Напоминание

"Потенциальная энергия"


Автор: Присяжнюк Юрий Владимирович
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГБПОУ РО ПЛ №33
Населённый пункт: г. Шахты, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка урока по дисциплине "Физика"
Тема: "Потенциальная энергия"
Раздел: полное образование





Назад





Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«ШАХТИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №33»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине « Ф И З И К А » .
Т Е М А У Р О К А :
«ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ»
к.т.н., доц., преподаватель ГБПОУ РО ПЛ № №33
П р и с я ж н ю к

Ю . В .

Шахты

2016


СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Пояснительная записка (слайд №3) 2. Организационная информация (слайд №4) 3. Методическая информация (слайды №5-№7) 4. Подробный конспект урока (слайды №8-№12) 2 5. Тема и цели урока (слайд №13) 6. Проверка на практике знаний, полученных на предшествующем уроке (слайды №14, №15) 7. Движение тел на наклонной плоскости (физика движения двойного конуса) (слайды №16-№18) 9.ПРИЛОЖЕНИЯ №1 Видеоурок «Потенциальная энергия» (слайд №21) №2 Видеодемонстрация движения тел на наклонной плоскости (слайд№22) №3 Фото установки для демонстрации движения тел (слайд №23) 8. Самостоятельная работа обучающихся, как подведение итогов и проверка достижения целей урока (слайд №19)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы «
Физика
» по профессии
08.01.18 «Электромонтажник

электрических сетей и электрооборудования»
осуществляется в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций (примерная).– М.: 2015 г., предназначенной для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих с учётом технического профиля получаемого профессионального образования. 3 Возврат к содержани ю
Предмет Физика Тема урока «Потенциальная энергия» Класс 10 Автор урока (ФИО, должность) Присяжнюк Юрий Владимирович, преподаватель физики Образовательное учреждение ГБПОУ РО ПЛ №33 Республика/край / поселение Ростовская обл., г. Шахты
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
4 Возврат к содержани ю

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тип урока Урок изучения нового материала Вид урока Смешанный (лекция, практическая работа, демонстрация явления) Цели урока Ввести понятие потенциальной энергии; дать определение потенциальных энергий тела в поле тяжести Земли и упруго деформированного тела; показать связь изменения потенциальной энергии с работой консервативных сил. Научиться определять практически значения потенциальной энергии. Усвоить свойство изолированной системы тел принимать положение с минимальной потенциальной энергией 5 Возврат к содержани ю

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Задачи урока
Образовательные:
- Закрепить основные понятия темы «Работа. Механическая энергия» - Формировать умения и навыки применять полученные знания в практической области при решении задач - Формировать умение говорить на языке предмета
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, речь обучающихся - Развивать способность к обобщению, систематизации полученных знаний - Развивать познавательный интерес
Воспитательные:
- Воспитывать у обучающихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи - Формировать умения работы в коллективе - Прививать устойчивый интерес к изучению физики
Здоровьесберегающие:
- Профилактика умственного перенапряжения путём смены деятельности 6 Возврат к содержани ю

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят и др. обучающиеся в ходе урока
Понятия:
Потенциальная энергия; потенциальная энергия системы «тело-Земля»; потенциальная энергия упруго деформированного тела; работа сил тяжести и упругости и ее связь с изменением потенциальной энергии; свойство изолированной системы
Навыки и умения
решать задачи на определение потенциальных энергий в поле тяжести земли и упруго деформированных тел; объяснять явление, происходящее в изолированной системе тел. Необходимое оборудование и материалы Компьютер, проектор, экран, видеоурок 1 по теме «Потенциальная энергия», наклонная плоскость, цилиндр, тело в виде двойного конуса 7 1 Видиоуроки официально приобретены преподавателем на сайте VIDEOUROKI.NET Возврат к содержани ю

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА
Мотивация учащихся
1.
Знания понятий и законов по теме «Работа. Механическая энергия» помогает объяснить многие явления происходящие в природе
2.
Умения решать задачи по данной теме существенно для сдачи ЕГЭ, т.к. разделу «Механика» отведена значительная часть заданий экзамена
3.
Данный материал так подробно изучается только в 10-м классе
4.
Материал имеет практическую направленность 8 Возврат к содержани ю

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Это шестой урок в планировании по теме «Работа. Механическая энергия». Обучающиеся уже усвоили такие понятия, как работа силы, мощность, механическая энергия, изменение кинетической энергии, работа сил тяжести и упругости
1. Организационный

момент
Преподаватель приветствует обучающихся, объявляет тему и вместе с ними формулирует цель урока (на экране проецируется соответствующий слайд №13) (2 мин)
2. Проверка на

практике знаний,

полученных на

предшествующем

уроке
Вопросы: - Определить работу силы тяжести (слайд №14) - Определить работу силы упругости (слайд №15) (5 мин) 9 Возврат к содержани ю

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

3. Изучение

нового

материала
Изучение нового материала начинается с просмотра видеоурока по теме «Потенциальная энергия». В начале фильма повторяется материал предшествующего урока. В частности напоминается, что изменение кинетической энергии равно работе всех сил, действующих на тело; для консервативных сил работа зависит от взаимного расположения тел; и т.п. В видеоуроке вводится понятие потенциальной энергии; делается связь изменения потенциальной энергии с работой консервативных сил; раскрывается понятия потенциальных энергий системы «тело-Земля» и упруго деформированного тела; делается важный вывод о том, что изолированная система стремится занять положение в котором ее потенциальная энергия минимальна. Для закрепления материала приводится практическое решение задач. (видео урок представлен в приложении №1 на слайде №21) (8 мин) Далее преподаватель излагает основные выводы видеоурока, дополняет их своим материалам по теме урока, а обучающиеся записывают сказанное в рабочую тетрадь (5 мин) 10 Возврат к содержани ю

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

3. Изучение

нового

материала
Для понимания утверждения, что изолированная система стремиться занять положение с минимальной потенциальной энергией, наглядно демонстрируется явление движения тел на наклонной плоскости (аналогичная демонстрация показана в приложении 2 на слайде №22, фото нашей наглядной демонстрации показана в приложении 3 на слайде №23). Без вывода приведена функциональная зависимость положение центра тяжести двойного конуса от координаты х по мере движения этого тела по наклонной плоскости. Далее проводится совместный с обучающимися анализ показанного выражения и делается вывод, что действительно изолированная система всегда стремиться занять конфигурацию с минимальной потенциальной энергией (слайды №16-№18) (5 мин) 11 Возврат к содержани ю
12
ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

4. Применение

изученного материала

к решению задач
Решается задача № 3 на стр. 98 рекомендуемого основного учебника, с разбором у доски (8 мин)
5. Домашнее задание
§3.7, задачи №4 и №5 на стр. 98 рекомендуемого основного учебника (1 мин)
6. Самостоятельная

работа обучающихся,

как подведение итогов

и проверка

достижения целей

урока
В заключении урока обучающимся предлагается 6 тестовых заданий, которые позволяют оценить освоенность и чёткость представлений ими изученного материала (слайд №19) (11 мин) Возврат к содержани ю

ТЕМА УРОКА:

«ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ»

ЦЕЛЬ УРОКА:
Ввести понятие потенциальной энергии; дать определение потенциальных энергий тела в поле тяжести Земли и упруго деформированного тела; показать связь изменения потенциальной энергии с работой консервативных сил. Научиться определять практически значения потенциальной энергии. Усвоить свойство изолированной системы принимать положение с минимальной потенциальной энергией . 13 Возврат к содержани ю

Определите работу силы тяжести

при падении шишки

Определите работу силы тяжести

при падении шишки

h

1

h

2
Правильный ответ: 14 Возврат к содержани ю

Определите работу силы упругости

при растяжении пружины

Определите работу силы упругости

при растяжении пружины
Правильный ответ: 15 Возврат к содержани ю

ДВИЖЕНИЕ ТЕЛ НА НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ

(физика движения двойного конуса)

ДВИЖЕНИЕ ТЕЛ НА НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ

(физика движения двойного конуса)
Поместим двойной конус к основанию наклонной плоскости с углом наклона α и обозначим его радиус в точке касания с плоскостью R 0 . Направим ось х как показано на рисунке. Центр тяжести двойного конуса находится на его центральной оси и в начальный момент характеризуется координатой х =0. Обозначим β угол расхождения наклонной плоскости, γ угол образования конуса. 16 Возврат к содержани ю

ДВИЖЕНИЕ ТЕЛ НА НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ

(физика движения двойного конуса)

ДВИЖЕНИЕ ТЕЛ НА НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ

(физика движения двойного конуса)
Функциональная зависимость положения центра тяжести от координаты имеет вид: Давайте вместе проведем анализ полученного выражения. При функция убывает и при кажущемся движении вверх по наклонной плоскости центр тяжести фигуры опускается, и она занимает положение с минимальной потенциальной энергией. При фигура уже находиться в положении безразличного равновесия с минимальной потенциальной энергией. При фигура будет опускаться вниз по наклонной плоскости, занимая положение с минимальной потенциальной энергией. 17 Возврат к содержани ю H(x)=R 0 +(tgα - tgβ·tgγ) x tgα < tgβ·tgγ tgα = tgβ·tgγ tgα > tgβ·tgγ

ДВИЖЕНИЕ ТЕЛ НА НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ

(физика движения двойного конуса)

ДВИЖЕНИЕ ТЕЛ НА НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ

(физика движения двойного конуса)

Таким

образом,

при

кажущемся

движении

вверх по наклонной плоскости центр тяжести

тела опускается и, тем самым, изолированная

система

«наклонная

плоскость

и

двойной

конус» занимает положение с минимальной

потенциальной энергией
18 Возврат к содержани ю

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ПРОВЕРКА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УРОКА
19
Задание №1
Вопрос: Выберете величину, от которой зависит и кинетическая, и потенциальная энергия тела Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) Скорость тел 2) Расстояние между телами 3) Масса тел 4) Ускорение тел
Задание №2
Вопрос: Выберете верные утверждения Укажите истинность или ложность вариантов ответа: 1) Потенциальная энергия, приобретенная телом, зависит от траектории движения тела 2) Кинетическая энергия тела прямо пропорциональна скорости движения этого тела 3) Закон сохранения энергии выполняется только при отсутствии сил сопротивления в рассматриваемой системе тел 4) Закон сохранения энергии гласит, что ни потенциальная, ни кинетическая энергия системы не изменяется
Задание №3
Вопрос: При отсутствии сил сопротивления, тело уменьшило свою скорость, сохранив при этом массу. Исходя из предоставленной информации, можно утверждать, что... Выберите несколько из 4 вариантов ответа: 1) Изменение потенциальной энергии больше нуля 2) Механическая энергия сохраняется 3) Изменение кинетической энергии больше нуля 4) Тело перемещается в горизонтальном направлении
Задание №4
Вопрос: Мяч катится по шершавой поверхности. Время остановки мяча будет зависеть от... Выберите несколько из 4 вариантов ответа: 1) Коэффициента трения 2) Изменения потенциальной энергии мяча 3) От начальной скорости мяча 4) От массы мяча
Задание №5
Вопрос: Что из ниже перечисленного обладает обоими типами механической энергии относительно Земли? Выберите несколько из 4 вариантов ответа: 1) Луна 2) Вывеска магазина 3) Движущийся по дороге автомобиль 4) Летящая птица
Задание №6
Вопрос: Мяч скатывается с холмика, высотой 5 метров. Пренебрегая трением, определите его скорость у подножья холма (в м/с). Запишите число: ___________________________ Возврат к содержани ю

БЛАГОДАРЮ ЗА

ВНИМАНИЕ!
20

П Р И Л О Ж Е Н И Е

№ 1
21 Возврат к содержани ю

П Р И Л О Ж Е Н И Е

№ 2
22 Возврат к содержани ю

П Р И Л О Ж Е Н И Е

№ 3
23 Возврат к содержани ю


В раздел образования