосредственно на резерв

личностных качеств.

Дружба школьников. Отношения между школьниками постоянно меняются.

Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под

надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени

проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские

отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По

мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать

потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо

обеспечить себе эмоциональную безопасность.

Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным

фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей,

решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила

“детского общества” позволяют узнать о правилах, принятых в обществе

взрослых. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие

понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство,

лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать

реальный личностный смысл.

Таким образом, младший школьный возраст определяется важным

обстоятельством - поступлением ребенка в школу. Новая социальная ситуация

ужесточает условия жизни ребенка и выступает как стрессогенная.

Игра - эмоциональная деятельность, поэтому она представляет огромное

значение в воспитательной работе с детьми. Среди большого разнообразия игр

широко распространены у детей подвижные игры.

Собственно, элементарные подвижные игры представляют собой сознательную

инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели,

добровольно установленную самими играющими. Достижение цели требует от

играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от

творчества и инициативности самих играющих (быстро добежать до цели,

быстрее и точнее бросить в цель, быстро и ловко догнать «противника» или

убежать от него и т.п.).

Собственно, подвижные игры не требуют от участников специальной

подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и

руководителями в зависимости от условий, в которых проводятся игры. В них

нет точно установленного числа играющих, точного размера площадки, также

варьируется и инвентарь (булавы или кегли, волейбольный или простой мяч,

маленькие мячи или мешочки с горохом (песком), гимнастическая или простая

палка и т.п.).

Особое значение имеют коллективные (групповые) подвижные игры, в которых

учувствуют группы играющих, классы, свободные социальные группировки

детей.

Всем коллективным подвижным играм присущ соревновательный элемент

(каждый сам за себя или за свой коллектив), а также взаимопомощь,

взаимовыручка в интересах достижения установленной цели. Характерным для

коллективных подвижных игр является все время меняющаяся ситуация в игре,

требующая от играющих быстроты реакции. Поэтому, в процессе игры все

время меняются и взаимоотношения: каждый стремится создать для себя или

для коллектива наиболее выгодное, по сравнению с «противником», положение.

Каждая подвижная игра имеет свои содержание, форму (построение) и

методические особенности.

Содержание подвижной игры составляют: сюжет (образный или условный

замысел игры, план игры), правила и двигательные действия, входящие в игру

для достижения цели.

Форма подвижной игры – организация действий участников, предоставляющая

возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели. В

одних играх участники действуют индивидуально или группами, добиваясь

своего личного интереса, в других – коллективно, отстаивая интересы своего

коллектива, своей команды. Также различают построения играющих для игры

(врассыпную, в круг, в шеренгу).

Методические особенности игры, зависят от ее содержания и формы.

В педагогической практике используется два вида подвижных игр:

1. Игры свободные, творческие или вольные (по определению Н.В. Крупской), в

которых участники намечают сами план игры и сами осуществляют

намеченную цель. У детей младшего школьного возраста они чаще всего

бывают сюжетными, когда роли распределяются в зависимости от сюжета,

поэтому психологи называют их ролевыми. Они могут одиночными и

групповыми.

2. Организованные подвижные игры с установленными правилами, требующие

руководства ими взрослыми руководителями.

Они очень разнообразны по содержанию и сложности:

простые некомандные подвижные игры, в которых каждый участник,

соблюдая правила, борется за одного себя. Вся игровая деятельность направлена

на достижение личного превосходства над другими в ловкости, силе, меткости,

быстроте и других качествах. В этих играх главное значение приобретает

личная инициатива, творчество и умение целесообразно использовать свои

личные качества, двигательные возможности;

более сложные, переходные к командным подвижные игры, в которых

играющие отстаивают свой интерес в первую очередь, но иногда, по личному

желанию помогают товарищам, выручая их, помогают спастись им от

нападающего в игре («салки – давай руку», «перебежки с пленом»). Иногда

играющий может вступить во временное сотрудничество с другими игроками

для достижения цели. В некоторых играх такое сотрудничество даже

предусмотрено правилами («белые медведи», «караси и щука»);

командные подвижные игры, в которых играющие составляют отдельные

коллективы – команды. Они характеризуются совместной деятельностью

команд, направленное на достижение общей цели, подчинением личных

интересов интересам команды. От действия каждого игрока зависит удача всей

команды. В командных играх необходимо согласовывать свои действия с

действием своих товарищей. Часто в командных играх для координирования

действий и общего руководства игрой появляется необходимость выделения из

среды играющих капитанов команд, подчинение которым является

обязательным для всех.

Таким образом, можно сделать вывод, что учебная деятельность этого возраста

представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Игра -

эмоциональная деятельность, поэтому она представляет огромное значение в

воспитательной работе с детьми.



В раздел образования