Авторы: Курбатова Елена Васильевна, Чередниченко Любовь Карловна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 118
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру
Тема: Очерк. Очерки о Родине. И.С. Соколов-Микитов «Родина». М.А. Шолохова «Любимая мать-отчизна»
Раздел: начальное образование
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Интегрированный урок по литературному чтению
и окружающему миру
Тема: Очерк. Очерки о Родине.
И.С. Соколов-Микитов «Родина».
М.А. Шолохова«Любимая мать-отчизна»
Цель: познакомить обучающихся с новым жанром литературы: научно-
художественным очерком
Задачи:
образовательные:
1.
сформировать у обучающихся представление о новом жанре: научно-
художественном очерке;
2.
учить определять тему очерка, выделять факты и информацию
развивающие:
1.
развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;
2.
развивать читательские умения работы с текстом;
3.
развивать коммуникативные навыки;
воспитательные:
1.
воспитывать у детей чувство патриотизма;
2.
воспитывать устойчивый интерес к предметам литературное чтение и
окружающий мир.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Я рада
видеть ваши улыбки , и , думаю что наш сегодняшний урок принесет всем радость
общения друг с другом! Слайд1
II.
Постановка учебной задачи
Слайд 2 Сегодня мы проводим очередное заседание научно-литературного
сообщества «Хочу все знать». Наше сообщество сегодня проведет литературно-
научное расследование нового жанра.
-Какие жанры литературных произведений вы знаете?
- Знаете ли вы что такое очерк?
-Какую информацию вы хотите получить по этому вопросу?
Слайд 3
Что такое очерк?
Кто пишет очерки?
Как называют автора очерка?
О чем пишутся очерки?
Чем отличается очерк от рассказа?
С какой целью пишутся очерки?
В нашем литературно- научном расследовании примут участие группы
«специалистов»: географы и литературоведы. Каждая группа будет вести своё
расследование по индивидуальному маршруту.
1.
Чтение вступительной статьи
2.
Анализ статьи: возможно теперь ответить на наши вопросы?
(ответы найти и зачитать)
3.
Составление карты рассуждений слайд4
РАССКАЗ
ОЧЕРК
есть вымысел
нет вымысла
художественные средства
точная информация
точность фактов необязательна
достоверные реальные факты
IV. Работа с очерком И.С. Соколова-Микитова «Родина»
-Мы будем работать над новым произведением
-Прочтите название
-Определите тему
- Назовите автора
Слово литературоведам . Рубрика «Это вы уже знаете»
-Найдите сообщение о нем
-Вспомните его рассказы о природе, о Родине
- Что такое Родина для вас?
Ознакомительное чтение
Выборочное чтение
-Найдите в тексте и подчеркните: что для автора значит слово «Родина»? слайд
(… Родина! Это слово полное глубокого смысла)
Беседа-рассуждение
Какой глубокий смысл раскрывается в понятии этого слова?
(Обширна и многообразна, родившая нас страна.) слайд
Как представляет свою Родину автор?
Какие факты сообщает? Прочитайте
Лексическая работа
Какие художественные (выразительные средства) использует автор?
Слово литературоведам.
-дайте определение термину «Эпитет»
-найдите в тексте словосочетания существительное + прилагательное
Яркое солнце
Снежные вершины
Знойные степи
Синие дали
Высокие горы
Блистающие вечные ледники
Необъятные поля
- объясните смысл слов «необъятные поля», «знойные степи», « величественная страна».
-найдите значение данных слов в толковом словаре.
ВЫВОД литературоведов:: писатель использует художественно - выразительные
средства как в рассказах. Значит это произведение может считаться рассказом
Слово географам: работа по физической карте России
Взгляните на карту. Наша страна занимает огромную территорию и является самой
крупной страной в мире. На севере Россию омывает воды Северно-Ледовитого океана,
на востоке плещется Тихий океан. На юге граница идет по крупным рекам, высоким
горам, Каспийскому и Черному морям. На западе большая часть проходит оп суше. На
территории России много полноводных рек. Волга- самая протяженная река в Европе.
Много красивых озер, густых лесов, плодородных полей и скалистых гор.
ВЫВОД: в данном тексте используется конкретная информация. Значит это научный
текст.
Каждая группа обосновала свой ответ. Но мнения разделились. Кто же прав?
К какому жанру отнесем этот текст?
III. Работа над новым материалом.
Работа со схемой.
Группа литературоведов
-Дополнить схему в рабочих тетрадях эпитетами из текста.
Группа географов
-Дополните схему в учебнике данными из текста
Объедините информацию ваших схем в одну. Прочитайте полную информацию.
Моделирование общей схемы. (по этапам)
Работа над характеристикой жанра
-Смотрим карту рассуждений
Можно сказать, что это произведение рассказ? Подтвердите свой ответ
(рассказ -художественные средства)
Можно ли назвать это произведение очерком?
( очерк – точная реальная информация)
Посторенние логической цепочки рассуждений
- рассказ- научно-художественный рассказ- рассказ точный ,наличие реальных знаний)
ВЫВОД: По жанру это произведение научно-художественный очерк.
Физминутка.
РОДИНА
слово глубокого смысла
обширна и многообразна
поля
реки
горы
леса и степи
многолюдные города
чудесные песни
ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ СТРАНА
Родина- это
синие дали
чудесные песни
поля
Родина - это
горы
реки
Составление модели обложки.
Вводим в модель условное обозначение нового жанра. Очерк –
1.
Работа в парах.
2.
Индивидуальная работа
Автор-очеркист И.С. Соколов-Микитов
Жанр- очерк
Тема- О Родине
Цвет - красный
Название – Родина
Слушание очерка М.А. Шолохова «Любимая мать-отчизна»
Работа в рабочей тетради.
«Проталинки».
-Какие слова подбирает писатель, чтобы описать свою Родину? Вставьте пропущенные
слова
«Поиск»
-Что для М.А.Шолохова значат слова «Мать - отчизна»?
Допишите предложение:
«Мать – отчизна ……»
Подбери синонимы к словам «Мать – отчизна»
(Родина –«Родина- мать»-Отчизна-Отечество)
Минутка релаксации *Виртуальное путешествие «Моя Родина»
Задание:
-К каждому слайду найдите и зачитайте предложение или словосочетание из текстов.
Проба пера. Работа в тетради
-Что для вас значит слово Родина?
Работа по выбору
1.
нарисуйте
2.
напишите
3.
нарисуйте и напишите
4.
* составьте таблицу
Проверка.
IV. Итог урока.
- В начале урока вы открыли рубрику «Хочу знать?»
- Можете ли вы теперь дать ответ на вопросы?
- С какой целью авторы пишут очерки?
V. Рефлексия
Мать-отчизна
любимая
извечная кормилица
собирает жизнетворящие силы
для новых свершений