Напоминание

«Простые удобрения: азотные, фосфорные, калийные. Сложные и концентрированные удобрения»


Автор: Пестова Татьяна Михайловна
Должность: Учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 им. А.И.Исаевой"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: «Простые удобрения: азотные, фосфорные, калийные. Сложные и концентрированные удобрения»
Раздел: среднее образование





Назад




Учитель: Пестова Татьяна Михайловна

Город Нефтеюганск

Семинар-практикум в 9 классе на тему

«Простые удобрения: азотные, фосфорные, калийные. Сложные и

концентрированные удобрения»

Ц е л ь с е м и н а р а : изучить состав я свойства азотных, фосфорных и калийных

удобрений; ознакомиться со сложными и концентрированными удобрениями, с их

использованием в местных хозяйствах; воспитывать интерес к сельскохозяйственному

труду.

Д е в и з у р о к а : «Древо науки всеми корнями связано с практикой».

I.

Вводное слово учителя: для нормального роста я развития растениям нужно

полноценное питание. Если в почве недостает необходимых для растений питательных

элементов,

то

нужно

восполнить

этот

недостаток

внесением

соответствующих

минеральных удобрений, чтобы сохранить урожай. Задача состоит в том, чтобы с

наибольшей эффективностью применять удобрения, а для этого каждый будущий

работник сельского хозяйства должен звать состав и свойства минеральных удобрений,

уметь распознавать их. Это и является задачей данного семинара.

II.

Самостоятельная работа по групповым заданиям, которые выполняют 3-4

учащихся. Выданы образцы удобрений и реактивы для их определения.

З а д а н и е

1. Изучите физические свойства азотных, фосфорных и калийных

удобрений, испытайте их на растворимость в воде. Занесите данные в таблицу 1.

Таблица 1

Название

удобрений

Химическая

формула

Физические свойства

Агрегатное

состояние

Цвет

Запах

Растворимо

сть в воде

Гигроскопи

чность

Учащиеся одной группы исследуют свойства азотных удобрений, другой -

фосфорных, третьей - калийных. Затем обмениваются результатами и делают обобщенные

выводы по заданию 1.

З а д а н и е 2. Исследуйте качественный состав азотных удобрений (нитратных и

аммиачных), т.е. проведите реакции на катионы и анионы. Сравните результаты опытов,

проведенных каждым членом группы. Составьте уравнения реакций. Занесите данные в

таблице 2.

Сделайте вывод о том, как можно отличить нитратные в аммиачные удобрения с

помощью качественных реакций.

Таблица 2

Название и

формула

удобрения

Внешний вид

удобрения

Качественные реакции

Особенности

воздействия

удобрения на

почву

На катионы

На анионы

З а д а н и е 3. Исследуйте качественный состав

фосфорных и калийных удобрений.

Срав

н

ите результаты опытов, выполненных каждым членом группы. Составьте уравнения

реакций. Результаты занесите в таблицу 2. Каждый учащийся исследует одно удобрение, о

результатах докладывает в группе, затем формулируется общий вывод о том, как на

практике отличают фосфорные удобрения от калийных и от азотных.

З а д а н и е 4. Рассмотрите таблицу «Сложные и концентрированные удобрения»,

демонстрируемую на экране. Ознакомьтесь с выданными вам образцами сложных и

концентрированных удобрений (аммофос, диаммофос, нитрофоска). Пользуясь данными

таблицы, сравните массовую долю питательных элементов в сложных удобрениях.

Сделайте вывод о преимуществах этих удобрений по сравнению с простыми.

III. Подведение итогов семинарского занятия.

Обобщая выводы, сделанные учащимися в группах, учитель отмечает, что сейчас

главной тенденцией улучшения качества минеральных удобрений является повышение в

них содержания питательных веществ. В настоящее время преимущество имеют

концентрированные и сложные удобрения. Экономическая выгода от их использования

велика: если, например, Нечерноземью поставлять хотя бы половину туков в виде

комплексных удобрений, то это даст экономию около 180 млн. рублей за пятилетку.

Разбирая вопрос об эффективности внесения минеральных удобрений под те или

иные

сельскохозяйственные

культуры,

учитель

ставит

перед

учащимися

такие

проблемные вопросы: возможно ли использовать минеральные удобрения без строгой

дозировки? Как вы расцениваете пересыщение почвы азотными, фосфорными или

калийными удобрениями? К чему это может привести? Можно ли определить недостаток

или избыток того или иного минерального удобрения по внешнему виду самого растения?

В ходе беседы учащиеся обсуждают эти вопросы, иллюстрируя ответы примерами из

деятельности местных хозяйств.



В раздел образования