Напоминание

Очерк. Очерки о Родине. И.С. Соколов-Микитов «Родина». М.А. Шолохова «Любимая мать-отчизна»


Авторы: Курбатова Елена Васильевна, Чередниченко Любовь Карловна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 118
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру
Тема: Очерк. Очерки о Родине. И.С. Соколов-Микитов «Родина». М.А. Шолохова «Любимая мать-отчизна»
Раздел: начальное образование





Назад




,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Интегрированный урок по литературному чтению

и окружающему миру

Тема: Очерк. Очерки о Родине.

И.С. Соколов-Микитов «Родина».

М.А. Шолохова«Любимая мать-отчизна»

Цель: познакомить обучающихся с новым жанром литературы: научно-

художественным очерком

Задачи:

образовательные:

1.

сформировать у обучающихся представление о новом жанре: научно-

художественном очерке;

2.

учить определять тему очерка, выделять факты и информацию

развивающие:

1.

развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;

2.

развивать читательские умения работы с текстом;

3.

развивать коммуникативные навыки;

воспитательные:

1.

воспитывать у детей чувство патриотизма;

2.

воспитывать устойчивый интерес к предметам литературное чтение и

окружающий мир.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Я рада

видеть ваши улыбки , и , думаю что наш сегодняшний урок принесет всем радость

общения друг с другом! Слайд1

II.

Постановка учебной задачи

Слайд 2 Сегодня мы проводим очередное заседание научно-литературного

сообщества «Хочу все знать». Наше сообщество сегодня проведет литературно-

научное расследование нового жанра.

-Какие жанры литературных произведений вы знаете?

- Знаете ли вы что такое очерк?

-Какую информацию вы хотите получить по этому вопросу?

Слайд 3

Что такое очерк?

Кто пишет очерки?

Как называют автора очерка?

О чем пишутся очерки?

Чем отличается очерк от рассказа?

С какой целью пишутся очерки?

В нашем литературно- научном расследовании примут участие группы

«специалистов»: географы и литературоведы. Каждая группа будет вести своё

расследование по индивидуальному маршруту.

1.

Чтение вступительной статьи

2.

Анализ статьи: возможно теперь ответить на наши вопросы?

(ответы найти и зачитать)

3.

Составление карты рассуждений слайд4

РАССКАЗ

ОЧЕРК

есть вымысел

нет вымысла

художественные средства

точная информация

точность фактов необязательна

достоверные реальные факты

IV. Работа с очерком И.С. Соколова-Микитова «Родина»

-Мы будем работать над новым произведением

-Прочтите название

-Определите тему

- Назовите автора

Слово литературоведам . Рубрика «Это вы уже знаете»

-Найдите сообщение о нем

-Вспомните его рассказы о природе, о Родине

- Что такое Родина для вас?

Ознакомительное чтение

Выборочное чтение

-Найдите в тексте и подчеркните: что для автора значит слово «Родина»? слайд

(… Родина! Это слово полное глубокого смысла)

Беседа-рассуждение

Какой глубокий смысл раскрывается в понятии этого слова?

(Обширна и многообразна, родившая нас страна.) слайд

Как представляет свою Родину автор?

Какие факты сообщает? Прочитайте

Лексическая работа

Какие художественные (выразительные средства) использует автор?

Слово литературоведам.

-дайте определение термину «Эпитет»

-найдите в тексте словосочетания существительное + прилагательное

Яркое солнце

Снежные вершины

Знойные степи

Синие дали

Высокие горы

Блистающие вечные ледники

Необъятные поля

- объясните смысл слов «необъятные поля», «знойные степи», « величественная страна».

-найдите значение данных слов в толковом словаре.

ВЫВОД литературоведов:: писатель использует художественно - выразительные

средства как в рассказах. Значит это произведение может считаться рассказом

Слово географам: работа по физической карте России

Взгляните на карту. Наша страна занимает огромную территорию и является самой

крупной страной в мире. На севере Россию омывает воды Северно-Ледовитого океана,

на востоке плещется Тихий океан. На юге граница идет по крупным рекам, высоким

горам, Каспийскому и Черному морям. На западе большая часть проходит оп суше. На

территории России много полноводных рек. Волга- самая протяженная река в Европе.

Много красивых озер, густых лесов, плодородных полей и скалистых гор.

ВЫВОД: в данном тексте используется конкретная информация. Значит это научный

текст.

Каждая группа обосновала свой ответ. Но мнения разделились. Кто же прав?

К какому жанру отнесем этот текст?

III. Работа над новым материалом.

Работа со схемой.

Группа литературоведов

-Дополнить схему в рабочих тетрадях эпитетами из текста.

Группа географов

-Дополните схему в учебнике данными из текста

Объедините информацию ваших схем в одну. Прочитайте полную информацию.

Моделирование общей схемы. (по этапам)

Работа над характеристикой жанра

-Смотрим карту рассуждений

Можно сказать, что это произведение рассказ? Подтвердите свой ответ

(рассказ -художественные средства)

Можно ли назвать это произведение очерком?

( очерк – точная реальная информация)

Посторенние логической цепочки рассуждений

- рассказ- научно-художественный рассказ- рассказ точный ,наличие реальных знаний)

ВЫВОД: По жанру это произведение научно-художественный очерк.

Физминутка.

РОДИНА

слово глубокого смысла

обширна и многообразна

поля

реки

горы

леса и степи

многолюдные города

чудесные песни

ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ СТРАНА

Родина- это

синие дали

чудесные песни

поля

Родина - это

горы

реки

Составление модели обложки.

Вводим в модель условное обозначение нового жанра. Очерк –

1.

Работа в парах.

2.

Индивидуальная работа

Автор-очеркист И.С. Соколов-Микитов

Жанр- очерк

Тема- О Родине

Цвет - красный

Название – Родина

Слушание очерка М.А. Шолохова «Любимая мать-отчизна»

Работа в рабочей тетради.

«Проталинки».

-Какие слова подбирает писатель, чтобы описать свою Родину? Вставьте пропущенные

слова

«Поиск»

-Что для М.А.Шолохова значат слова «Мать - отчизна»?

Допишите предложение:

«Мать – отчизна ……»

Подбери синонимы к словам «Мать – отчизна»

(Родина –«Родина- мать»-Отчизна-Отечество)

Минутка релаксации *Виртуальное путешествие «Моя Родина»

Задание:

-К каждому слайду найдите и зачитайте предложение или словосочетание из текстов.

Проба пера. Работа в тетради

-Что для вас значит слово Родина?

Работа по выбору

1.

нарисуйте

2.

напишите

3.

нарисуйте и напишите

4.

* составьте таблицу

Проверка.

IV. Итог урока.

- В начале урока вы открыли рубрику «Хочу знать?»

- Можете ли вы теперь дать ответ на вопросы?

- С какой целью авторы пишут очерки?

V. Рефлексия

Мать-отчизна

любимая

извечная кормилица

собирает жизнетворящие силы

для новых свершений



В раздел образования