Напоминание

Я - гражданин! Я - патриот!" на 2015 – 2017 уч. годы


Автор: Шабалина Елена Вильямовна
Должность: преподаватель - организатор обж
Учебное заведение: МБОУ "СШ №29"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: Воспитательная программа
Тема: Я - гражданин! Я - патриот!" на 2015 – 2017 уч. годы
Раздел: полное образование





Назад




Название программы Название учреждения Год основания ФИО руководителя Адрес, телефон, факс
Описание программы

Воспитательная программа школы долгосрочный нормативно-

управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и

проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления

воспитания, развития учащихся, особенности организации кадрового и

методического обеспечения воспитательного процесса, инновационные

преобразования воспитательной системы, основные планируемые

конечные результаты и критерии.

ФИО ответственных

за реализацию программы

Должность

Реквизиты для

связи
1
628615 Тюменская область, ХМАО-Югра,

город Нижневартовск,

улица Дзержинского д.27а

телефон: 8(3466)26-02-90

факс: 8(3466)26-03-67

Бачинина

Татьяна

Васильевна

Воспитательная программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №29»
«Я - гражданин! Я - патриот!»

на 2015 – 2017 уч. годы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №29»
1990

Шабалина Елена

Вильямовна

Телефон:

89825227277

Преподаватель –

организатор ОБЖ

СОДЕРЖАНИЕ Паспорт программы … ………………………………………………3 Пояснительная записка ………………………………………………6 Раздел 1. Обоснование программы…… ………………………………8 1.1 Анализ состояния воспитательной системы школы по основным направлениям деятельности…………………..8 1.2 Концепция воспитательной системы школы……………..10 1.3 Основные цели и задачи программы……………………...12 1.4 Ожидаемые результаты…………………………………….13 Раздел 2. Основные направления реализации программы…………..14 Раздел 3. Содержание программы……………………………………..17 Раздел 4. Механизм реализации программы………………………….21 4.1 Этапы и сроки реализации…………………………………..21 4.2. Условия реализации…………………………………………22 4.2.1 Кадровое обеспечение…………………………………… 23 4.2.2 Организационное обеспечение……………………………24 4.2.3 Материально-техническое обеспечение………………….28 4.2.4 Смета затрат на реализацию программы…………………..29 Список литературы………………………………………………………31 2
Пояснительная записка Программа воспитания «Я - гражданин! Я – патриот!» МБОУ «СОШ № 2 9 » на 2015-2017 годы представляет собой долгосрочный нормативно- управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления воспитания, развития учащихся, особенности организации кадрового и методического обеспечения воспитательного процесса, инновационные преобразования учебно- воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты и критерии. Программа военно-патриотического воспитания МБОУ «СОШ №29» направлена на реализацию Концепции модернизации российского образования в период до 2020 года, Приоритетного национального проекта «Образование», Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2014- 2020 годы». Анализ позитивных изменений, происходящих в нашем обществе, состояния сферы образования позволяет выделить интегральный признак – наличие нового социального заказа общества к образованию, определение процесса его достижения, выражаемого в новых целях и ценностях образования, новом или обновленном содержании образования, в инновационных технологиях или методиках преподавания. Современная социальная ситуация диктует потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные запросы, решать проблемы общества. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и неучебных ситуаций. Для достижения новых целей образования школа выработала стратегическую идею – реализация личностно ориентированного образования через совершенствование партнерских отношений всех субъектов образовательного процесса: (ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-администрация). Школа, являясь муниципальной общеобразовательной школой, ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней адаптивной 3
педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко- культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания. Раздел I. Обоснование программы 1.1 Анализ состояния воспитательной системы школы по основным направлениям деятельности В 2015 – 2016 учебном году в школе обучается 591 человек.  На 1 ступени 280 учащихся в 11 классах.  На 2 ступени 255 учащихся в 11 классах.  На 3 ступени 43 учащихся в 2 классах. Таким образом, ученический коллектив составляет 24 класса. Учащиеся школы - дети разных национальностей из семей с разным социальным статусом, в том числе:  30 детей из многодетных семей;  112 школьников из 103-х неполных семей;  10 детей, оставшихся без попечения родителей, из них 3-е сироты;  14 детей- инвалидов;  14 детей с девиантным поведением;  в 19-ти семьях есть инвалиды;  в 14-ти семьях проживают участники вооруженных конфликтов;  на учете в течение учебного года находится одна неблагополучная семья. Педагогический коллектив приложил значительные усилия для формирования устойчивой положительной мотивации школьников, познавательной 4
самостоятельности учащихся, общечеловеческих ценностей, ответственности за учебу и поведение, доброжелательных отношений детей в коллективе, которые позволили повысить уровень усвоения учащимися программного материала, добиться положительных результатов. Мониторинг эффективности воспитательного процесса показал, что такой важнейший критерий, позволяющий определить эффективность работы школы, как уровень развития коллектива и отношений участников педагогического процесса находится на недостаточном уровне. Духовно-нравственное воспитание, являющееся важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагающее становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, Родине, природе, отношений к труду, своим обязанностям и самому себе, достигает оптимального уровня усвоения только в старшем звене. Тревогу вызывает состояние психологического и физического здоровья учащихся, продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими и психотропными средствами среди детей и подростков, а также рост числа связанных с этим преступлений, правонарушений и антиобщественных действий. Усугубление кризиса семьи снижает её воспитательный потенциал. Российская семья не обеспечивает полноценное воспитание детей, практически утратила контроль над свободным временем детей и подростков, проигрывает во влиянии на ребёнка другим факторам социализации. По прогнозам учёных, семья с её проблемами будет всё больше автономизироваться от влияния школы. Уже сегодня мы обязаны считаться с правом родителей не давать согласия на определённые виды работы с ребёнком. Остаётся лишь право школы привлекать родителей к сотрудничеству в решении школьных проблем ребёнка. У трети подростков основным компонентом досуга является компьютер. Несбалансированное виртуальное общение развивает у ребёнка опосредованное восприятие мира, разрушает интуицию, формирует ситуацию отчуждения от этнических корней и истории своего народа. Несмотря на происходящий в последние два-три года рост общественной активности детей и молодёжи, участие подростков в социально значимой деятельности, опыт реализации активной гражданской позиции остаются явно недостаточными. Тем не менее, осуществляемая в настоящее время модернизация российского образования способствует германизации образовательного процесса, усилению его воспитательного потенциала. Современные подходы к организации 5
внеурочной деятельности школьников предполагают её образовательный характер. Для этого необходимо создание образовательной среды, позволяющей формировать у детей определённые социальные компетенции. Современная социальная ситуация диктует потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные запросы, решать проблемы общества. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет само реализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных и не учебных проблем и ситуаций, а это возможно, на наш взгляд, только при условии модернизации школьной воспитательной системы. Для достижения новых целей образования школа выработала стратегическую идею – реализация личностно - ориентированного образования через совершенствование партнерских отношений всех субъектов образовательного процесса. 1.2 Концепция воспитательной системы школы Концептуальные основы образовательной политики школы до 2015 года В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. В концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников (концепция разработана в соответствии Законом Российской Федерации «Об образовании», Посланиями Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.04.07.г. и 05.11.08 г., в соответствии с целями и задачами Федеральной целевой программы развития образования) говорится, что воспитание должно быть ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях. В этом документе впервые за весь постсоветский период говорится о национальном воспитательном идеале, который синтезирует в себе два важнейших воспитательных направления: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное. 6

Национальный

идеал


высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определённой эпохи. Так, в дореволюционной России воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная Церковь направляла и объединяла деятельность семьи, образования, государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Конец прошлого века и два десятилетия нынешнего представляют собой особый период в российской истории и образовании. Этот период смены ценностных ориентиров порождал собственный идеал индивида – свободная в своём самоопределении и развитии личность. Негативные последствия полного раскрепощения личности, ее освобождения от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом – утилитаризм, потребительство, балансирование на грани вседозволенности – не замедлили проявиться во всех сферах общественной жизни. Сегодня же, на новом этапе развития России, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на лучшие отечественные традиции, сохраняя преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох. Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Мы хорошо понимаем, что должны воспитывать наших детей в духе того, что Россия устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скреплённый общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы. Наша программа имеет одной из своих задач создание системы гражданско - и духовно – нравственного развития воспитанников, которое осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия ими ценностей:  семейной жизни;  культурно-регионального сообщества;  культуры своего народа, компонентом которой должна стать система ценностей традиционных российских религий;  российской гражданской нации; 7
 мирового сообщества. Здесь следует отметить, что данная программа является логическим продолжением предыдущей программы школы «Я гражданин! Я патриот!». В её рамках был накоплен воспитательный потенциал, который потребовал дальнейшего поступательного движения в заданном векторе, т.е. воспитании наших детей в стремлении к максимальной идентичности их национальному идеалу. Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определённость духовно-нравственного и гражданского воспитания. Программа позволяет через создание единого воспитательного пространства сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, создать условия для понимания своей социальной значимости. Программа рассчитана на учащихся с 1 по 11 классы, учитывает психологические особенности каждого возраста, представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач духовно-нравственного и гражданского воспитания детей нашей школы. Духовная наполненность содержания воспитания:  державность (осознание необходимости сохранения целостности геополитического пространства государства);  народность (идентификация себя с великим народом и великим государством);  соборность как основа единения;  социальная опосредованность поведения и деятельности;  толерантность, гуманизм;  принцип демократии;  принцип доступности. Реализация данных принципов в образовательно-воспитательном пространстве нашей школы осуществляется по следующим направлениям:
Духовно-нравственное
– осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности и поведении; повышение культуры и образованности, формирование чести и достоинства, ответственности и коллективизма.
Гражданское
– воспитание правовой культуры и законопослушания, чёткой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, 8
добровольному служению своему народу, формирование тех черт, которые позволят человеку быть полноценным участником общественной жизни, чувства собственного достоинства, активной социальной позиции.
П о л и т и к о - п р а в о в о е

-
формирование глубокого понимания конституционного долга, ознакомление с законами государства, правами и обязанностями граждан России нашего государства. 1.3 Основные цели и задачи Программы Цель Программы Создание единого социально-образовательного и воспитательного пространства для воспитания детей в идентичности национальному идеалу – личности, усвоившей духовно-нравственные нормы российского народа, свободной, толерантной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся. Задачи Программы  Развитие национальной культуры, сохранение и с то р и ч е с ко й преемственности поколений, бережного отношения к историческому и культурному наследию России;  формирование духовно-нравственных качеств личности;  воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;  разностороннее развитие школьного детства, формирования творческих способностей, создания условий для самореализации личности;  формирования основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;  формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной успешности и навыкам поведения в социуме;  формирование социальной и коммуникативной компетенции школьников.  расширение базы дополнительного образования через создание кружков, спортивных объединений, клубов. 1.4 Ожидаемые результаты реализации Программы  Усвоение учащимися основных воспитательных понятий по гражданско- патриотическому и духовно-нравственному воспитанию как базовых ценностей здорового общества.  Функционирование единого социально-образовательного и воспитательного пространства для воспитания детей в идентичности национальному идеалу – личности, усвоившей духовно-нравственные 9
нормы российского народа, свободной, толерантной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся.  Гармонизация отношений в общешкольном коллективе.  Создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания на основе единства деятельности школы с различными объектами социального взаимодействия.  Гармонизация внутрисемейных отношений, формирование системы единых воспитательных ценностей семьи и школы. Раздел II. Основные направления реализации Программы  Учебная деятельность через предметы;  тематические классные часы;  проведение военно-патриотических спортивных праздников;  проведение конкурсов по истории, науке, культуре, быте народов, героическом наследии России;  повышение квалификации преподавателей согласно задачам программы;  организация социально-значимой деятельности детей школы;  укрепления уже имеющихся и поиск новых социальных партнёрств;  укрепление материально-технической базы школьного музея;  разработка экскурсий по школьному музейному комплексу, цикла бесед о любви к родине, гордости за ее героическое прошлое, великих гражданах России, о необходимости стремления укреплять ее авторитет в мире;  участие детей и педагогов в конкурсах различных уровней, чьи цели созвучны программным целевым установкам;  совершенствование работы школьного детского самоуправления;  организация педагогических советов, рабочих групп, творческих групп по разработке социально значимых проектов. Основные виды деятельности:  Урочная  Внеурочная  Внешкольная  Семейная 10
 Социально-значимая (общественно-полезная)
Раздел III. Содержание программы
.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ВОЗРАСТНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ПРОГРАММЫ.
ПЕРВОКЛАССНИК
Воспитание бережного отношения к природе. Выявление и закрепление познаний о своей Родине. Понятие Родины.
МЛАДШЕКЛАССНИК (2-4 класс)
Воспитание норм социокультурной жизни, этических , трудовых жизни, правовых, эстетических норм и правил. Мой дом – город - округ – страна – моя Родина! Я –мальчик, значит… Я – девочка, значит… Родина – место, где человек родился.
МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК (5-6 класс)
Формирование образа жизни, достойного человека. Формирование образа человека. Укрепление духовных сил школьника. Необходимость человека для других людей Изучение истории, традиций.
СТАРШИЙ ПОДРОСТОК (7-8 класс)
Становление в группе, обществе, государстве. Представитель своего поколения, формирование чувства патриотизма. Знание истории своей Родины. Гордость за Родину, забота о Родине. Труд на благо Родине. Интерес к социальным событиям. Я – девушка. Я – юноша. Умение обсуждать и осмысливать значение происходящего в стране. Выстраивать перспективы своей жизни в тесной связи с судьбой Отечества.
СТАРШЕКЛАССНИК (9-10 класс)
Формирование ответственной гражданской позиции. Человек, как творец своей жизни. Ценности жизни. Формируется образ жизни на основе идеальных представлений о ней. Уважение всех возрастов. Уважение к традициям, сохранение их.
ВЫПУСКНИК.
Взаимодействие «Я» с большим миром. Выбор жизненного пути. Социальные роли по половой принадлежности (муж, жена; мать, отец). Абсолютное осознание социальных ролей человека: гражданина, труженика, 11
патриота.
Общешкольные коллективные творческие дела.

Месяц

2012-2013 учебный год

«Я – гражданин!»

2013-2014 учебный год

«Я – патриот!»
Сентябрь День знаний. Урок мира «Россия – мирная страна». День знаний. Урок мира «Учусь Отечеству полезным быть». Октябрь Ярмарка «Дары земли нашей» Операция «Клюква» День учителя. Концерт «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!» День самоуправления. Ярмарка «Дары земли нашей» Операция «Клюква» День учителя «Великое счастье – учить!». День самоуправления Ноябрь Декада гражданско – патриотического воспитания. Концерт, посвященный дню пожилого человека. Акция «Милосердие» Фестиваль национальностей России «Россия – наш общий дом» - конкурс-выставка народных костюмов; - Фотоконкурс «Я люблю тебя, Россия!» - концерт «В песне и танце – душа моего народа» - конкурс сочинений «В единстве – великая сила». Концерт, посвященный дню пожилого человека. Акция «Забота» Декабрь Неделя правового воспитания «Я – гражданин России» Мастерская Деда Мороза. Конкурс « Моя игрушка – на нашу ёлку» Новогодний спектакль для младших школьников «Двенадцать месяцев». Новогодний «Огонёк» для 5-7 и 8- 11 классов. Викторина «Что? Где? Когда?», посвященная Дню Конституции России «Великая наша Держава». Новогодний спектакль для младших школьников «Новогодние приключения» 12
Январь Праздник русской песни «Мощно разносится песня раздольная Вдоль по отчизне родной!» Конкурс социальных проектов «Я – гражданин России!». Фольклорный праздник «Рождество» Декада « Российская монархия» - викторина «Россия в символах» - конкурс творческих работ, посвящённый истории династии Романовых; - литературно – музыкальная композиция для старшеклассников о трагической судьбе императорской семьи «Я стану искупительною жертвой». Фольклорный праздник «Рождество» Февраль Месячник по гражданско- патриотическому воспитанию. Концерт «Отечества достойные сыны». Поисковая операция «Предметы народного быта» Месячник по гражданско- патриотическому воспитанию. Концерт «Отечества достойные сыны». Конференция для старшеклассников «Защитник и патриот. Знак равенства?» Февраль Акция "Посылка солдату!" Тимуровское движение "Помоги ветерану" Торжественное вручение удостоверения о постановки на воинский учет" Концерт, посвященный ветеранам ВОВ, афганистана, Чечни. Тимуровское движение "Помоги ветерану" Фестиваль патриотической песни Март Выставка поисковых материалов «Святыни России». Пополнение музейного фонда. Фольклорная ярмарка «Масленица идёт!» Школьная конференция « Моя роль в борьбе с мировым терроризмом. Что я могу сделать?» Концерт, посвящённый празднованию 8 марта «О, женщины России!..». Апрель Акция, посвящённая 65 годовщине Великой Победы «Память поколений». Операция «Поиск» Викторина «Главные вехи Победы» Декада «Память» Пасхальный концерт для 13
Конкурс рисунков «Память жива» Конкурс чтецов « И помнит мир спасённый!» младших школьников «Христос Воскрес!» Благотворительная акция «Посылка воину». Май Торжественный Концерт, Посвящённый Празднованию 65 Годовщины Великой Победы. Торжественный Концерт, Посвящённый Празднованию Великой Победы. Торжественные линейки «Последний звонок».
Межпредметные

недели

.

2015-2016

2016-2017
Неделя русского языка , литературы и истории « Великий гражданин России » Неделя русского языка « Здесь русский дух , здесь Русью пахнет !» Неделя истории и литературы « Православные праздники » Неделя истории и обществознания « Отчизны верные сыны » Неделя биологии « Край наш сибирский » Неделя химии , биологии , географии « Охранять природу – это значит охранять Родину » Неделя ОБЖ и физкультуры Неделя ОБЖ и физкультуры
Классные

часы

.
В школе при составлении классными руководителями планов воспитательной работы с классными коллективами используется следующая схема распределения классных часов (из расчета – 1 классный час в неделю):
Программный тематический

классный час

.
Классный час с тематикой социально- психологической службы Классный час по профилактике и безопасности Классный час из компонента воспитательной работы с конкретным классным коллективом. Классный час посвященный победам русского народа Классный час посвященный викториальным дням
2015-2016

2016-2017
Сентябрь «Правила внутришкольного распорядка. Кодекс ученика СОШ. Устав школы». «Правила внутришкольного распорядка. Кодекс ученика СОШ. Устав школы». 14
Октябрь Государственная символика. «Мои семейные реликвии» Ноябрь «Наши предки – кто они?» «Что мы знаем о народах, населяющих Россию?» Декабрь «Имею право! Я обязан?» «Дисциплина – залог процветания общества» Январь «Духовное наследие отчизны» «Отец. Отчизна. Отечество» Февраль «Главные вехи победы» «Когда поступок становится подвигом». Март «Мои замечательные земляки» «О чем могут рассказать названия улиц моего города?» Апрель «В здоровом теле – здоровый дух!» «В здоровом теле – здоровый дух!» Май «Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим!» «Помните, какою ценой завоёвано счастье… Пожалуйста, помните!»
РАБОТА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА.

Сентябрь – май.
 Организация лекторских групп.  Заседания Советов хранителей школьного музея.  Создание поисковых групп в классах  Организация встреч с выпускниками школы.  Совместная работа с городским этнографическим музеем, Музеем русского быта им. Шуваева, школьными музеями.  Организация экскурсий по школьному музейному комплексу.  Пополнение экспозиций Этнографического зала, Зала русского народного творчества, Зала исторической славы, Зала боевой славы, Колонного зала.  Совместная работа с городской общественной организацией "Дети Фронту"  Участие в подготовке городского мероприятия "Слет активистов патриотического движения" Раздел IV. Механизм реализации Программы 4.1 Этапы и сроки реализации Программы Программа рассчитана на 2 учебных года: 2015-2016, 2016-2011. 15
Программа реализуется в 2 этапа: 1 этап – 2015-2016 учебный год – «Я - гражданин!» 2 этап – 2016-2011 учебный год – «Я – патриот!»
4.2. Условия реализации Программы
1. Организационные условия - это создание новых органов, структур объединения (совет, временная творческая группа, клуб и т.д.). 2. Методические условия - это создание необходимых средств (сценарии, методы социального проектирования, диагностический инструментарий и др.) 3. Материально - техническое оснащение - помещение, оборудование, финансы и др. 4. Мотивационные условия — это действия, которые призваны сформировать заинтересованность детей и взрослых в решении поставленных задач (участие детей в выставках, фестивалях, конкурсах; система поощрения и др.) 5. Кадровые условия - проведение аттестации специалистов, проведение курсов повышения квалификации, лекториев, семинаров и др. 4.2.1.Кадровое обеспечение  Администрация МБОУ "СШ № 29"  Руководители МО классных руководителей  Руководители объединений дополнительного образования  Руководители спортивных секций  Педагоги-организаторы  Социальные педагоги  Психологи  Председатель Управляющего совета школы  Классные руководители 1-11 классов  Совет старшеклассников и совет Дела  Родительские комитеты школы и классов  Государственные, общественные, религиозные организации (Городская Дума, Школа молодого политика «Шомпол», молодёжная организация «Молодая гвардия», Православная гимназия, клуб «Молодая семья», Комитет солдатских матерей, городская 16
общественная организация «Дети-фронту» православная община Храма Рождества Христова и т.п.);  Социальные службы.
4.2.2. Организационное обеспечение
Управление процессом реализации Программы Функции управления Содержание деятельности - информационно – аналитическая Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем педагогики, психологии, дидактики и т.д., научно – методического материала о состоянии работы в школе по созданию адаптивной модели. - мотивационно – целевая Определение целей совместно с педсоветом, методическим советом по деятельности коллектива и отдельных преподавателей, направленной н а реализацию Программы на каждом ее этапе. - планово – прогностическая Совместно с Управляющим советом школы п р о гн о зи р о ва н и е д е я т е л ь н о с т и ко л л е к т и в а , планирование организации и содержания деятельности коллектива - организационно – исполнительская Организация выполнения программы, обобщение ППО, осуществление повышения квалификации преподавателей - контрольно – оценочная Осуществление внутришкольного контроля и оценка состояния всех направлений воспитательного процесса в соответствии с Программой. - регулятивно - коррекционная О б е с п е ч е н и е п о д д е р ж а н и я с и с т е м ы во спитательного проце сса в соответствии с Программой, устранение нежелательных отклонений в работе.
4.2 Критерии оценки эффективности реализации программы
17
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
- формирование и развитие у обучающихся таких важнейших социально значимых качеств, как высокая нравственность, гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению духовно-исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование; - готовность выпускников к защите Российского государства, сохранению и развитию его славных боевых и трудовых традиций; - повышение уровня толерантности обучающихся; - внедрение новых подходов к формированию и развитию гражданственности и патриотизма; - повышение места Музея Боевой и трудовой славы в рейтинге городских музеев образовательных учреждений.
Количественные параметры – это количество
: - проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания , а также степень их внедрения в теорию и практику патриотического воспитания; - подготовленных экскурсоводов и представителей актива музея; - действующего на базе музея патриотического объединения «Память Югории»; - детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания; - проведенных выставок патриотической направленности; - проведенных на базе школы мероприятий по патриотической тематике; Конечными результатами реализации Программы должны стать повышение уровня воспитанности учащихся, достижение высоких результатов в различных видах деятельности гражданско-патриотической направленности, рост авторитета музея и школы в целом 18
4.2.3. Материально-техническое обеспечение Школа имеет необходимую материально – технической базу и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений на основании инструкции «Об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах. А так же требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
Мониторинг эффективности реализации программы
Средством оценки коммуникационных способностей обучающихся является тестирование» оно нацелена на выявление: - Объективно существующего уровня владения умениями и навыками; - Пробелов в подготовке; - Развития мыслительной деятельности; - Развитие уровня физической подготовки; - Развитие уровня сформированности гражданственности; - Развитие эмоциально – волевой сферы; - Интерес к военной подготовке; - Профессиональное самоопределение; Оценка коммуникационных способностей обучающихся школы. 1.Социальные отношения («Я» и коллектив, «Я» в коллективе)
Выводы:
из диаграммы видно, что увеличивается число учащихся с высоким и среднем уровнем взаимоотношения с другими людьми. 19
2. Нравственные отношения
Выводы:
из диаграммы видно, что увеличивается число учащихся с высоким и среднем уровнем. 3. Эстетические отношения.
Выводы:
Преобладает высокий и средний уровень форсированности эстетических отношений. 3. Диагностическая программа изучения уровней форсированности гражданственности у допризывника.
Вывод
: отмечает , что учащиеся знают основные права и обязанности, осознают себя гражданином своей страны. 20
4. Особенности психофизиологического развития
Вывод
: блок позволяет отследить развитие познавательной сферы, уровень интеллектуального развития, эмоционально – волевую сферу, учебную деятельность. Можно отметить, что у допризывников преобладает средней уровень.
5
. Профессиональное самоопределение
Вывод
: блок профессионального самоопределения позволяет призывникам определить тип профессии. 21

Критерии оценки
I. Морально-психологический портрет обучающегося: 1. I Блок. Социальные отношения («Я» и коллектив, «Я» в коллективе). 2. II Блок. Нравственные отношения. 3. III Блок. Эстетические отношения. 4. IV Блок. Уровни форсированности гражданственности 5. Блок. Особенности психофизиологического развития. 5.1. Особенности развития познавательной сферы. 5.2. Уровень интеллектуального развития (ШТУР). 5.3. Особенности развития эмоциально - волевой сферы.
Морально – психологический портрет обучающегося
Диагностическая программа изучения уровней сформированности моральных качеств допризывника
I
Блок. Социальные отношения («Я» и коллектив, «Я» в коллективе) № Основные показатели
Качество проявляется
10 11 Довольно редко Довольно часто Всегда Не наблюдается Довольно редко Довольно часто Всегда Не наблюдается 1
Уверенность в собственных силах
+ 2 Самообслуживание 3 Умение работать в группе 4 Умение работать самостоятельно 5 Проявляет инициативу в оказании помощи 6 Умеет вести себя в конфликтных ситуациях 7 Имеет постоянных друзей 22
8 Быстро устанавливает контакты с другими детьми 9 Способен сопереживать другим, оказывать им помощь, откликаться на их просьбы 10 Стремиться к лидерству 11 Умеет подчиняться мнению коллективу 12 Умеет подчиняться общепринятым правилам поведения, даже если для этого приходится сдерживать эмоции и подавлять свои желания 13 Взаимоотношения со сверстниками:  Положение в классе: - изоляция; - противопоставление себя коллективу; - положение дезорганизатора; - положение вожака микрогруппы, состоящей из «трудных» учащихся.  Взаимоотношения со сверстниками: - жестокое обращение со слабыми и младшими; - пренебрежительное отношение к сверстникам№; - принадлежность к той или иной молодежной группе. 14 Взаимоотношения со сверстниками:  С учителями: - конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями; - грубость, хамство; - бестактность; - ложь.  С родителями: - конфликтный характер; - ложь; - грубость, хамство. Уровни и показатели сформированности социальных отношений Высокий Средний Низкий 23
- Допризывник имеет хорошие доброжелательные отношения с учителями и со сверстниками, способен сопереживать другим людям, проявляет инициативу в оказании помощи. - Уверен в собственных силах. Быстро устанавливает контакт с другими людьми. Умеет работать в группе и самостоятельно. - В споре опирае6тся на логику, умело отстаивает свое мнение, оперируя фактами . В конфликтных ситуациях умеет принимать адекватные решения. - Умеет подчиняться мнению коллектива и общепринятым нормам поведения, даже если для этого приходится сдерживать эмоции и подавлять желания. - Допризывник имеет ровные отношения с учителями и со сверстниками. - Уверен в собственных силах. Умеет работать в группе и самостоятельно, но всегда удается быстро установить контакт с другими людьми. - Имеет постоянных друзей. Способен сопереживать другим людям, оказывать им помощь, откликаться на их просьбы, хотя сам инициативу в оказании помощи не проявляет. - Умеет спорить и отстаивать свое мнение. Умеет подчиняться мнению коллектива и общепринятым правилам поведения. - Допризывник имеет сложные отношения со сверстниками (находится в изоляции в коллективе, противопоставляет себя коллективу и т.д.) - Проявляется конфликтный характер, грубость, хамство во взаимоотношениях с одноклассниками и (или) взрослыми. - Не всегда уверен в собственных силах, имеет некоторые затруднения при самостоятельной работе. - Не всегда подчиняется мнению коллектива и общепринятым нормам поведения, идя на поводу собственных желаний и эмоций.
II
Блок. Нравственные отношения №
Основные показатели

Качество проявляется
10 11 24
Довольно редко Довольно часто Всегда Не наблюдается Довольно редко Довольно часто Всегда Не наблюдается 1 Милосердие 2 Любовь к природе, к животным 3 Честность 4 Чувство собственного достоинства 5 Открытость для общения 6 Обязательность, умение держать слово 7 Самокритичность 8 Скромность 9 Трудолюбие 10 Доброта 11 Начатое дело упорно стремиться довести до конца 12 Старается хорошо выполнять свои обязанности, поручения, обещания, без лишних напоминаний со стороны учителя 13 Уважает чужой труд и собственность 14 Проведение свободного времени: - бросил заниматься в кружке, секции, студии; - в основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице); - употребляет спиртные напитки; - курит; - зарабатывает себе на жизнь. 25
15 Отношение к труду, профессиональная ориентация.  Выбор профессии: - знание своих возможностей и способностей; - профессиональная определенность; - развитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии.  Отношение к труду: - отрицательное отношение к работе; - невыполнение трудовых обязанностей в школе; - неисполнение трудовых обязанностей дома; - недобросовестное отношение к труду. 16 Поведение и поступки.  В школе: - прогулы; - нарушение школьной дисциплины; - нецензурная брань; - порча школьного имущества; - срыв уроков; - драки.  В семье: - побеги из дома; - невыполнение домашних обязанностей; - непослушание; - ложь.  Противоправные поступки: - бродяжничество; - попрошайничество; - азартные игры; 26
- употребление наркотиков; - курение; - кража; - вымогательство; - порча имущества. Уровни и показатели форсированности нравственных отношений Высокий Средний Низкий - Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам, Говорит правду и тогда, когда ему невыгодно - Всегда охотно вступает в контакт с людьми. Помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни. В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела и других людей, а не собственной выгодой. - Трудолюбив. Уважает чужой труд. Активно участвует в общественной жизни класса. Начатое дело упорно срамиться довести до конца. Старается хорошо - Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам. - Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. - Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей. - Как правило, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах. - Как правило, берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Выполняет общественные поручения под - нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично. - Часто говорит неправду ради собственной выгоды. - Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой. - Замкнут, необщителен. - Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения. - Чаще всего старается уклониться от любой работы. - Общественные поручения не выполняет 27
выполнять свои обязанности, поручения без лишних напоминаний со стороны учителя. - Имеет чувство собственного достоинства. Самокритичен. контролем учителя. - В большинстве случаев реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам. даже под контролем учителя. - К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки. Либо отвергает любую критику.
III
Блок. Эстетические отношения №
Основные показатели
Качество проявляется Довольно редко Довольно часто Всегда Не наблюдается Довольно редко Довольно часто Всегда Не наблюдается 1 Умеет организовать свое рабочее место 2 Аккуратен в работе 3 Аккуратен в одежде; внешний вид 4 Принимает участие во внеклассных мероприятиях 5 С воображением поет, танцует, рисует, драматизирует 6 Умеет слушать и понимать музыку 7 Понимает живопись
Уровни форсированности
эстетических отношений
Высокий
Средний Низкий  Допризывник умеет  Допризывник  Допризывник 28
организовать свое рабочее место, учитывая рациональность и гармоничность.  Всегда имеет прилежный внешний вид, аккуратен в работе.  Проявляет инициативу и активность при проведении внеклассных мероприятий.  С воображением поет, танцует, рисует, драматизирует.  Умеет слушать и понимать музыку, воспринимать художественную культуру, как «окно» в мир, конструировать образы творцов, понимать язык эпохи. умеет организовать свое рабочее место.  Имеет прилежный внешний вид, аккуратен в работе.  Принимает участие во внеклассных мероприятиях: концертах, школьных драматических спектаклях, художественных выставках.  Умеет слушать и понимать музыку.  Понимает живопись не (всегда) умеет организовать свое рабочее место.  В работе неаккуратен.  Во внешнем виде прослеживается небрежность.  Принимает участие во внеклассных мероприятиях без особого желания, выступая при этом «для галочки».  Не умеет слушать и не всегда понимает музыку. Не стремиться постичь прекрасное в произведениях живописи.
IV Блок. Диагностическая программа изучения уровней

форсированности
гражданственности у допризывника. № п/п Основные показатели Качество проявляется Довольно редко Довольно часто Всегда Не наблюдается Довольно редко Довольно часто Всегда Не наблюдается 1 Гражданское самосознание 29
2 Гражданский долг 3 Гражданская ответственность 4 Правовая культура 5 Соблюдение законов государства 6 Личная свобода 7 Гражданское достоинство 8 Гражданская активность 9 Политическая культура 10 Патриотизм и интернационализм Компоненты Гражданстве нности Уровни и показатели гражданственности Высокий Средний Низкий 1. Гражданское самосознани е Знает основные права и обязанности, нормы поведения гражданина. Всегда добросовестен в делах. Знает основные права, обязанности и норы поведения гражданина. Соблюдает правила поведения, но не всегда может себя регулировать Не всегда придерживается общепринятых норм поведения. Принимает участие в любой деятельности только под контролем учителя. 2. Граждански й Долг Охотно и осознанно выполняет общественные поручения. Осознанно выполняет свои обязанности. Проявляет убежденную готовность и Выполняет общественные поручения и свои обязанности. Проявляет готовность защищать Родину. Проявляет чувство долга и Неохотно выполняет общественные поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей. 30
способность защищать Родину. Проявляет чувство долга и ответственности перед родителями. ответственности перед родителями, в целом бережно относится к природе. Иногда проявляет неуважительное отношение к взрослым. 3. Гражданская ответственн ость Хорошо знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Осознает ответственность за судьбу своей страны. Ответственно относится к поручениям, к учебе. Знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Осознает ответственность за судьбу своей страны. Выполняет поручения, хорошо учится. Инициативу в делах коллектива проявляет не всегда. Недостаточно знает законы государства, допускает отклонения в соблюдении правопорядка, нуждается в дополнительном контроле со стороны взрослых. Поручения выполняет только при условии принуждения. 4. Правовая культура Осознает себя гражданином своей страны, знает права и обязанности граждан РФ. Осознает себя гражданином своей страны, знает свои права и обязанности, но не всегда умеет их реализовать в жизнь. Знает свои права и обязанности, но реализовать их может только под руководством взрослых. 5. Соблюдение законов государства Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Побуждает к хорошему поведению других. Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения. Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых. 6. Личная свобода Имеет свои убеждения, правильно Имеет свои убеждения и старается Проявляет неуверенность в собственных 31
отображающие его интересы и общественные интересы. поступать в соответствии с ними. Как правило, ответственно относится к своим поступкам. силах. 7. Гражданское достоинство Развито чувство собственного достоинства. Проявляет требовательность к себе и другим. Развито чувство собственного достоинства. Проявляет требовательность к себе и другим. Развито чувство собственного достоинства. Но не проявляет требовательность к себе и другим. 8. Гражданская активность Проявляет активное участие в процессе выполнения любой деятельности. Любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу, вносит новизну, творчество в работу. Проявляет участие во всех видах деятельности, следуя за другими ребятами, но в отдельных случаях может не выполнить поручение и не довести дело до конца. Проявляет активное участие только в тех случаях, если дело интересует. Требует контроля со стороны взрослых. 9. Политическ ая культура Проявляет активное участие в деятельности, имеющей общественно- политическую направленность. С интересом обсуждает события, происходящие в стране и за рубежом, правильно оценивает их. Участвует в доступных возрасту мероприятиях Принимает участие в деятельности, имеющей общественно- политическую направленность, следует за другими ребятами. Чувствует в обсуждении общественно- политических событий в основном правильно их оценивает, но испытывает затруднения в аргументации. Малоактивен в общественно- политических делах, предпочитает позицию зрителя. Иногда увлекается подобной работой, но быстро охладевает к ней. При оценке общественно- политических событий не умеет правильно оценивать ситуацию. 32
10. Патриотизм и интернацио нализм Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, к национальной культуре. Участвует в историко- патриотической работе. Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, участвует в историко- патриотической работе. Проявляет интерес и уважение к людям другой национальности. Мало интересуется историей Родины, историко- патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем. Не проявляет интереса к культуре и традициям другой национальности.
V Блок. «Особенности психофизиологического развития»
5.1. Особенности развития познавательной сферы Учебны е годы Внимание Помять Мышление Общая мотивация Тип нервной системы Объем внимания Устойчивость внимания Зрительная помять Слуховая помять Образная помять Анализ Синтез Сравнение понятий Исключение понятий Обобщение Выводы и рекомендации: 5.2.Уровень интеллектуального развития (ШТУР) Осведомленнос ть Осведомленно сть 2 Аналог ия Классификац ия Обобщен ие Числов ые ряды Общий Показ. Выводы и рекомендации: 5.3. Особенности развития эмоционально – волевой сферы Учебные годы Темперамент Тревожность Агрессивност ь Коммуникативные качества 33
Ситуативная Личностна я Выводы и рекомендации: 4.2.4. Финансовое обеспечение реализации Программы Финансирование бюджетное и привлеченные средства
4.3.Смета затрат на реализацию Программы
№ п/п Мероприятия, наименование затрат Финансовые затраты Сроки реализации 1. Мероприятия в рамках реализации комплексных подпрограмм 1. Организация на базе школы краеведческого музейно-выставочной экспозиции (музея), исследовательской направленности, ориентированного на изучение истории города и округа, местных традиций, обычаев, обрядов, изучение истории костюмов, названий рек, поселений, улиц, местных традиций, обычаев, обрядов ритуалов, исследование истории отечественных орденов, биографий известных личностей. 2. Организация на базе школы выставочной экспозиции школьного музея, посвященной летописи выпускников школы. 3. День семьи сувениры, печатная продукция 4. Ксероксно - копировальный аппарат (принтер + ксерокс + сканер) 5. Методическая литература для учащихся (медиатека) Эмблема, значки, галстуки, футболки (отличительные знаки членов школьной республики, символика) 35460 р. 6200р 8400 р. 2100 р. 8000р. 2000 р. 2015-2016 г 2. Укрепление материально- технической базы - телевизор - выставочные стенды 11.500 р. 263000 р. 2016-2017г. 34
- диски - ватман - фото- рамки 1000 р. 1250 р. 3100 р итого 330.523руб
Литература
1. Бачевский В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан. Военные знания.-2001 2. Васнев В.А., Чиненный С.А. Основы подготовки к военной службе: методические материалы и документы.: Москва Просвещение 2003 3. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий.- Волгоград: Учитель, 2006 4. Методические рекомендации по организации патриотического, военно- патриотического воспитания и допризывной подготовке учащихся в общеобразовательных учреждениях.: Нижневартовск 2003. Торжественное вручение удостоверения Фестиваль патриотической песни О первоначальной постановки на воинский учет 35
Мероприятие посвященное снятию блокады Смотр «Строя и песни» Ленинграда Выступление школьного объединения Ветераны в школьном музее «Боевой и «Юность Югории» трудовой Славы» Результаты реализации программы: 36


В раздел образования