Автор: Виссарионова Елизавета Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Симферополя
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.
Раздел: среднее образование
Класс
5а
Урок
87
Дата
23.04.
Тема
Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о
балладе.
Ц е л ь:
Формировать представления о личности Р.Л.Стивенсона; познакомить с основными фактами жизни и творчества
писателя; углубить знания о жанре баллады и ее жанровых признаках; познакомить с содержанием, сюжетом и
жанровыми особенностями баллады Стивенсона «Вересковый мёд»; развить навыки выразительного чтения баллады и
умения характеризовать героев и их поступки, выявлять жанровые особенности произведения.
Планируемые
результаты
(задачи)
Обеспечить условия для формирования предметных результатов
:
развитие навыков выразительного чтения баллады;
умения характеризовать героев и их поступки, выявлять жанровые особенности произведения.
метапредметных результатов:
Личностные УУД: осмысление нравственных и этических ценностей; развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; осознанное и произвольное построение речевых
высказываний в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД: приобретение опыта работы в группе; овладение навыками смыслового чтения текста в
соответствии с целями и задачами; готовность выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
формулирование собственного мнения и позиции, аргументировать ее.
Познавательные УУД: смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста; формулирование ответов на
вопросы учителя и сверстников; определение основной и второстепенной информации.
Оборудование
Тетради, учебники, раздаточный материал, ИКТ
Тип урока
Урок усвоения новых знаний
Этапы урока
Содержание урока
УУД
I. Орг. момент.
Мотивационный этап.
Дорогу осилит идущий,
А знания – помощь в пути.
Упорство, к успеху ведущее,
Мечты ваши в жизнь воплотит.
Как вы понимаете эти слова?
Желаю вам, ребята, успеха на трудной дороге
познания сегодня на уроке и каждый день. Нужно
только помнить, что мечты сбываются у тех, кто
готов упорно трудиться. Вы готовы сегодня
Личностные УУД:
осмысление нравственных и этических ценностей.
Регулятивные УУД: создание условий для возникновения у
обучающихся внутренней потребности включения в учебную
деятельность, планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками.
трудиться?
II. Мобилизирующий
этап. Актуализация
опорных знаний.
Я не случайно начала урок со слов «дорога»,
«путь». Ведь сегодня у нас не обычный урок, а
урок-путешествие. Куда? А вот послушайте…
(звучит музыка: шотландская волынка).
Что вы представляли, слушая музыку?
(Учащиеся выдвигают свои версии)
Какой инструмент звучал?
(Волынка)
Символом какой страны является волынка?
(Шотландии)
Как вы думаете, почему именно шотландская
волынка звучит на нашем уроке сегодня?
(Мы будем изучать шотландского автора)
(Карта
Шотландии,
виды
страны,
люди,
играющие на волынках)
Правильно, мы отправляемся путешествовать в
Шотландию, точнее на родину шотландского
поэта
и
прозаика
Р.Л.Стивенсона,
автора
замечательной
баллады
«Вересковый
мед»,
чтобы познакомиться …
-Кто продолжит: с чем и с кем нам предстоит
знакомство?
Какая будет тема нашего занятия?
Что бы вы хотели узнать на уроке?
Какие цели вы можете поставить перед собой?
Что нам нужно, чтобы достичь поставленных
целей?
Сегодня мы познакомимся с биографией поэта,
его творчеством и в частности с балладой
«Вересковый мед».
А помогут нам в этом наши консультанты:
биолог и биограф поэта.
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи для
выполнения заданий изученных видов.
Познавательные: анализ содержания заданий с целью выделения общих
признаков, подведение под понятие.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого
высказывания, подведение под понятие.
Путешествие начинается.
В добрый путь!
III . Восприятие и
первичное осознание
новых знаний.
Предоставим
слово
нашим
проводникам-
консультантам.
(Читают
доклады
заранее
подготовленные
ученики)
Визуальный
ряд
–
серия
слайдов,
иллюстрирующих
сообщение
учащегося:
портрет
Стивенсона
и
карта
его
путешествий
БИОГРАФ:
- Роберт Льюис Стивенсон родился в Шотландии
13
ноября
1850
года,
в
Эдинбурге,
в
обеспеченной семье. Дед и отец его были
инженерами – строителями маяков, поэтому
вполне
объяснимо,
что
юного
Роберта
притягивало всё, что было связано с морем. Он
часами наблюдал за волнами, рифами, слушал
истории о кораблекрушениях. Всё это питало
воображение
мальчика
и
будило
любовь
к
родному краю, к истории Шотландии.
Жизнь писателя была не простой. По
наследству от матери Роберту досталась тяжелая
болезнь – туберкулёз, и он был надолго прикован
к постели.
Стивенсону
приходилось
постоянно
сражаться с судьбой не на жизнь, а на смерть в
прямом смысле этого слова. Вот предписание
врача для 24-летнего Роберта: «Абсолютный
покой, никаких волнений, даже приятных; не есть
слишком много, не пить слишком много, не
слишком
много
смеяться;
можно
немного,
действительно
немного
писать,
очень
мало
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
точностью.
разговаривать и как можно меньше ходить».
Итак, ему противопоказаны волнения, а он
то и дело попадает во всяческие передряги. Ему
запрещено движение, а он плавает на каноэ и
пешком путешествует по Европе и Америке,
плавает по южным морям и даже строит дом по
собственному плану на острове Самоа в Тихом
океане.
Визуальный
ряд
–
серия
слайдов,
иллюстрирующих сообщение учащегося
БИОЛОГ:
- Вереск - вечнозелёное растение. Высота 30-50
сантиметров, листочки мелкие, свёрнутые, темно-
зелёного цвета. Цветки вереска мелкие, сиренево-
розовые,
колокольчатые.
Плод
–
маленькая
коробочка, в которой созревают очень мелкие
семена.
Зацветает вереск поздно – в конце июля, в
августе. Он продолжает радовать глаза людей
ковром из цветов, когда другие цветы уже завяли
– порой до снегов.
Поэтическая красота цветущих зарослей
вереска с древности вдохновляла творческих
людей,
и
они
воспевали
её
в
своих
произведениях.
Лечебные
свойства
верескового
мёда
восхвалялись в песнях и легендах. Шотландцы
рассказывают
о
своих
предшественниках
–
пиктах, которые погибли, но не выдали врагам
секрета напитка из верескового мёда, делавшего
людей молодыми и сильными.
Учитель: Мы коротко узнали, что собой
представляет Шотландия и почему ее называют
страной верескового меда. Эта страна славится
еще и талантливыми людьми, среди которых
замечательные писатели и поэты: Вальтер Скотт,
Роберт Бернс, Артур Конан Дойл и, конечно же,
Роберт Льюис Стивенсон.
Вот такая непростая судьба у Р.Л.Стивенсона. Но
это не помешало ему стать писателем. Он
написал множество прекрасных произведений
(более 30 томов). Знаете ли вы какие-либо
произведения Стивенсона?
(Учащиеся выдвигают предположения, если дети
не могут вспомнить, учитель подсказывает)
Самые известные из них – романы «Остров
сокровищ», «Черная стрела», «Похищенный».
Среди малых жанров особую популярность имеет
баллада «Вересковый мед».
Работа с понятием «баллада».
-Давайте вспомним, что нам известно о балладе
как литературном жанре.
Опрос:
Что такое баллада?
(Баллада – лиро-эпическое произведение, то есть
рассказ, изложенный в поэтической форме)
Назовите черты, характерные для жанра баллады.
(Поэтическая
форма,
исторический,
мифический или героический характер)
С какими балладами вы познакомились в этом
учебном году?
(Например, Жуковский В. А. «Кубок»)
Обратимся к балладе Стивенсона «Вересковый
мед», которую впервые на русский язык перевел
в 1936 г. Н.Чуковский, а позже в 1942 г. –
С.Я.Маршак. В переводе Маршака мы и будем ее
читать.
Физкультминутка (просмотр видеоролика).
Работа с текстом – чтение и анализ баллады.
Работа с Картой путешественника.
(Детям был роздан раздаточный материал –
Карта путешественника (Приложение 1)
Ребята, после прочтения баллады мы уже можем
с
вами
начать
заполнять
нашу
карту
путешественника, которая лежит у вас на партах.
Давайте продолжим работу с Картой и закончим
ее заполнение.
(Дети анализируют произведение и заполняют
карту)
(Один ученик выходит к доске и заполняет карту
у доски)
IV Первичная проверка
понимания усвоенного,
первичное закрепление
усвоенного
Ребята, давайте сделаем выводы из прочитанного
и услышанного от ваших одноклассников.
Выводы:
Во имя чего жертвует сыном старик-пикт? Ведь
был же у него выбор: сохранить жизнь свою и
сына, выдав секрет.
(Старик хотел сохранить секрет во что бы то
ни стало, ради этого он пошел на такой
страшный грех – пожертвовал сыном. Секрет
меда для него был важнее жизни своего ребенка)
Как вы относитесь к выбору старика? Правильно
ли он поступил?
(Учащиеся
выдвигают
свои
версии
(могут
поддержать или осудить старика)
Можно ли назвать поступок старика подвигом?
(Если со стороны своего народа – да, он не
раскрыл их секрет, не предал свой народ, если же
со
стороны
отцовской
любви
–
нет,
он
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, самостоятельное создание
способов решения заданий.
общеучебные: извлечение из текста необходимой информации,
выполнение действий по алгоритму, осознанное и произвольное
построение речевого высказывания.
Коммуникативные: учёт разных мнений, формулирование и
аргументация своего способа решения.
пожертвовал самым родным ему человеком из-за
секрета меда)
А что такое подвиг? И кого мы называем героем?
(Подвиг – это поступок, совершенный во благо
других людей. Герои – это люди, которые
жертвуют собой ради других, пусть и не близких
им людей)
Почему у героя нет имени?
(Старик воплощает собой весь народ пиктов и
поэтому ему не было дано имя)
Какова основная мысль (идея) баллады?
(Автор
хотел
показать
нам
мужество
и
смелость,
жестокость
сердца,
сохранение
святой тайны)
V Применение
учащимися знаний в
стандартных условиях
с целью усвоения
навыков
Предлагаю вам поработать по цепочке. Игра «Ты
мне - я тебе».
Учащиеся
получают
задание
разработать
вопросы
по
содержанию
баллады.
Ученики
задают
вопросы
по
цепочке
своим
одноклассникам.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в
ситуации затруднения.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение.
V Домашнее задание.
Написать письмо литературному герою – старику
(поддерживаете ли вы его поступок).
VI. Рефлексия
Вот и подошло к концу наше литературное
путешествие. Я думаю, оно было увлекательным
и полезным. Ребята, мы достигли поставленной
цели?
Узнали
много
интересного
о
замечательном
писателе
Р.Л.Стивенсоне?
Я
надеюсь,
что
вам
захочется
читать
его
произведения.
Детям дается возможность высказать свои
впечатления об уроке и выбрать фразеологизм,
Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное
понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
который описывает их работу на уроке
(фразеологизмы выведены на слайд):
1. Блуждать в потёмках
2. В трёх соснах заблудиться
3. Засучив рукава
4. Шевелить мозгами
5. Не покладая рук
6. Играть в бирюльки
7. Из кожи вон лезть
8. Одним махом
СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе
упорно трудился и помог сделать успешным наш
урок!
Оценки за урок.