Сравнительная характеристика традиционного урока по информатике и деятельностного урока
Автор: Чекрыгина Татьяна Сергеевна Должность: учитель информатики Учебное заведение: МБОУ Городецкая СОШ Населённый пункт: д.Городцы, Трубчевский район Наименование материала: статья Тема: Сравнительная характеристика традиционного урока по информатике и деятельностного урока Раздел: среднее образование
Сравнительная характеристика традиционного урока и деятельностного
урока (или урока открытия нового знания)
Современный урок, инновация,
Технологии, проблемные ситуации,
Методы, формы, приёмы,
Что в современном уроке применить мы готовы?
Приходят новое поколение, новые стандарты и новые решения.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и
технологии обучения, направленные на достижение главной цели образования -
общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся,
обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Главной формой обучения является урок. В связи с изменениями, которые
происходят в образовании, вопрос, о том, каким должен быть урок, очень актуален
сегодня.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но
решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к
ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он
современен. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с
прошлым, одним словом – актуальный.
Поэтому мы с вами рассмотрим как должен быть организован современный
урок при системно- деятельностном подходе и чем он отличается от
традиционного урока.
Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте
реализации ФГОС второго поколения) .
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Современный урок должен отражать владение классической структурой
урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в
смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала,
технологии его подачи и тренинга.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к
традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к
традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного
количества инноваций.
Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.
плюсы
минусы
Меняющиеся времена не могут
изменить лучшее в уроке. То, что
накапливалось веками, остается
ценным всегда. Нельзя обойтись без
прочных, систематических, глубоких
знаний. Нельзя обойтись без
воспитанной традиционным уроком
привычки к дисциплине и порядку в
голове.
. Очень высокая утомляемость
учителя, особенно на последних уроках, т.
к. большую часть урока проводит сам
учитель.
Всю жизнь проводили
Надоедает одно и то же, бесконечное
традиционные уроки и вырастили
нормальных учеников.
«повторение пройденного»; жалко
«сильных» учеников, которых с каждым
годом все меньше и меньше («низкий»
уровень подтягиваем до «среднего», а с
«сильными» работать некогда).
На традиционном уроке легко
работать: его организация проста,
привычна, хорошо известна и
отработана до мелочей.
Постоянное чувство
неудовлетворенности из-за отсутствия
интереса, нежелания учиться, из-за роста
непонимания со стороны учеников и
родителей к требованиям,
предъявляемым учителем.
Недовольство администрации,
заинтересованной в новом,
несоответствие программ, учебников,
пособий нормативным документам.
Главные ориентиры традиционного
урока – коллективное выравнивание,
средняя успешность (успеваемость)
обучения, средний ученик в целом.
Большинство учителей отмечает резкое
снижение интеллектуального уровня
учеников на примере конкретных классов,
увеличение учеников, в лучшем случае, со
«средним» и низким уровнем развития.
При традиционном обучении
ученикам, успешно закончившим школу,
гораздо труднее найти себя в окружающей
действительности. Среди них гораздо
больше не состоявшихся личностей. Не
случайно в последние годы среди
учителей родилась шутка. На вопрос:
«Кому на Руси жить хорошо: отличнику
или троечнику», всегда один и тот же
ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к
жизни, умеет приспособиться, выбрать
нестандартное решение, принять на себя
ответственность, рискнуть и т. д. Именно
поэтому среди них гораздо меньше
неустроенных, несчастных, чем, к
сожалению, среди отличников, которые
всегда четко и правильно выполняли
указания учителя.
Если рассматривать традиционную форму обучения, то
«Мы должны в первую очередь вложить в ученика знания»
А, целевой установкой новых образовательных стандартов является:
«Развить умение учиться »
Значит, мы должны организовать структуру урока так, чтобы:
1.Во время урока каждый ученик осознал личностный смысл. Учащийся
должен знать, для чего он учится
2.Во время урока ученик должен развивать Универсальные учебные
действия
3.Урок должен быть д еятельностным . Урок только тогда будет
деятельностным, когда 30% от урока отведено учителю и 70% от урока на
самостоятельную работу учеников.
Начиная работать по новым стандартам, мы придем к тому что: «Позиция
педагогической поддержки должна быть таковой: Не делать за ученика, а
помогать преодолевать его проблему»
Учитель выступает в роли тьютера. Мы должны оказывать только адресную
помощь ребёнку.
То есть структура урока по новым стандартам наиболее приближена к
структуре урока при системно-деятельностном подходе или при развитии
критического мышления на уроках.
Типы уроков при традиционной системе обучения:
1.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
2.
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
3.
Урок обобщения и систематизации знаний
4.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся
5.
Комбинированный урок
Уроки деятельностной направленности по целепологанию можно
распределить на четыре группы:
1.
Уроки «открытия» нового знания;
2.
Уроки рефлексии;
3.
Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности);
4.
Уроки развивающего контроля.
Сравним этапы работы на уроке изучения новых знаний и уроке открытия новых
знаний.
Цель традиционного урока- изучение и первичное осознание нового
учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения;
Цели деятельностного урока:
Деятельностная цель- формирование у учащихся умений реализации
новых способов действия;
Содержательная цель- расширение понятийной базы за счёт
включения в неё новых элементов.
Сравним поэтапно традиционный урок и урок на основе системно-
деятельностного подхода.( тип урока –открытие нового знания)
Традиционный урок
Деятельностный урок
1.
Орг. начало урока
Время проведения 3-5 минут.
Включает в себя: приветствие, тема
урока, план урока.
Например (сегодня на уроке мы будем
1.
Мотивация к учебной
деятельности
Время проведения: 5 минут
Тему урока ученики должны
сформулировать сами, учитель
заниматься тем-то и …)
должен лишь подвести к этому.
1. Мотивация может быть
предметная:« вставь пропущенное
слово….., решив задачу понять чего
нам не хватает и чему мы должны
научиться…»
2. В виде эксперимента. Показываем
эксперимент, а потом беседуем с
учениками.
3. Или на этой стадии мы каким либо
образом должны оказать влияние на
психологические особенности
данного возраста.
Например: начать урок с
кинофрагмента или внести в класс
нестандартный предмет .
2.
Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос, индивидуальный
опрос, тестирование и т.д.
2.
Актуализация и фиксирование
индивидуального затруднения в
пробном действии.
Обучающихся вводят в тему урока
путем решения определенных
задач, путем их личных
рассуждений, с помощью
наводящих вопросов. Детей вводят
в тему урока путем решения
определенных задач, путем их
личных рассуждений, с помощью
наводящих вопросов.
3.
Изучение нового материала.
Время проведения 10-15 минут.
Обычно используем объяснительно-
иллюстративный метод.
Зададим себе вопрос: Что в это время
делают наши дети? Внимательно ли они
слушают?????
3.
Открытие нового знания.
Время проведения: 20 минут.
Сам учитель не объясняет. Мы
должны уметь организовать
деятельность детей.
1 вариант: Создать проблемную
ситуацию.
2 вариант: Работа с текстом.
3 вариант:Групповая форма работы,
каждая группа видит карточку перед
собой с определенным рядом
действий (перейти туда-то,
посмотреть то-то, открыть то-то).
Каждой группе даем свое задание, а
сдают они общее, таким образом
они будут слушать друг друга.
4 вариант: Работа с
кинофрагментом.Изначально четко
определить на что обратить
внимание.
5 вариант : Выполнение
практических работ.
Происходит самостоятельное
открытие нового знания.
4.
Закрепление нового материала
Преобладают репродуктивные методы
В основном организуется фронтальная
работа с классом.
4.
Первичное закрепление и
самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
Основной целью этапа первичного
закрепления с проговариванием во
внешней речи является усвоение
учащимися нового способа действия
при решении типовых задач.
Для реализации этой цели
необходимо, чтобы учащиеся:
- решили (фронтально, в группах, в
парах) несколько типовых заданий
на новый способ действия;
- при этом проговаривали вслух
выполненные шаги и их
обоснование - определения,
алгоритмы, свойства и т.д.
организовать самостоятельное
выполнение учащимися типовых
заданий на новый способ действия;
- организовать самопроверку
учащимися своих решений по
эталону;
- создать (по возможности) ситуацию
успеха для каждого ребенка;
- для учащихся, допустивших
ошибки, предоставить возможность
выявления причин ошибок и их
исправления.
5.
Подведение итогов урока
Учитель или обучающиеся говорят, что
нового узнали на уроке, чему научились.
5.
Рефлексия
Основной целью этапа рефлексии
учебной деятельности на уроке
является самооценка учащимися
результатов своей учебной
деятельности, осознание метода
построения и границ применения
нового способа действия.
Для реализации этой цели:
- организуется рефлексия и
самооценка учениками собственной
учебной деятельности на уроке;
- учащиеся соотносят цель и
результаты своей учебной
деятельности и фиксируют степень
их соответствия;
- намечаются цели дальнейшей
деятельности и определяются
задания для самоподготовки
(домашнее задание с элементами
выбора, творчества).
1. Словесная (Синквейн) – раскрыть
само понятие, выразить отношение к
этой теме.
3. Графическая рефлексия. Рука
успеха. Деревья успеха.
(Подпишите пальчики , что нового вы
сегодня узнали на уроке, в середине
руки поставьте оценку уроку,
отношение к уроку.)
Деревья: одна веточка – а все
понял на уроке, вторая, что я не
понял, третья - я понял
недостаточно, буду ещё
разбираться.
Цветовая рефлексия.
6.
Постановка домашнего задания.
Чаще всего одинаковое для всех
учеников
6.
Как самостоятельный этап
отсутствует
Организовать урок подобным образом можно, если новый материал тесно
связан с раннее изученным.
В остальных случаях 3 этап нужно выстроить несколько иначе:
1 вариант. Учитель сам показывает самые важные этапы выполнения учебной
задачи (время объяснения 5 мин)
2 вариант. Групповая форма работы: каждая группа видит карточку перед
собой с определенным рядом действий (перейти туда-то, посмотреть то-то,
открыть то-то). Каждой группе даем свое задание, а сдают они общее, таким
образом обучающиеся будут слушать друг друга.
3 вариант. Изучение нового материала организуется с помощью ЭОР различно
типа.
При таких формах организации урока учитель выступает в роли тьютера.
Позиция педагогической поддержки должна быть таковой: «Не делать за
ученика, а помогать преодолевать его проблему, оказывать только адресную
помощь ребенку».
Новизна современного российского образования требует личностного начала
учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями,
умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний,
умений, навыков. Создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем- то в след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.